Своими руками можно сделать много разных полезных и развивающих игрушек. Я уже показывала в предыдущих отзывах домики и гаражи для машин, сделанные из бумаги и картона. В принципе, это несложно и по силам каждому. Сейчас я хочу уделить внимание более интересной вещи - аэроплану, изготовленному из различных подручных материалов. На сей раз главным конструктором был муж, он же выполнял все работы по созданию модели. Я предоставляла ему необходимые материалы, пошагово фотографировала процесс и от меня сопроводительный текст. Я пишу отзыв. Конечно же, и мои дома, диорамы, дворцы никуда не делись. Один коттеджик оставила, похожий на родительский дачный домик, а крупногабаритные поделки разобрала и убрала, чтобы занимали меньше места в квартире. При повторной сборке нужно раскладывать детали, склеивать, реставрировать, но это уже проще, чем создавать с нуля.
Представленный здесь самолет является классическим бипланом, у которого два крыла располагаются одно над другим. Визуально он опирается на конструкции аэропланов 1910-х - 1920-х гг., но данная модель абсолютно произвольная и не копирует в точности ни один из реально существовавших образцов. Она делалась буквально по единственному эскизу с минимальными построениями на бумаге. При изготовлении использованы широкодоступные материалы, имеющиеся в каждом доме. Никто не собирается устанавливать на игрушку мотор, поэтому весом и толщиной деталей планера можно пренебречь. Отмечу, что набор материалов может варьироваться в зависимости от того, что найдете. Обшивка верхнего крыла сделана прозрачной, дабы продемонстрировать его внутреннее устройство.
Нам понадобились: картон от коробок и канцелярских папок; обрезки бумаги разных видов от офисной до оберточной; немного стальной проволоки; несколько крышек от баночек детского питания; кусок пластикового отделочного профиля (подойдет любой бордюр или кабельный канал), прозрачные пластиковые бутылки, контейнер для пирожных (коррекс), металлизированная упаковочная пленка, бамбуковые шпажки. Большинство из перечисленного в других случаях обычно просто выбрасывается. Использование для поделок отработанной продуктовой упаковки позволяет сократить количество бытовых отходов, выбрасываемых в окружающую среду. Остальное необходимое: изолента для колесных шин, акварельные краски, универсальный прозрачный клей и клей ПВА.
Сначала на листах бумаги были вычерчены обводы крыльев и фюзеляжа. Фюзеляж нарисован в двух проекциях - сбоку и сверху. Далее нам потребовалось выбрать профиль крыла. Для биплана взяли довольно простой вариант с выпуклой верхней и почти плоской нижней частью - удобнее устанавливать крепления верхнего крыла к нижнему крылу и фюзеляжу. Получившиеся шаблоны послужили основой конструкции.
По шаблону фюзеляжа рисуем развертку на картоне, вырезаем, склеиваем. Это самое быстрое, что можно сделать. Сечение изменяется с круглого (в области моторного отсека и кабины пилота) на каплевидное с сужением снизу (в хвостовой части). Собранные стопкой друг поверх друга и склеенные воедино жестяные крышки от баночек с детским питанием имитируют капот мотора. Внутри нет ни моторамы, ни шпангоутов, ни лонжеронов. Бамбуковая шпажка на нижнем ребре оказалась не в счет. Для придания дополнительной жесткости, чтобы картонная обшивка не сминалась в руках, фюзеляж наполнили изнутри кусочками бумаги с клеем по методике папье-маше. Самолет ведь игрушка, интерьерное украшение. Поставить на стол или подвесить к потолку. Потом выяснилось, что мало-мальский силовой набор фюзеляжу бы не помешал. Сами по себе картон и бумажная масса подвержены рассыханию, кручению в тонких местах. И если средняя часть, где слой бумаги толстый и площадь опоры большая, прочно соединяется с центропланом нижнего крыла, то пазы в тонком хвосте для крепления стабилизатора и киля уже не такие крепкие и элементы хвостового оперения выгибаются от неосторожного хватания руками.
А вот крылья поделки прочные и в общих чертах повторяют конструкцию крыльев настоящего самолета. Выпуклый профиль задают поперечные силовые элементы - нервюры. Продольную жесткость обеспечивают лонжероны и стрингеры. Часть деталей склеена из фрагментов пластмассового бордюра, используемого для отделки помещений. На балконе давно лежал ненужный отрезок чуть больше метра в длину. Особенность его состоит в том, что в нем два достаточно жестких уголка по краям, пригодных для изготовления стоек и подкосов, усиленных кромок, но между этими углами находятся стенки из очень мягкого и тонкого пластика, напоминающего по качеству мелованную бумагу. Тоньше банковской карты. Вырезанная полоска легко сворачивается в рулон. Нервюры пришлось усилить картоном. Лонжероны склеены из нескольких бамбуковых палочек, концы которых срезаны наискосок. При желании их можно заменить одной длинной палочкой от сахарной ваты или воздушного шарика, но у нас ничего иного не нашлось под рукой.
Прозрачная обшивка верхнего крыла выклеена из боковин пластиковых 1.5-литровых бутылок и ПЭТ-коррекса. Для летающих моделей применяются гораздо более легкие материалы обшивки, чем для статичных - лавсановая пленка, папиросная бумага, пенопласт. В крайнем случае широкий скотч. Полосы, вырезанные из бутылочных стенок, достаточно тяжелы и их труднее состыковать и соединить на клей. Ради интереса я взвесила наше собранное крыло, имеющее размах 45 см. Получилось 87 граммов. Общий вес самолета с размерами ДxШxВ = 38x45x20 см составил примерно 400 граммов.
Нижнее крыло изготовлено по той же технологии, что и верхнее, только обшивка состоит из картона и слоя белой бумаги, легко окрашиваемого акварельными красками. Еще оно отличается от верхнего наличием положительного поперечного V.
У настоящих летательных аппаратов такая V-образность обеспечивает устойчивость к крену. Бипланы могут иметь поднятые вверх концы как на одном, так и на обоих крыльях.
Аэроплан хоть и игрушечный, но оснащен подвижными управляющими поверхностями: элеронами, рулями высоты и направления.
В кабине установлены ветровое стекло, кресло пилота и штурвал.
Фигурка пилота сделана из бумаги, наклеенной на проволочный каркас. Для наглядности рисуем эскиз, с которым будем сверяться. По нему выгибаем скелет из стальной проволоки.
Обертываем его тонкими бумажными полосками. Первые слои вплетаем в проволоку, чтобы лучше держались. После высыхания остается только раскрасить, нарисовать лицо и обмундирование.
Колеса шасси состоят из нескольких кружочков гофрокартона, собранных в пачку и облицованных металлизированной упаковочной пленкой, на которые наклеены шины из трех частей: двух боковин и протектора. Они обмотаны черной изолентой, имитирующей материал авиашин. Разумеется, это лишь один из способов смоделировать колесо. Если в наличии есть резина, лучше сделать покрышки из резины.
Лопасти воздушного винта изготовлены из того же пластикового отделочного бордюра, который использовался для постройки крыльев. Одна из его поверхностей имеет выпуклость. Чтобы не рассчитывать угол и сечение винта, достаточно найти по диагонали закручивающийся участок на пластмассине, откуда можно вырезать детали. Склеив их попарно получаем мало-мальски реалистичный аэродинамический профиль. Я покрутила пропеллер за ось и убедилась: поток воздуха нагнетает хорошо. Кок для винта сформирован из бумажной массы. Здесь он также обеспечивает нужную прочность в месте крепления лопастей к проволочной оси.
Из тонкой стальной проволоки (оцинкованная 0.7 мм в мотке) сделаны элементы крепления рулей и элеронов, их приводные тяги. Более толстая проволока (диаметром 2 мм) использована для стоек шасси.
Стойки сдвинуты вперед относительно центра тяжести, предотвращая капотирование. Самолет стоит устойчиво, хорошо катается по ровной поверхности. Хрупкой деталью является только опорный костыль в хвостовой части, так как он пластмассовый.
У нашего биплана открытая кабина, поэтому верхнее крыло держится исключительно на подкосах и стойках. В настоящих самолетах подобной системы важную роль играют еще расчалки - натянутые тросы или ленты, фиксирующие крылья в определенном положении. На таком маленьком самолетике расчаливать нечего: крыльевые стойки выдерживают нагрузку. А среди летающих моделей преобладают свободнонесущие варианты либо бипланы с закрытой кабиной, где центроплан верхнего крыла устанавливается прямо на крышу.
Хотя при постройке игрушки применены не только бумага и картон, но и пластмасса, дерево и металл, формально самолет считается бумажным. Подобные имелись и в нашем детстве, склеенные из любой подручной бумаги и реек. Лично мне больше по душе тонкие наборные конструкции, чем просто вырезанные детали из цельного пенопласта. А разве не прекрасно то, что макулатура, пустые картонные коробки, пластиковые бутылки и пакеты из-под молока превращаются в новые замечательные вещи? Во сколько обойдется покупка готового игрушечного самолета в магазине? И потом предметы ручного производства являются уникальными.
Я очень люблю рукоделие и народные промыслы. Удивительные вещи создают люди. Глядя на них перепробовала многое. Мягкие игрушки шила и кукол, но самым продолжительным увлечением стали домики из бумаги. Началось с дома Барби, увиденного в журнале, по образу и подобию которого я склеила первую конструкцию. Потом стали появляться самые разные здания и объекты прилегающих территорий - деревья, цветочные клумбы, ворота и т.д. - для автомоделей и макетов железных дорог.
В ход точно так же, как в случае с самолетом, идут бумага, упаковочный картон, остатки текстиля, проволока, спички. Иногда - настоящие камни, плиточный клей, строительная штукатурка. Специально я не развожу строительные смеси, но если остается что-нибудь после ремонтных работ, не выбрасываю, а пускаю на поделки.
Временные затраты следует принять как данность. Заявленное мужем "Я за 5 минут склею" растянулось на целый выходной день. Щас, щас спою. Я же знаю, сколько человеко-часов может занять изготовление каждой вещи. Иные кукольные домики я создавала неделями. В некоторых случаях ждала, когда высохнет клей или слой папье-маше. Помимо всего прочего у взрослых людей вопрос доведения до завершения состоит не столько в усидчивости, сколько в возможности уделять время любимому хобби. Зато и ощущения от своих творений совсем другие, нежели от приобретения готовых игрушек в магазинах. У каждой вещи есть история.
Самодельные игрушки могут быть наивными, несовершенными, но они в каком-то смысле живые.
Кажется, что этому самолету тесно на столе. Летчик готовится вырулить на взлетную полосу. Еще немного и он поднимется в небо. Ведь впереди целый мир, ограниченный лишь полетом вашей фантазии!
Так и у нас не конвейерная 😊 Кстати, в родительском доме оставалось много фотопленок. На каждом шагу я натыкалась на них. А теперь хочу напечатать фото из моих ранних лет и ни одной пленки больше не нахожу. Вот что значит постоянное обновление жилища и отсутствие в нем укромных мест, где мог бы заваляться чемодан со старой фототехникой и архивами.