Опубликовано 5 Май, 2020 - 23:06

Недавно ВКонтакте я наткнулась на рекламу прямой трансляции спектакля "Франкенштейн" в Национальном театре Великобритании. Я уже слышала о нем раньше, но как-то руки не доходили посмотреть.

Думаю, у многих из нас в студенческие годы был любимый преподаватель, ставший для нас авторитетом в своей области. У меня такая преподавательница была, и время от времени она давала нам очень хорошие советы на тему того, что можно посмотреть или почитать. Часто это так или иначе было связано с нашей программой. И никогда не было пустой тратой времени.

Про этот спектакль она отзывалась очень хорошо: два ведущих английских актера, две постановки одного и того же сюжета — очень необычная идея. Спектакль существует в двух версиях:

  1. Джонни Ли Миллер — Франкенштейн, Бенедикт Камбербэтч — Существо
  2. Бенедикт Камбербэтч — Франкенштейн, Джонни Ли Миллер — Существо

Благодаря этому трюку мы можем иначе взглянуть на тот же сюжет, на ту же самую постановку. Обе версии есть в интернете.

 

• ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ •

 

Режиссёр: Дэнни Бойл

Бойл в первую очередь кинорежиссер, поэтому от постановки я ждала кинематографичности.

Год выхода: 2011

Кино-версия спектакля есть в свободном доступе, можно скачать или посмотреть онлайн.

Место постановки: Королевский национальный театр, Великобритания

Язык: английский

Настоятельно рекомендую смотреть на языке оригинала с русскими субтитрами. У актеров приятное британское произношение, полезно будет изучающим язык.

 

• ДЕКОРАЦИИ, ПОСТАНОВКА •

 

Это не фильм в классическом представлении, здесь другие спецэффекты, более простые. Декорации минималистичные, скромные, что лично мне нравится. Хорошей находкой был светильник из множества лампочек, который так красиво мерцал.

Но некоторые моменты показались лишними. Стимпанковский поезд (символизирующий движение прогресса), может, и эффектно выглядел, но был не к месту.

А когда началась песня, вообще захотелось все выключить. При чем тут мюзикл? Если уж так хотелось визуализировать технологический прогресс, то одного поезда было достаточно, вроде и так понятно.

Начало показалось затянутым: первые 10 минут Существо катается по сцене. Причем, в кино-версии это показано с разных ракурсов, а каково было зрителям? Это нужно смотреть сверху, а им был виден зад актера. И так на протяжении 10 минут! Не вижу в этом ничего тонкого и глубокого.

В остальном, картинка приятная, в этом плане придраться больше не к чему. Был и дождь, и настоящий огонь.

Но, если сравнивать с севастопольским театром им. Луначарского (только не смейтесь, я серьезно), наш не хуже по визуальной части постановок. А по содержанию — вообще отдельный разговор.

 

• СЮЖЕТ •

 

Франкенштейн — популярный персонаж массовой культуры, герой ужастиков. Он представляется как чудовище, созданное из мертвых тел и оживленное безумным профессором. На самом деле, Франкенштейн — имя профессора, а его творение было безымянным. Это позже они слились воедино.

Спектакль основан на готическом романе «Франкенштейн, или Современный Прометей» Мэри Шелли (1818 г.). Я не читала, но судя по краткому содержанию, режиссер практически не отошел от сюжетной линии. Те моменты, которые показались мне глупыми, нереалистичными (например, жизнь Существа среди крестьян), были в романе изначально.

Хотя это и драма, в постановке есть место для шуток, комичных моментов. Это большой плюс, я считаю.

 

• АКТЁРЫ •

 

Я не отношусь к поклонникам Бенедикта Камбербэтча, откровенно говоря, он меня даже раздражал. После "Франкенштейна" я по-другому взглянула на этого актера. Он гениально вжился в роль Существа, в его исполнении это действительно не человек.

Виктор Франкенштейн Камбербэтча чудаковатый, не от мира сего. На мой взгляд, он подавляет собой Существо Ли Миллера.

Джонни Ли Миллер в роли Существа мне понравился меньше. Его персонаж получился человечным, с живой мимикой, менее чудовищным.

В дуэте с профессором Камбербэтча Ли Миллер выглядел слабее. Отчасти из-за того, что он ниже ростом, нет ощущения физического превосходства. Отчасти из-за актерской игры. Есть ощущение, что Франкенштейн поддается.

А вот Франкенштейн Джонни Ли Миллера мне понравился: здесь его человечность, мягкость как раз уместны.

Что мне очень не понравилось, так это обилие чернокожих актеров. Да, сейчас такие требования к кино, но нельзя же доводить все до абсурда! Я молчу про то, что в то время в Англии не было негров, тем более в роли помещиков с собственными слугами. Ладно, сделаем вид, что цвет кожи актера не имеет значения. Но когда дети белые, а отец черный — это как вообще? Я сначала не поверила своим глазам, думала, что это слуга. Но нет, отец.

У меня сразу возникли вопросы: Виктор приемный? Поэтому у него психологическая травма? Или это отчим, поэтому сын его не любит и так себя ведет? Или жена изменяла своему отелло, но он не догадывается, что сын не от него, и все вокруг делают вид, что все нормально? Ну бред ведь! А все из-за того, что поставили такого актера.

В первой версии младшего брата Франкенштейна сыграл белый мальчик, во второй — черный.

Также негритянка — невеста ученого, но это уже кажется нормальным после отца и брата. Все положительные персонажи, какие тут были, достались афро-англичанам.

Я не расистка, в горячо мною любимом мюзикле Нотр-Дам де Пари полно цветных актеров, и все смотрится органично. Считаю, что постановщик должен продумывать такие моменты и не нарушать логики повествования. Возможно, переделать сюжет, ввести новых героев или перенести действие в наши дни.

 

• ЗАКЛЮЧЕНИЕ •

 

Виктор Франкенштейн возомнил себя богом, он создал человека, нарушил естественный порядок вещей, за что и поплатился. Для людей он сам стал чудовищем. Что касается Существа, то здесь поднимается тема формирования личности.

Изначально ведь он не был монстром, таким его сделали люди, их жестокость, их литература и философия. Хотя и доброты в нем не было, просто чистый лист без знаний, с разумом и логикой, но без понятий о морали, нравственности.

В целом, спектакль показался мне слишком простым, с многократным разжевыванием одних и тех же мыслей. Не хватило глубины, которую, я уверена, добавили бы в русском театре. Местами затянуто. Великолепная игра протагонистов, оригинальная идея поменять их местами. Но пересматривать не буду.

Рекомендую смотреть поклонникам Бенедикта Камбербэтча и Джонни Ли Миллера, а также всем, кого заинтересовало описание.

Достоинства
  • Игра актеров
  • Необычная постановка
  • Тонкий юмор
Недостатки
  • Местами затянуто
  • Обилие чернокожих актёров
cryptoslonрекомендует
Читать все отзывы 5
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Другие отзывы
Читать все отзывы 5
Смотрите также