Долго ждал выход книги, прочитал за два дня и … впечатления смешанные. С одной стороны много хитроумных сюжетных поворотов, много локальных загадок и их разгадок. Несбе в очередной раз показывает, что он гениальный детективщик. С другой – история не трогает, хотя казалось бы она трагичнее дальше некуда. Однако на протяжении всей свой книжной серии про Харри в ней, кроме самого детектива, становилось все больше депрессивного психоза, причем не только главного персонажа, но и его окружения. Трагичности становится слишком много, к ней привыкаешь. Казалось, худшие преступники всей Норвегии собираются вокруг бедняги Холе. В итоге, к двенадцатой книге серии основным словом, которым можно охарактеризовать творчество Несбе становится БЕЗЫСХОДНОСТЬ. Это не только то состояние в котором пребывает сам Харри, но и то, что испытывают почти все вокруг него. Само дело таково, что с первых страниц книги становится понятно, что кто бы ни оказался убийцей, его обнаружение не обрадует Харри. Это будет очередная потеря. Что касается размера книги… как здорово, если бы автор выкинул первые сто страниц унылых рассуждений и воспоминаний, напоминающие худшее что есть в творчестве Гэлбрейт.
Отдельные повороты сюжета вызывают восхищение, один пласт хитрости накатывает на другой. Но в целом картина как-то рябит что-ли и не производит того впечатления, на которое так рассчитываешь. Среди героев так много людей с отклонениями психики, что даже непонятно, есть ли хоть кто-то во всей Норвегии более-менее нормальный. Мотивация самого преступления и фигура преступника… ну тут просто не сходится. Надо ли читать эту книгу? Думается – да. На мой взгляд, Несбе это лучшее что есть в детективном жанре на сегодня. И не самая лучшая книга этого автора превосходит по качеству большинство творений его коллег по жанру.