Здравствуйте!
Наконец-то я добралась в своем литературном списке до Маркеса с его известнейшим культовым романом, который просто обязан прочесть каждый образованный человек.
В романе описана жизнь нескольких поколений семьи Буендия, укладывающая в столетний период. Сразу первая особенность стиля Маркеса - в большом романе практически отсутствуют диалоги. Вся ткань повествования изложена в манере косвенной речи, от автора. При таком способе повествование приобретает характер некого мифа, легенды, а события отдаляются в некую безвременную даль. Это необычно для такого объемного романа. Но это и придает роману какую-то пергаментную сухость. События утрачивают сочность, яркость, мы не становимся их свидетелями, а воспринимаем через рассказ.
Вторая особенность магической реальности Маркеса - игры со временем. Сначала я как-то пыталась сориентироваться во времени, но потом поняла, что у Маркеса это просто не нужно. И если сначала мне было странно читать, что одной героине, чтобы покинуть городок Макондо, нужно поехать на современном поезде, а потом вдруг - плыть на старинной галере, то потом я просто принимала это за данность. И эти игры со временем, перекрестки эпох - это потрясающе.
Также усиливают это чувство потерянности во времени и ощущение движения в замкнутом временном круге использование приема одинаковых имен. Об этом многие пишут. Если в женских, пришлых, героинях разобраться несложно, поскольку у них разные имена, внешность и характеры, то с мужским родом (и единственным кровным родом - вот такой мужской снобизм Маркеса) нужно постараться. Героев зовут либо Хосе Аркадио Буендия (и тогда это крепкие волевые мужчины), либо Аурелиано (и тогда это замкнутые, странные одинокие мужчины с пронзительными глазами). Честно, мне было сложно, по ходу романа я составляла генеалогическое древо с указанием самых ярких особенностей героя.
Третье - необыкновенно красивые, какие-то неземные эпитеты и характеристики. Например, судьба Ремедиос Прекрасной (что-то есть в этом от Средневековья), особенность Маурисьо Вавилоньи с его роем желтых бабочек над головой, семнадцать сыновей полковника Буендиа от 17 женщин...
Ожившие призраки, золотые горшки, розы, орхидеи, клавикорды, игрушечные часы, и тут же - теннис, бассейн, летающие ковры, нетающий лед, католические витражи... Просто голову сносит и от многообразия красочных деталей, и от этой сумасшедшей, тошнотворной красоты происходящего. Какая же наркоманская, сумасшедшая фантазия у автора!
Все сексуальные сцены описаны очень кратко и вызывающе. Буквально в двух словах Маркес внушает и сопричастность этому дьявольскому возбуждению - и вызывает отвращение. Например, сцене в купальне между обнаженной Меме и Маурисьо, предающихся любви на дощатом полу в окружении скорпионов и желтых бабочек. Или описание неземной, смертельно-колдовской красоты Ремедиос Прекрасной, которая была настолько не от мира сего, что рисовала своими фекалиями на стенах цветы. И таких описаний очень много.
Четвертое - то, что Герман Гессе называл "игрой в бисер". По сути, нормально деятельна в романе лишь Урсула - старейшина рода. Остальные же занимаются странной деятельностью: полковник изготовливает золотых рыбок. Доходя до 25 рыбок, он их уничтожает и вновь начинает плавить их заново. Амаранта шьет себе нереально красивый похоронный саван, поминутно распуская его и вновь принимаясь за работу. София постоянно наводит порядок в доме, который вновь и вновь обрастает огромными рыжими муравьями, змеями и скорпионами... Фернанда играет одни и те же технические гаммы на устаравших клавикордах в часы сиесты... Лично у меня от этих описаний возникало острое чувство лютой тоски и бессмысленности жизни.. Сильно.
Теме инцеста, о которой также много пишут, меня никак не затронула и не впечатлила. В любых мифах любой народности инцест встречается сплошь и рядом. А что же, как не волшебный миф эта магическая реальность Маркеса?
Ну и последнее. Это, собственно, одиночество. Одиночество страшное, пришедшее не как осознанные выбор, но как кара свыше. Все герои без исключения одиноки, без разницы, одни они, или любят. Над ними всеми висит смерть и забвение.
Если подвести итог, то у меня возникло очень странное чувство, что я сижу в космосе на горшке и в звездном небе мне показывают какой-то безумно старый латиноамериканский сериал, но срежисированный Дали и Фридой Кало. Странный, тошнотворно красивый и наркомански-сумасшедший.
Понравится далеко не всем. Многих отпугнет зашкаливающий уровень пафоса Маркеса, растасканный на статус девочками в контакте. Но для самообразования нужно. Для себя решила, что нужно еще Маркеса почитать.
Небольшой коллаж-ассоциация:
Рекомендую.