Как часто человеку выпадает шанс что-то исправить в своей жизни? Это обширный вопрос, на который можно ответить очень по-разному. В фильме речь как раз идёт об исправлении всевозможных ошибок, включая поступки, а также исправление, изменение принятых решений.
Вот только в фильме делается акцент на конкретное вмешательство сверхъестественного, или попросту на проявление чуда. Без этого чуда главный герой никогда бы не поменял своих решений относительно дальнейшей жизни, и не только своей дальнейшей жизни. Что же касается изменения уже произошедшей череды событий, то это вообще чудо расчудесное, которое возможно только конкретно в сказке.
Да, в фильме будет затронута тема перемещения во времени. Только на этот раз машины времени не будет, а будет непосредственно вмешательство сверхъестественных сил, или божественное вмешательство. Кто был тот "дедушка" (Фёдор Добронравов), что так активно вмешался в судьбу Ильи, и вообще в изменение целого пласта реальности?
Ангел, или ... В финале фильма, на уровне титров, Фёдор Добронравов так и записан "дедушка". И сам этот дедушка ничего не делал, а был лишь своего рода проводником между временными эпохами. Судя по всему, всемогущим он также не был, так как время было ограничено. Наверное, тут остаётся только предполагать.
Я всё-таки думаю, что в отношении Ильи было светлое божественное вмешательство. Скорее всего, ангел-хранитель таким образом дал Илье шанс серьёзно изменить ход событий. Дедушка ведь сам совершенно ничего не делал. В то время как Илья, заброшенный в прошлое, мог наворотить таких дел, что ничего светлого впереди вообще бы не было.
Конечно, после перемещения Ильи в прошлое, развитие событий могло происходить как угодно. Но всё-таки Илья был светлым человеком. Да, его душа немного огрубела и зачерствела. Взять, например, его школьные годы, когда сверстники узнали об обстоятельствах, связанных с его отцом. И всё-таки Илья был светлым человеком, это чувствовалось.
Человеку дана свобода воли, поэтому-то дедушка и не мог помогать Илье в чём-то конкретно. Скорее всего, дедушка понимал, что свет в душе Ильи исподволь подскажет ему правильный путь, а планы по изменению событий Илья выдумает сам.
Вернусь к тому, что я пытался раскрыть в самом начале: возможность человека что-то изменить, исправить в жизни. Исправить, само собой, в лучшую сторону для себя и окружающих. Я считаю это главной идеей фильма, поэтому это так важно раскрыть подробнее. 1. Есть поступки, которые уже совершены. 2. Есть решения, которые приняты, но ещё не реализованы. 3. Есть решения, которые ещё вообще не приняты.
1. Совершённый поступок - этого не изменить. 2. Принятое решение - можно изменить. 3. Непринятое решение - это легче всего, нужно просто вовремя принять нужное решение.
Всё это кажется простым, как дважды два. Прописные истины. И зачем об этом вообще говорить? И тем не менее: 1. люди сидят в тюрьмах за убийства, бывает, что и на пожизненном (поступки, которые не изменить) 2. люди принимают решения делать аборты (решение можно изменить) 3. люди устраивают пьяные автоаварии с невинными жертвами (вовремя непринятое решение - вообще никогда не прикасаться к алкоголю).
1. Одним из событий в фильме является двойное убийство, а за такое вообще-то положено пожизненное лишение свободы. Такой поступок уже вообще никак не изменить: с того света не возвращаются, а пожизненное лишение свободы предусматривает нахождение человека в тюрьме до самой его смерти. Это в любом случае тупик, из такой ситуации нет выхода, и никакое чудо тут уже не поможет. Однако избежать этого можно, если заранее принять решение оставаться всегда здравомыслящим человеком, и уже не менять этого решения. Подстава под двойное убийство? Как в фильме. В реальности - исключено, если руководствоваться здравомыслием.
2. В фильме поднимается тема абортов. Это из категории решений, которые можно менять. Главная героиня в фильме произносит замечательную фразу: "Он же уже живой"! Понятно, что "не всё так однозначно", и понятно, что в фильме показан тяжелейший по сложности выбор. И в то же время показано, что случилось бы, будь принято иное решение: главный герой фильма оказался бы просто стёртым, вроде его и не было вовсе. Так как быть в этом случае? Как бы банально это не звучало, но решения нужно принимать, руководствуясь здравомыслием. И менять такие решения в более светлую сторону.
3. Пример, который я приведу, тоже имеет отношение к фильму, хоть и не так уж напрямую. И в изменении судьбы человека имеет, наверное, самое большое значение: правильные решения в жизни нужно принимать вовремя, и уже их не менять. Мне всё не даёт покоя пример артиста Михаила Ефремова. Напомню, что он в пьяном виде устроил автоаварию, в которой погиб ни в чём не повинный человек.
Является ли Михаил Ефремов здравомыслящим человеком? Что мешало ему принять вовремя одно или несколько судьбоносных решений: вообще никогда не прикасаться к алкоголю, и вообще никогда не садиться за руль автомобиля? Сей час осужденный Ефремов отбывает наказание, и вообще не пьёт алкоголь, а также он не водит автомобиль, ведь при нахождении в заключении такие вещи просто недопустимы. Раз он сей час всё равно не пьёт и не водит, что мешало ему отказаться от этого заранее, по доброй воле? И человек бы остался жить, и греха бы на душе не было. И многого бы чего ещё не было, будь правильное решение принято вовремя.
Я затрону ещё один фильм, там тоже о кое-каких поступках и решениях. Это фильм "Бешенство". Он меня будоражит, и не даёт покоя. Там есть и первый пункт из моего сумбурного философствования - поступки, которых уже не изменить, это смерти. И ещё там есть решение, которое принято очень запоздало: что мешало главному герою загодя принять правильное решение - оставить наркотики? Ведь это решение впоследствии всё равно было принято. Почему нужно было обязательно угробить кучу людей, и пройти буквально через ад?
Относительно общего качества картины "Быть". Конечно, это не высокобюджетный экшен с какими-то умопомрачительными спецэффектами. Фильм довольно скромный. При просмотре меня как-то не тянуло на "покидаться тапками", например, в недостоверность и перегибы эпохи девяностых. Всё там с этим нормально. Если ещё учесть, что для меня ценность этого фильма совсем не в том, чтобы, например, поржать, как с комедии. Для меня это полный философии фильм, богатый на послевкусие и последующие рассуждения.
Относительно игры актёров. Вначале мне игра главного героя не особо глянулась, если не сказать более грубо. Я думал, что весь фильм будет происходить откровенное дуракаваляние каких-то хип-хоперов, которых я как-то не очень воспринимаю. Это не моя культура, и не мой стиль. Постепенно моё отношение к игре главного героя менялось, и я всё-таки разглядел в Олеге Гаасе артиста, он всё-таки умеет играть. Я бы даже сказал, что такого шебутного проныру, да к тому же богатого на слова, вряд ли кто ещё так бы сыграл. Другие актёры также отыграли замечательно, все персонажи на своих местах, все раскрыты.
*** В общем, начав смотреть этот фильм, я даже и не предполагал, что обозначенная "комедия" окажется для меня такой глубокой драмой. Эмоций при просмотре было множество. Наверное, всё-таки стоит упомянуть ту сцену с малышом, когда начало меняться решение, и образовались тучи над его миром. Трогательная сцена, уверен, что многих зрителей именно она не оставит равнодушными.
Финал же фильма подарил прекрасное настроение, замечательное расположение духа, и конечно же, дал возможность порассуждать. Главное же своё настроение я обозначил в заголовке: хочется дарить любовь, дружить, понимать, прощать, исправлять ошибки, говорить нужные и правильные слова, и просто БЫТЬ...