Не всякому автору удаётся из трёх наиболее популярных жанров сплести стройный и гармоничный сюжетный клубок. Конечно, как и любой детектив или триллер, во второй раз смотреть подобный коктейль будет уже не столь волнительно и интересно, однако драматическая составляющая всё равно останется, а ведь именно она и создаёт наиболее сильное впечатление, меняет настроение самым кардинальным образом и формирует тот пресловутый сухой остаток, который думающему человеку предстоит сглотнуть не раньше, чем через несколько дней. Тейлору Шеридану удалось смешать, но не взбаламутить. Причём вышло настолько лаконично, что даже в финале осталась некоторая недосказанность. Словом, лишнего в ленте так мало, что местами даже не хватает. Картина оставляет вопросы, но лишь второстепенные, ибо с основными в ней всё предельно ясно.
Всем привет.
Самое ценное, что здесь можно обнаружить, это шикарные натурные съёмки: от всех этих кадров и сцен веет таким щемящим олдскулом, что кажется, будто смотришь картину двадцатилетней давности. Сейчас всё реже и реже снимают именно так. Никаких студий, помещений крайне мало, хромакея и вовсе нет. Кто-то скажет, что выглядит дёшево, однако это дешевизна свежих фруктов против высокой цены на пропитанное маринадом дефлопе из соевого мяса, очень модное и красивое, которое трудно съесть без страха отравиться. Я очень люблю такие фильмы, в них чувствуется настоящий труд людей, а не компьютеров, ощущается штучная ручная работа, а не холодный конвейер, это реальный хенд-мейд, а не китайская штамповка. Подобное же обилие натурных съёмок я могу вспомнить лишь у Иньярриту в его приснопамятном "Выжившем", что принёс бедному Лео долгожданную статуэтку.
Фильм основан на реальных событиях, и нужно быть распоследней сволочью, чтобы пересказывать его хотя бы частично, тем более, оригинальностью он, увы, не блещет, так что любой, даже поверхностный обзор вызовет преждевременную зевоту, мол, такое уже было, всё одно да потому. Согласен, было, причём не раз, однако полностью предсказуемой эту историю всё равно назвать нельзя. У меня возникло сразу несколько версий происходящего, и ни одна из них даже не приблизилась к реальной развязке. Может быть, из меня просто детектив никудышный, однако удовольствие от неожиданных поворотов мне получить удалось, и я был этому несказанно рад. Такое же наслаждение мне доставляют и практически все картины Финчера, и вот теперь я знаю, что он не единственный в своём роде. Пусть сюжет у Шеридана вышел не самый заковыристый, зато правдивости этому повествованию точно не занимать. Кстати, в который раз убеждаюсь, если режиссёр снимает по своему же сценарию, результат всегда достоин внимания.
Считаю, что выбор Джереми Реннера на главную роль был вполне оправдан. Не самое примелькавшееся лицо, мужественные и даже суровые черты которого практически полностью соответствуют нарисованному образу. По крайней мере, в этом амплуа он выглядел намного органичнее, чем в "Прибытии" Вильнёва, где для своей профессии и занимаемой должности казался слишком, я не знаю, потасканным жизнью что ли. А вот тут потрёпанность его физиономии пришлась весьма и весьма кстати. Тем более, для столь драматичного сюжета, где каждая морщинка на вес золота. Когда я всматривался в его лицо, я видел и годы, прожитые в этом ледяном аду, и пороховые газы, навсегда въевшиеся в его обветренную кожу, и боль разрушенных надежд, и сдержанную ненависть, и жажду отмщения. Молодец. С каждой его новой работой он нравится мне всё больше и больше.
Конечно, на его фоне Элизабет Олсен выглядит изнеженным цветком, которая ни внешностью, ни возрастом не подходит для своего образа, однако и Фостер в "Молчании ягнят" у Демме была старше всего на один год, и это смотрелось вполне правдоподобно, просто Джоди не настолько гламурная сама по себе, но это уже особенности времени, с тех пор всё-таки почти тридцать лет прошло. Так или иначе, к самой игре у меня нет ни единой претензии. Все вели себя достойно и реалистично, даже Джон Бернтал, которому досталась совсем уж скромная роль, учитывая его опыт и явный актёрский талант, блестяще доказанный им в первых сезонах "Ходячих мертвецов". Он и на главную роль отлично подошёл бы, но маэстро, видимо, хотел кого-то более "раскрученного".
Все остальные фигуры малоизвестны, однако в грязь лицом не ударил никто, и это меня очень порадовало. Особенно запомнился главный отрицательный персонаж: меня всегда поражало, как образованные, культурные (он ведь актёр у самого Шеридана!) и явно талантливые люди могут вот так великолепно притворяться омерзительными моральными уродами, которых хочется просто давить голыми руками без оглядки. Это обратные притворства можно каждый день вокруг себя наблюдать, ими никого не удивишь, а тут настоящая магия перевоплощения! Я смотрел на эти дрожащие губы, на эти крокодильи слёзы, вспоминал его поступки и даже ком в горле почувствовал, меня чуть не стошнило. И гадко это всё, и обидно, и ярость свою никуда не деть...
Примечательно, что почти все диалоги в картине полны именно такого предельного надрыва, и если существует понятие антигламура, то здесь оно раскрыто в максимальной степени. Не то, чтобы в жизни этих людей не было совсем никакого очарования, вовсе нет, одна природа вокруг них прекрасна настолько, что жителям каменных джунглей остаётся лишь пускать слюни от зависти, однако суровые законы этого мира практически не оставляют его подданным шанса на то, чтобы до старости оставаться хоть чуточку наивными, открытыми и жизнерадостными, словно дети. Увы, они циничные, жестокие и давно не верят в чудеса. Что, впрочем, совсем не мешает многим из них оставаться человечными. И это трогает по-настоящему, до самой глубины сознания, вызывает неподдельное уважение и трепет перед реальной силой этих несгибаемых людей, из которых получились бы первоклассные гвозди.
Что касается чисто технической части, то не только места для съёмок были выбраны весьма удачные, но и оператор сработал вполне профессионально. Учитывая, как сложно трудиться в условиях зимней улицы, подборка кадров настолько шикарная и точная, что даже придраться не к чему. Да и монтаж как видеоряда, так и звука выполнен аккуратно, что уже само по себе удивительно для ленты со столь сравнительно скромным бюджетом в каких-то одиннадцать миллионов. Приятно, что есть справедливость на свете - картина отбилась в три раза, и об этом особенно упоительно думать, глядя как герои лихо рассекают белую гладь на быстрых снегоходах. Без этих сцен ленте точно не хватило бы динамики, а так всё на местах - и посмотреть есть, на что, и подумать есть, над чем. Гармонию истории не нарушает и очень красивая музыка Марка Айшема, в которой можно расслышать и завывания морозного ветра, и плач страдающих людей, и даже протяжный волчий вой, стоит лишь чуть-чуть поработать воображением.
Вообще, шедевром картина отнюдь не является, это крепкий середнячок, просто лично мне она понравилась настолько, что я никак не могу поставить ей ниже высшего балла. Если наткнусь по ящику, буду пересматривать обязательно, если нет, то тоже буду, только чуть позже. Такие ленты - они как неприятное, но действенное лекарство: если вы употребляете его горстями, как еду, то с вашей жизнью явно что-то не так, однако порой без нужной пилюли выбраться из депрессии бывает непросто. А эта история в данном вопросе хороша тем, что показывает жизнь людей сельского Вайоминга, которым уж точно в тысячу раз труднее, чем разнывшемуся от избалованности и лени развращённому городскому жителю. Между прочим, я на себя намекаю.
... Эта хлёсткая и горькая драма пронизывает насквозь, как нескончаемый зимний буран, ослепляет, словно яркое солнце, отражённое от бескрайних снежных полей и холодит кровь и разум, подобно мёрзлому льду, власть которого в этих гиблых местах безгранична. Фильм не для просмотра с детьми и вообще не для семейных посиделок, скорее для индивидуального сеанса, ибо преподаёт жестокие уроки нравственности и оставляет весьма терпкое послевкусие. Может надолго испортить настроение! Я предупредил!