Опубликовано 6 Сентябрь, 2021 - 19:44

Сериал "Топи" не хочется пересматривать, я бы не посоветовала его своим знакомым и друзьям. Потому что они ничего не поймут, но, скорее всего, будут плеваться от имеющихся в сериале:

  • разврата, подающегося как что-то нормальное и правильное;
  • сумбура и неопределенности показываемых событий;
  • атмосферы безнадежности;
  • кровищи, личинок, убийств в кадре;
  • неоднозначного финала.

Да, признаюсь, в моем окружении нет ценителей подобных картин. Я сама захотела посмотреть "Топи" только потому, что надеялась на большую мистическую, мифологическую составляющую. Деревня - лучшее место, чтобы показать всяких монстров-бабайек, чудищ лесных, ведьм, водяных и прочих героев славянского фольклора. Да только тут нет ничего подобного, зато есть:

- вместо чудищ лесных - два беглых зэка;

- вместо ведьм в ступе и с метлой - девушка, разгуливающая топлес;

- вместо монстра-бабайя - сошедший с ума военный;

- вместо водяного - такой же безумный Хозяин.

У меня сложилось впечатление, что в какой-то момент создатели фильма сами запутались насчет того, а что именно они хотят создать и на чем следует сделать упор - все-таки на острой социальной драме о жизни в России, которая тут подается под видом деревни "Топи", или все-таки хотелось создать мистический триллер. Запутались сами и запутали зрителей, которые после просмотра вынуждены были разделиться на два лагеря:

  1. тех, кто думает, что во всех видениях героев виноват отравленная заводом вода, и нет никакой мистики;
  2. тех, кто думает, что виноват во всем Хозяин, который на самом деле Дьявол, а герои находятся в потустороннем мире, между жизнью и смертью.

Вопрос: зачем так делать? Чтобы что? Сюжет же опровергает сам себя!

Окей, социальная тема важна и интересна, а мистика и ужасы всегда в тренде и привлекают внимание. Но вот пример их хорошего совмещения - хоть роман, хоть любая экранизация "Мастера и Маргариты". Да только там сюжет не противоречит сам себе. Есть и сатира на реалии жизни, на людей, на политиков даже, но имеется твердый упор на мистику. Если бы Булгаков писал книгу так, как писали создатели "Топей" сценарий к фильму, то в конце книги выяснилось, что все просто напились водки или надышались угарным газом от горящих рукописей, а события им просто привиделись.

Почему бы действительно главного антагониста сериала не сделать подобием Дьявола открыто? Почему бы не объяснить внятно, что случилось с исчезнувшей Катей, она правда стала старухой? Если все дело в отравленной воде, по почему вдруг излечился один из героев сериала, при этом он же видел галлюцинации второй героини - откуда такие сверхспособности, у нас уже фильм про супергероев или как? Слишком большое поле для додумывания и фантазии делает фильм не совсем пригодным для массового зрителя - для него не дан понятный ответ что, почему и как. А для тех же, кто обожает подобные непонятные ленты, "Топи" слишком скучный, банальный и предсказуемый.

Как любительница символизма и амбассадор синдрома поиска скрытого смысла, я без труда могу рассмотреть следующие очевидные образы:

  • Денис, который разработчик приложения - символ талантливой молодежи, которая обречена на забвение в России, ведь тут мало путей для самореализации, много рамок, коррупция, негласная цензура;
  • Максим, он же журналист - символ интеллигенции, а в частности СМИ, которые вынуждены либо быть порицаемыми и гонимыми, либо подстраиваться под действующую власть и питаться за ее счет;
  • Соня, она же верующая - символ, очевидно, веры и религиозности, чистоты и духовности, моральных принципов, не менее символично, что именно она (спойлер) выживает в итоге, да только смысла в той жизни нет.

Что символизировала Катя, она же исчезнувшая, и Эля, которая не хотела замуж по расчету, для меня осталось загадкой. Они обе слишком похожи, на мой взгляд, для меня они будто две стороны одной медали с названием "Тяжелая женская доля". Катю не уважают, используют для удовлетворения сексуальных потребностей, и Элю так же ни во что не ставят, не уважают ее право выбора выходить замуж за того, за кого хочется без оглядки на веру родителей и национальность.

Вне зависимости от наличия или отсутствия символизма, герои сериала занимаются непонятно чем, вместо того чтобы просто уехать из Топей. Эта деревня словно бы затянула их в себя и не отпускает, да только мне кажется, что они не особо пытаются ее и покинуть. Мучаются, страдают, но не бегут оттуда. Серьезно.

Впрочем, это и может быть скрытый смысл. Мол, как бы не было плохо в России, люди все равно находят в ней что-то нужное для себя, уйти не могут. Но тогда получается слишком уж безрадостно, что, будем честны, не соответствует действительности. Мне не нравится, что все в "Топях" только тем и занимаются что страдают - либо страдают ерундой, либо душевно. Это как скорбная песнь, скучная и полная боли, нелепая и давящая на нервы из-за транслируемой безысходности. Лично мне такое нравится, есть где поискать скрытые смыслы, но объективно фильм очень уж безнадежный и не для всех, поэтому только две звезды.

Достоинства
  • Атмосферно
  • Злободневно
  • Музыкальное сопровождение
Недостатки
  • Много клише
  • Обман ожиданий
  • Серость
  • Скучно смотреть
submitentirelyне рекомендует
Читать все отзывы 113
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
07.09.2021
Посыл у них был хороший, но до конца они его не довели, скомкали конец. догадывайся сам, кто как сможет. Но однозначно показали в этой деревне - всю Россию. за пределами кольцевой.
07.09.2021
Суханов прекрасно играет
Другие отзывы
Читать все отзывы 113
Смотрите также