Опубликовано 25 Декабрь, 2023 - 00:25

Всем привет!

Ввиду проблемных сейчас путешествий за границу, осваиваем внутренний туризм) осенний выбор пал на Владикавказ — город на юге России, между Грозным и Нальчиком. Из него до гор и до Грузии буквально полчаса, очень интересно соблюдается ПДД, а также вкусная еда. Но обо всем по порядку:

Добраться до Владикавказа можно разными способами. Тут есть и аэропорт, железнодорожный и автобусный вокзалы. У нас был перелет из Москвы, время полета было около 3,5 часов.

Часто вижу выгодные рейсы туда-обратно примерно по 5-6 тыс, или можно прилететь в соседние города и добраться уже наземным транспортом до Владикавказа.

Аэропорт находится в городе Беслан, это пригород Владикавказа. Дорога до города займет минут 30-40 на такси по трассе, автобусов из аэропорта нет. Сам аэропорт очень небольшой, тут всего несколько гейтов, и нет суматохи — когда мы прилетели, были вообще одни, а когда вылетали — было несколько самолетов друг за другом, но при этом все проходили проверки без очередей и суеты.

Такси из аэропорта Беслан до Владикавказа обошлось в ~400 рублей. Там работают убер и Яндекс плюс местные фирмы. Автопарк преимущественно состоит из отечественного автопрома, поэтому на дорогах сплошные белые Лады. Поездки по городу недорогие, можно даже не пользоваться общественным транспортом -- из него там множество маршруток и трамваи.

Жилья во Владикавказе очень много на любой вкус: гостиницы, хостелы, гостевые дома, апартаменты и квартиры. Искать все можно на агрегаторах отелей, суточно и авито. 90% жилья в специфическом стиле или, наоборот, полуубитые номера со странными интерьерными решениями. Поиск привел нас на авито — мы забронировали 2 разные квартиры, одну в строящемся районе, вторую в самом центре. Обе сделки прошли без проблем, впечатления остались позитивные. Цены в среднем 2-3 тысячи за ночь.

подъезд в старом доме начала 20-го века

Аренда авто была просто необходима, потому что у нас был план по поездкам по республике. Машину мы также нашли и забронировали на авито. Здесь сказался местный менталитет — договорились на одну машину, дали другую, просили заранее поменять шины на зимние (так как в горах совсем зима и завалы снега), приехали — машина на летней. В итоге потратили следующее утро, на то, чтобы дождаться знакомого знакомых арендодателя, которые просто во дворе нам поменяли шины. Товарищ опаздывал, и «промежуточный» молодой человек очень переживал за это, развлекал нас разговорами и принес горячий чай. В общем, собрали бинго из стереотипов «обязательность» и «гостеприимность и дружелюбие» этой республики)

Поведение на дорогах отличается от привычных нам, мне кажется, если сдавать тут на права, будет не страшно уже ничего) Была свидетелем очень-очень спорных решений водителей, как проезд на красный, длительная езда по встречке, наезд на зеленый пешеходный переход, ну и множество "подрезаний", отсутствие сигналов и так далее. Даже видели ДТП с участием лошадки, но это уже на выезде из города, где вокруг ходят лошади и коровы. Езда в таких условиях в городе, где ты никогда не был, да ещё и навигатор выдает ошибочные маршруты точно не для новичков. Советую сажать на руль опытных людей, кто может подстроиться под секундную ситуацию.

Дороги очень хорошие, никаких ям за всё время поездки мы не увидели. Наоборот, везде, даже в горах, и в городе очень хорошее покрытие.

Еда в нашем жилье не предусмотрена, поэтому завтраки и ужины у нас проходили в городе. На завтрак обычно брали несколько пирогов и кофе в ближайшей «Пятерочке», на ужин ходили в кафе или рестораны, как в городе, так и в горах.
Если в кафе местная кухня, то в меню обязательно будут хачапури, мясо с мангала, осетинские пироги с различными начинками: сыр, мясо, картофель, листья свеклы, а также хинкали, супы.
Также много заведений с европейской кухней, в центре разные модные бургерные, чебуречные и прочие. Можно найти еду на любой вкус. Также работает доставка Деливери.

цены на осетинское меню в горах
Цены приятно удивили, они ниже, чем в СПб, особенно на местную еду: пироги можно встретить по 180-200 рублей. В более «модных» местах подороже, но все равно это нормальные, не завышенные цены. При этом порции добротные, от души.

Есть, как и везде, "столовские" заведения, где пахнет половыми тряпками, а есть "приличные" заведения. Также, как и магазины -- есть ларьки, а есть что-то типа "Азбуки Вкуса". Есть и привычные "Магнит", "Пятёрочка", свои местные супермаркеты с огромными отделами готовой еды. В общем, поесть не проблема.

Погода в конце ноября во Владикавказе была хорошей, с утра было свежо, градусов 5, днём доходило до 15. В горах погода меняется очень часто, поэтому лучше одеваться многослойно и ветро и влагозащитно: кофта к телу, флиска, непромокаемая куртка, головной убор (закрыть уши от ветра) и шарф. Перчатки тоже были не лишними. В городе можно было гулять налегке.

В первый день прилета был дождь и туманность, зато следующее утро поразило нас голубым эмалированным небом, солнцем и невероятным видом на вершины прям на расстоянии вытянутой руки. Квартира была на самой окраине, тут ещё идет стройка, и это была как «первая линия» у гор.

стройка района на окраине и голубое небо в конце ноября

Традиционное кавказское гостеприимство мы тоже ощутили. Очень вежливый сервис, много семейных заведений, даже на кассе в Магните молодой человек очень участливо обслужил и поддержал small talk) Так как погода была не для раздевания, каких-либо ситуаций с внешним видом у нас не было.

Что мы успели посмотреть во Владикавказе?

В первый же день мы поехали в Беслан, в мемориал школы №1. Далее наши дни складывались так: утром мы уезжали после завтрака в горы, возвращались к вечеру, и вечером шли гулять по городу и на ужин. Перед вылетом у нас было 1,5 дня без машины, когда мы обошли ещё раз весь центр, но уже при свете дня.

начало проспекта Мира у крепости Владикавказ
Главной туристической артерией города является отреставрированный проспект Мира, длиной чуть более километра, от улицы Штыба до улицы Кирова. Тут же находится и очень классный Национальный музей республики, а также множество аутентичных заведений, Академический русский театр имени Е. Б. Вахтангова, учебные заведения, сувенирные лавки, памятники и уличные выставки.
проспект Мира в тёмное время
Можно несколько раз ходить взад-вперед, глазеть на старые дома, вывески, разглядывать витрины. Здесь всё очень "инстаграмное", кафешки, набережная реки с качелями и большой парк. Нам повезло, и при ясном закате мы увидели Казбек
закат с набережной и Казбек
На набережной стоят церкви и мечети разных вероисповеданий, находится Центральный парк культуры и отдыха имени К. Л. Хетагурова, где петляют дорожки, много обзорных площадок, есть детская зона с аттракционами. В наш приезд листья уже облетели, но всё равно было приятно прогуляться, особенно вечером -- все подсвечено, стоят старые фонари, как будто мы перенеслись на 100 лет назад.

Кроме старой застройки сам город больше похож на смесь частного сектора с низковысотной застройкой. Если заглянуть во дворы, можно увидеть множество "надстроек" вокруг домов, и совсем не просто увеличенный балкон на первом этаже:

Ближе к окраине частных домов всё больше, только в отличие от центральной России, где дома окнами/наличниками наружу, тут всё спрятано за бетонными заборами.

Ну и, конечно, стоит перевести взгляд -- и горы, горы, горы! Не знаю, можно ли к ним привыкнуть, я каждый раз осекалась, когда поворачиваешь голову при переходе дороги, например, а там гора. Нет, вот так: ГОРА! Они гораздо больше, чем передаёт фото, масштабные, синие, закатные, белые... невероятное зрелище

в проеме между зданиями Кавказские горы
К сожалению, природа тут -- вещь, о которой не особо заботятся. Так как я сдаю раздельный мусор, я смотрела на всё это со слезами. Вдоль дорог грязно, по дороге к границе с Грузией пластиковые пакеты флагами развеваются по ветру, везде какие-то кучи, много недостроя со строительным мусором, бутылки и фантики, да даже в нашем дворе я безуспешно искала хотя бы одну мусорку выкинуть бумажку -- не было ни одной, только большая мусорная площадка в глубине двора.
набережная Терека в центре
Как-то всё беззаботно -- у меня чисто, а что там за забором -- хоть трава не расти. Проезжая такую красоту, а потом смотря вниз, на землю -- становится невероятно грустно, сколько у нас красоты, и как мы о ней не заботимся.

подъезжая к Владикавказу
Итого

Я не знаю, какому городу я бы поставила меньше 5 звезд -- это всё таки всё очень субъективно, каждый город прекрасен и интересен, и было бы замечательно изучать природу и города не по книжкам, а вживую -- поэтому любая поездка всегда хорошо.

На Владикавказ хватит и одного, максимум два дня, как по мне. Все достопримечательности рядом, в центре, здесь не супер туристически -- так скажем, посмотреть город и поехать дальше, в горы. Удобное расположение позволило нам объездить Северную Осетию и съездить в Грузию, так что как город прилёта и вылёта Владикавказ подходит идеально.