Опубликовано 6 Сентябрь, 2019 - 11:04

Знаете, есть книги, которые надо прочитать каждому. А теперь я могу сказать, что есть и фильм, который тоже не мешало бы посмотреть всем. И совершено неожиданно для меня этим фильмом стал "Беслан. День незнаний" от Ксении Собчак. Он получил шквал критики, много негатива, но в нем Ксения Анатольевна поднимает действительно важные вопросы, которые нужно поднимать и нельзя замалчивать.

Беслан. Сейчас это трагедия, наверное, все еще пугает многих, как и прежде. Возможность ее повторения вызывает ужас. В свое время захват заложников шокировал всю страну. Но в том далеком 2004 году я, девочка-младшеклассница, мало что понимала в этом. Я помню, что второго сентября в школу не пришла треть класса, помню серьезность учителей, помню их речи. Помню, как нас заставляли стоять и устраивали минуту молчания. Пожалуй, в том возрасте слова терроризм, смерть, заложники мало что для меня значили, мы просто не понимали масштаба трагедии. Нет, я понимала, что произошло что-то не то, но в силу возраста меня то ли не посвящали во все ужасы происходящего, то ли детский мозг воспринимал все несколько иначе.

Поэтому этот фильм стал для меня своего рода откровением. Я знала, что в Беслане погибли сотни человек, знала о раненых, знала о героях, которые спасали детей. Но вот того, как погибали эти люди я не знала. Я не знала и их дальнейшей судьбы. Эта информация не рассказывается учителями и не упоминается в СМИ в годовщин трагедии. О ней принято молчать.

Однако, фильм Собчак я решила посмотреть не только по этой причине, но и из-за общественного резонанса, который он вызвал. Мне хотелось посмотреть на альтернативную версию трагедии. И я не осталась разочарована.

Итак, все начинается с предыстории и общих кадров разрушения. Могилы, надгробья, разрушенная школа и ее коридоры... эти кадры, конечно, добавляют фильму атмосферности, но вместе с тем еще и вносят щепотку пафоса во все это. Ксения определенно хотела с самого начала поднять градус накала до максимума, и у нее это вышло. Хотела ли она похайпить? Думаю, да. Но это не тот хайп Дианы Шурыгиной, а скорее просто ажиотаж. Скандальная личность выпускает фильм со скандальным содержанием да еще и на пятнадцатую годовщину теракта? Ну, доля хайпа тут точно есть. Ведь этим фильмом она привлекает внимание не только к проблеме, но и к себе. Впрочем, мне это не мешает, ведь фильм снят качественно.

Ксения очень ответственно подошла к подбору материала и очень правильно все смонтировала.

Она разыскала заложников, их родственников и рассказала историю каждого из них на карточке, не заставляя вновь и вновь переживать героев свое горе. Мне это понравилось. Она не лезла к ним в душу и не бередила их рану, тыкая в нее микрофоном на камеру. Она не заставила их показать свои чувства и слезы на всеобщее обозрение. Это бы подняло градус интереса и эмоционального отклика, но она поступила более тактично, как мне кажется.

Она не выпрашивала у них подробностей, не задавала болезненных вопросов и не пересказывала их истории. Она позволила говорить им. То, что они считали нужным. И они говорили. Кто-то действительно делился своим горем, рассказывая все, что помнил. Кто-то же больше говорил о том, на что похожа их жизнь сейчас. И часть этих историй на самом деле больше похожа на кошмар. Пострадавшие малыши, убитые на их глазах родственники - это ломает людей.

Впрочем, Ксения не акцентировала свое внимание на их чувствах, хотя было видно, что она сопереживает им. Она больше интересовалась их версией произошедшего и... практически у всех она кардинальным образом отличалась от того, что значится в официальных отчетах.

Для меня было важно то, что Ксения не задавала каких-то наводящих вопросов, не навязывала свое мнение и свою точку зрения на произошедшее. Она слушала. Да, она участвовала в диалоге, но ее вопросы касались всего от любимых книг пострадавших до того, влияет ли их инакомыслие на повседневную жизнь.

Многие увидели в этом фильме политизирование ситуации. И, да, оно тут есть. Но немного не в том виде, в котором это восприняли. Ксения и ее герои подводят нас к мысли о том, что виновата политика, но действующего главу государства при этом никто не обвиняет. Напротив, люди в открытую говорят о том, что он непричастен. А вот по некоторым испугавшимся товарищам из верхушки власти, которые побоялись выйти на переговоры, проходятся. Но не она, а сами жертвы. Ведь их бездействие стоило им мужей, братьев, сестер и детей. Прояви они чуть больше смелость и понимания - жертв могло бы быть намного меньше.

Впрочем, история не знает сослагательного наклонения, поэтому произошло то, что произошло. Однако, Ксения разбирает последствия. Она задает вопросы и оказывается, что жертвы этой трагедии просто никому не нужны. Люди, пострадавшие из-за политики государства этому государству не нужны. Реабилитации, какие-то льготы - все это до сих пор выбивается ими с большим трудом. А деньги на лечение собираются для пострадавших всем миром.

И для меня это - самая ценная часть этого фильма. Да, это политика. Но это, прежде всего, привлечение внимание к реальным проблемам государства, где всю помощь жертвам оказывают исключительно на камеру.

Собчак говорит о законах, о выплатах и о том, что нам надо менять. И это в этом фильме важно!

Многие привязались к тому, что Ксения обесценивает труд бойцов и выставляет спасителей виноватыми. И, действительно, если не вдумываться в происходящее на экране, а смотреть фильм в фоновом режиме, то так может показаться. Но Ксения никого не обвиняет. Она просто рассматривает факты. Не свои додумки, а выводы физиков и членов комиссии, которые расследовали это дело. И уже эти эксперты говорят о том, что изначально школу взорвали извне. И даже приводят этому вполне убедительные доказательства.

Некоторыми доказательствами, например, служат кадры видеосъемки с места происшествия.

Плохое качество объясняется голом

На этих кадрах саперы подтверждают - взрывались не устройства внутри школы, школу взорвали снаружи! Однако, потом их слова как-то проигнорировали...

Качество объясняется годом
В результате этих взрывов сотни людей просто сгорели заживо. Тяжело раненные, потерявшие сознание и просто неспособные передвигаться люди сгорали в огне в метрах от спасения. А все могло быть иначе, услышь власть их слова и призывы. Поэтому, да, в фильме есть пассажи в сторону бойцов. Но не в сторону тех парней, кто ценой своих жизней выносил детей. Их сама ведущая называет спасителями. Здесь есть упреки в адрес командующих всей операцией, которые устроили взрыв, допустили стрельбу и по-сути стали причиной сотен смертей. И, да, об это вновь говорит не Собчак, а жертвы, которые были там, видели происходящее своими глазами и даже дошли до Европейского Суда. И, если честно, я с этим согласна. Им не нужны деньги, слава и хайп. Эти люди просто хотят, чтобы тех, кто допустил ошибку наказали. Чтобы те люди ответили за смерти их близких и их собственные страдания.

Впрочем, не обошлось и без позитивных нот. Собчак показывает реальных героев и рассказывает истории, которые просто не укладываются в голове. Так например, дети Тимура Мамзурина, спикера Парламента, были на тот момент в школе, но вывести он их отказался. Т.к. он не хотел, чтобы его дети становились особенными.

Здесь мы видим журналистку, которая все это время была там, с теми детьми. Она освещала трагедию и была в самом центре событий.

Она ведет себя скромно, не делает громких заявлений, но Ксения вдруг напрямую спрашивает ее о помощи детям. На это она, потупив глаза, говорит, что, да, помогала. Им было нужнее. И квартира, которую она могла бы купить ничто по сравнению с реабилитацией детей, на которые эти деньги и пошли. И все это без громких заявлений - она и говорит-то об этом не хотела.

И это не все истории. Их больше, просто для того, чтобы их услышать надо слушать, думать и вдумываться.

Что до качества фильма, то он хорош. Здесь есть все, чтобы составить полную картину произошедшего: и очевидцы, и эксперты, и кадры хроники и даже кадры самих террористов. В плохом качестве, на технике 2004 года, но они есть. И они наталкивают на размышления.

Не думала, что я буду хвалить что-то, сделанное Собчак, но этот фильм стоит потраченного на него часа. И даже Ксения в нем хороша. Она создала фильм, где говорит не она, а народ. Тут нет навязывания своего мнения, тут каждый должен сам думать над тем, что говорят герои. Здесь нет призывов и обобщений - каждый сам для себя решает и принимает сторону. И я это сторону выбрала - я на стороне Ксении.

И лучше всего то, что закончила фильм Ксения на позитивной ноте, показывая, что у всех них жизнь не закончилась, она продолжается. Даже если и не такая, как планировалось.

И, кажется, что я рассказала много, но на самом деле, я рассказа лишь свои впечатления и ощущения. Каждый воспримет этот фильм по-своему, поэтому совсем не факт, что вами он воспримется также, но смотреть его надо. Для меня он не только открыл много нового о той трагедии, но и, наверное, заставил пересмотреть отношение к некоторым вещам и даже самой ведущей.

Другие отзывы на кино и сериалы, которые могут быть Вам интересны:

Документальный фильм про ГМО: убивают ли нас овощи?

Идущие к черту: все о цыганках-гадалках. Цинично, но правдиво

Однажды в Голливуде: основано на реальных убийствах

Помешанные на чистоте: психи против психов

Возвращение в Простоквашино: селфи, диеты и посылки с Али

Достоинства
  • Оперативная работа
  • Поднятие важных проблем
  • Судьбы реальных людей
Lexa Promрекомендует
Читать все отзывы 13
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Другие отзывы
Читать все отзывы 13
Смотрите также