Вы слышали про спящие автобусы? Это такой бюджетный способ передвижения по Вьетнаму. Казалось бы, что может быть проще? Залез в Sleeping Bus и лежишь, дрыхнешь. На самом деле путешествия на спящем автобусе оставили после себя самые огненные воспоминания.
Первое что запомнилось - они не объявляют остановок. А если бы и объявляли, то точно по вьетнамски.
Даже найти автобусную станцию - целая проблема. Население настолько безграмотное и пофигистичное, что объясниться с ними просто невозможно. Так мы полдня потратили чтобы узнать где у них станция автобусов. Оказалось, можно всю жизнь прожить так и не увидев автобус.
Итак, с чего начать путешествие на Спящем автобусе?
Для начала найдите автобусную станцию. Там нужно купить билет. Объясняться бесполезно. Просто находишь карту автобуса и тыкаешь пальцем в место. На следующий день приходишь и ждешь попеременно спрашивая когда отходит автобус. Расписание может поменяться в мгновение ока.
Какие места самые лучшие?
Одиночные сбоку, если едешь одна. Большое счастье, если рядом не притулится какой-нибудь шофер вонючка обнимашка.
Или самая последняя четверка в конце салона.
Смысл в том, что покупка билета и выбор места не гарантирует, что на нем будешь ехать.
Небольшая драка сумками с воплями: "Это спарта!" решает кто будет ехать на выбранном месте ты или курицы.
Моя первая поездка была в 18 лет. Тогда у меня совсем не было тормозов и страха. Я могла потеряться в чужой стране и ничуть не расстроится. Тогда мне предстояло добраться из Вьетнамского города Далата в Сайгон и затем добраться до Аэропорта.
Мы ехали днём с одной остановкой чтобы пожрать. Я смутно представляла где нужно выходить и даже не знаю каким чудом доехала. У меня сел телефон, закончилась вода и почти все деньги. А в руке я сжимала клочок бумаги на котором по-вьетнамски было написано "аэропорт".
Вот так выглядел мой автобус внутри. Большие сидения из искусственной кожи с подушечками. Каждое сидение раскладывается. Причем когда садишься, его тебе раскладывают насильно.
Если едешь ночью, весь автобус светится неоновыми огнями словно новогодняя ёлочка. Причем светится он как снаружи, так и внутри.
Вот так он выглядит снаружи.
Если были во Вьетнаме, то наверняка видели эти автобусы с кроватями. Они могут быть как двухэтажными так и одноэтажными. Слипинг Басы похожи на хостелы на колесах.
Это самый дешевый способ передвижения. Ну, если не считать мотобайк где нужно обнимать какого-нибудь вьетнамского микро мачо.
Цена
Примерно 200.000 донгов.
Второй раз я ехала с двухлетней малышкой и своей семьей из Вунг-Тао в Нячанг.
Сразу скажу, что такие путешествия ( с детьми) подходят только для тех кому напрочь снесло крышу. Не всякий взрослый путешественник готов к таким приключениям. Поэтому с детьми лучше сразу лететь в Нячанг, к чистому морю и в хорошую гостиницу. И исключить всякие жуткие переезды.
Ожидание посадки ( от 40 минут до часа) на жуткой жаре, да и саму поездку, мягко говоря, не назовешь комфортной.
Оказалось, что жизнь меня к такому не готовила. Внутри было слишком холодно и я отдала все свои тряпки малышке.
Мы заняли 6 задних мест и это хоть как-то облегчило дорогу. Рядом не было чужих. А за сидениями была небольшая площадка в которую можно было залезть и сидеть там как в домике.
Сколько будет длиться поездка никому неизвестно.
Вместо заявленных 8 часов можно ехать все 12. На каждом углу автобус останавливается и забирает свой смердящий груз. Это могут быть вонючие и мокрые устрицы, жуки плавунцы, куриные лапы в рыбном соусе.
Местные перевозят живых куриц в салоне, гигантские колючки и жуют дурианы.
Даже если вы не из ночных жриц, придется смириться с тем, что другие не прочь закинуться парой дошираков на ночь глядя. Автобус останавливается чтобы пассажиры могли что-то пожевать.
А сами они частенько бесцеремонные вонючки. Если вдруг к вам кто-то подсядет, не удивляйтесь, если он попробует сунуть свои пятки греться под ваше одеяло. Это обычное дело! Тут надо напрочь забыть о гостеприимстве.
Как подготовиться к поездке?
Упакуйте свои сумки в пленку. Иначе по приезду они будут мокрыми, непотребными и вонять рыбой.
Максимально замотайтесь. Спрячьте волосы и ноги. Запаситесь плотными носками и толстовкой с капюшоном. Да, за бортом +45, но в автобусе фигачит кондиционер и никого не щадит. А еще, мало кто будет рад за поездку обзавестись вшами, например. Идеально будет взять свой плед. Те, что раздают в автобусе, я побрезговала брать.
Подойдут и пашминовые шали. Их можно наматывать на голову как тюрбан и укутать в них ребенка.
Всю ночь, бесперебойно на полной громкости играют вьетнамские песенки. Так что советую, взять с собой наушники или беруши.
В автобусе ходят без обуви. При входе вы сдаете свои ботинки.
Даже простая попытка пойти в туалет тут напоминает квест.
Вьетнамцы своим детям отдельных мест не покупают. Малыши спят на полу в повалку. Так что когда идешь по салону, кажется, что наступаешь кому-то на нос или на ухо.
Увидев эту свалку из сплетенный человеческих тел, я побоялась выходить. Но потом, зов природы, предвкушение долгой поездки, а также освежающие лещи от собственного папаши, показали мне, что выхода у меня нет.
Представьте, что вы мессия идущий по воде. Все лежащие люди, сами будут расступаться под ногами, как волны. Во время моего похода, ни одна вьетнамская детка не пострадала.
Хорошо если выходить в туалет (читай на обочину) приходится только взрослым. С ребенком на руках это напоминало бы балансирование на канате.
Первое, что хочется сделать по приезду - это кинуться в море и отмокать там как старая тряпка.
Наверное эффектней будет только поездка в грузовом вагоне вперемешку с картошкой и свеклой. Спальный автобус оставит просто незабываемые впечатления.
Я долго думала какую оценку поставить. Думаю две звезды будет идеально.
Одна за крышу над головой, другая за возможность ехать полулежа или лежа, а не сидя как в такси или на мотобайке. Слипинг бас единственный бюджетный способ путешествий внутри страны на котором можно объехать весь Вьетнам. Но нужно учитывать, что он создан для туристов с крепкими нервами.