На днях на "Первом канале" закончился показ российского мини-сериала "Нулевой пациент", и я очень рада, что российский кинематограф жив и способен на производство ярких фильмов.
Сюжет.
Фильм рассказывает о том, как в 1988 году в детской больнице Элисты обнаруживается неизвестная болезнь. Прибывший в больницу молодой врач предполагает, что за внезапной смертью младенца и слабостью других детей может скрываться ВИЧ, о котором на тот момент знали только то, что это позорная болезнь гомосексуалистов и проституток и что в СССР ее нет. Прибывшему в элистинскую больницу московичам эпидемиологу и кгбэшнику предстоит выяснить, откуда в детской больнице появилось это страшное заболевание и как предотвратить эпидемию.
Название.
Думаю, многие знакомы с термином "нулевой пациент", который указывает на человека, с которого начинается вспышка заболевания. В данном сериале указание эпидемиолог и сотрудник КГБ пытаются отыскать того самого человека, который занес смертельный вирус в детскую больницу. И вопрос этот очень интересно решен в сериале.
Исторические события.
Фильм "Нулевой пациент" основан на реальном факте заражения детей в больнице Элисты в 1988 году. По итогам расследования было выявлено 79 больных, из них 75 - это дети, которых лечили в больнице. Событие шокировало общественность, но его пытались скрыть, придумывали абсурдные оправдания, мол, дети заразились от овец. В 1989 году против медиков, распространявших заразу по больнице из-за желания сэкономить лекарства и делавшим всем инъекцию одним шприцом, возбудили уголовное дело, но в 2001-м оно было закрыто по истечению срока давности. Сериал показывает, что проблема оказывается гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд.
Персонажи.
Кирсан Аюшев (актер Аскар Ильясов) - молодой педиатр, который искренне любит детей и свою работу. Он показывает свою заинтересованность происходящим в больнице и не готов мириться с существующим порядком вещей. Кирсан сильно выделяется на фоне унылого персонала, монотонно выполняющего свою работу и кажется единственным живым человеком в этом мрачном царстве.
Дмитрий Гончаров (актер Никита Ефремов) - руководитель московской лаборатории, врач-эпидемиолог, является сыном влиятельного чиновника из министерства здравоохранения, который пытается узнать о неизвестной болезни. У этого персонажа был реальный прототип, это профессор Вадим Покровский.
Алена (актриса Елизавета Шакира) - девушка Гончарова. Поначалу кажется девушкой легкого поведения, которую интересуют только удовольствия жизни, однако ее искренне трогает случившаяся в Элисте трагедия, и она готова отдавать все свои силы, чтобы помогать детям.
Зина (актриса Виктория Агалакова) - медсестра, у которой ветер в голове. В сериале проводится параллель между ней и героиней первого эротического фильма СССР "Маленькая Вера". Возможно, так режиссер хочет оправдать героиню, а может быть, показывает, насколько этот образ типичный - вырвавшаяся на свободу девчонка, которая хочет наслаждаться жизнью. Правда, Зина - не просто девчонка, но медсестра в детской больнице, и от нее зависит здоровье и даже жизнь детей. Зина с самого начала вызывала у меня лишь неприятные эмоции, было заметно, что персонаж думает только о себе и никто больше ее не тревожит.
Петр Шипов (актер Павел Майков) - майор КГБ, воплощение неприятного, въедливого и докапывающегося до всего сотрудника этой организации. Выбить из человека признание ему ничего не стоит, ведь он уже всё про всех знает.
Игорь Карахан (его исполнил Евгений Стычкин, один из режиссеров фильма) - журналист, выискивающий сенсации. Он очень смелый, не боится давления со стороны государства и всюду вынюхивает "горячие" новости. Персонаж этот неоднозначный и явно выдуманный, он выбивается из общего списка персонажей и заметно, что режиссер оставил для себя одного из самых ярких героев, чтобы выразить в нем свое авторское мнение, в котором и желание достучаться до государственных верхов, и гневное разочарование от полученного результата.
Если размышлять о персонажах фильма, то все они по-своему запоминаются. Так, например, поражает история учительницы
Гиляны, потерявшей ребенка. Она старается жить, несмотря на ужасающую трагедию, предательство близкого человека, преследование со стороны жителей города.
Еще одним ярким персонажем является
Клим Перфилов, который организовывает местных мужиков притеснять заразившихся смертельной инфекцией людей, не думая о том, что по сути преследует ни в чем не повинных детей.
Визуал.
"Нулевой пациент" снят в приглушенных тонах. Нам показано время перед развалом Советского Союза, и режиссер в том числе через цветовую гамму передает атмосферу того времени. Фильм имеет две локализации - это Москва и Элиста. Мы погружаемся в просторы степей Калмыкии,
где жители отдалены друг от друга большими расстояниями, но всё же знают о других очень многое. Большая часть повествования фильма сосредоточена в детской больнице, где дети лежат, в основном, без родителей. Эта больница несколько угнетает. Также нам показан дворик завода и несколько квартир жителей-героев фильма, это типичные советские квартиры, без какого-то шика и блеска, скорее даже бедные.
Впечатления о фильме.
Фильм представляет ассорти разных жанров, здесь и драма, и детектив, и медицина, интересна тема повествования, подкупает и то, что в основе "Нулевого пациента" - реальные события. Мне очень понравилось построение серий, их всего 7, каждая длится 50 минут, и представляет нам какого-то героя. Это и маленькая балерина, сломавшая ногу, и влюбленная 16-летняя девчонка, вырвавшаяся на дискотеку с возлюбленным, и инженер-гомосексуалист со своими высокими требованиями в адрес подчиненных, и муж Гиляны, отбивающийся от своих вчерашних друзей. Каждая серия заканчивалась неожиданно и ярко: медсестра, которая моет шприц под краном и плачет, врач, обнаруживший в сумочке своей возлюбленной лекарство из больницы, потерявшая сознание девочка - пациентка больницы.
В фильме было показано множество конфликтов, начиная с внутренних семейных и ссор и заканчивая сценами митингующих людей, готовых снести детскую больницу вместе с пациентами.
Думаю, многих тронуло отношение жителей Элисты к несчастным зараженным детям, которые не сделали ничего плохого.
Было больно смотреть сцену с урока в больнице. В ней учительница спрашивает, кем кто из детей хочет стать, ты смотришь и понимаешь, что всем этим детским мечтам не суждено сбыться, ведь в те времена еще не было препаратов, не позволяющих ВИЧ перейти в стадию СПИДа. И здорово, что нам не показали, как умерли все эти дети.
Я считаю, что подобные фильмы не теряют актуальности, к сожалению, статистика по заболеваемости ВИЧ в нашей стране неуклонно растет вверх. Как-то несколько лет назад в качестве журналиста я присутствовала на конференции, посвященной Дню борьбы со СПИДом, где приводились цифры и сухие факты, и была в ужасе от того, что сейчас, в 21 веке, когда есть столько информации об этом заболевании в свободном доступе, люди по-прежнему часто заражаются ВИЧ. Чаще всего, как ни странно, заражаются люди среднего возраста, нет, они не наркоманы, просто не пользуются презервативами. И, конечно, такие трагедии, как произошедшая в Элисте в 1988 году, не должны замалчиваться, ведь за ними реальные, ни в чем не повинные люди, которых просто забыли.