Опубликовано 21 Январь, 2021 - 17:27

На Pink Floyd: The Final Cut я обратила внимание ещё во время поиска «Стены» - этот фильм значился сиквелом последней. Однако с просмотром не спешила, не совсем понимая, чего ожидать от киноленты, снятой по такому спорному альбому. Тем более, короткометражной - всё-таки странно было бы надеяться на то, что сюжет «Последней раны» удалось уместить всего-навсего в девятнадцать минут.

Название: Окончательный монтаж | Последняя рана | Pink Floyd: The Final Cut

Жанр: музыка, короткометражный фильм

Страна: Великобритания

Кинокомпания: EMI Music Video

Премьера в мире: 21 марта 1983 года

Режиссёр: Уилли Кристи

Сценарист: Роджер Уотерс

Продюсеры: Бэрри Мэтьюз, Стивен О’Рурк

Композиторы: Pink Floyd, Роджер Уотерс

В главных ролях: Алекс МакЭвой, Роджер Уотерс

Хронометраж: 19 мин

Рейтинг на Кинопоиске: 7,805

Аннотация: «Учитель, ветеран Второй мировой войны, потерял сына. C самого утра он гнался за его призрачным образом, а под вечер вернулся домой, где провёл всю ночь в раздумьях. Результатом его размышлений стало наступление нового дня после бессонной ночи и тяжкий груз воспоминаний».

 

Сюжет и построение

Фильм построен на основе четырёх песен из одноимённого альбома группы Pink Floyd. Хотя, пожалуй, The Final Cut правильнее называть сольником Роджера Уотерса, ибо вокал Дэвида Гилмора можно услышать только в одной из композиций, а клавишник коллектива Ричард Райт и вовсе не принимал участия в записи.

«Последняя рана» посвящена отцу Уотерса, погибшему во Второй мировой, и носит выраженный антивоенный характер. Автор выказывает резко отрицательное отношение к войнам как таковым и выступает против стравливания народов друг с другом. Причём доносит свои мысли с упоминанием имён конкретных политических деятелей - в частности, в песне The Fletcher Memorial Home, перемиксованная версия которой вошла в фильм. И, само собой, в каждом из треков слышатся личные переживания Роджера, боль его утраты.

И короткометражка построена на той же теме - переживаниях человека, у которого война отняла кого-то из близких. Главный её герой - учитель, ранее появлявшийся в фильме «Стена».

В Pink Floyd: The Wall этот персонаж выглядит злобным, даже отвратительным, однако здесь вызывает сочувствие - оказывается, он, как и Пинк, потерял на войне родного человека, и тоже не может с этим смириться. Призрак сына видится учителю на каждом шагу, буквально преследует его, заставляя погружаться в горестные размышления.

Из побочных персонажей стоит выделить молодого парня, сидящего в кабинете врача-психиатра. Лицо пациента скрывается в тени - 99,9% времени зритель может видеть только губы, произносящие слова песни. По имени юношу не называют (в принципе, как и героя Алекса МакЭвоя) - его личность так и остаётся нераскрытой. Однако кого-то он всё же смутно напоминает, по-моему... И, между прочим, исполняет эту роль сам Роджер Уотерс.

В эпизодах мелькают ещё несколько человек, но они появляются ненадолго и уже не настолько важны. Куда больше экранного времени занимают разнообразные кинохроники - в основном, чёрно-белые. Причём на них мелькают знакомые лица - к примеру, можно лицезреть знаменитую актрису Мэрилин Монро.

«Окончательный монтаж» (он же «Последняя рана») сюжетно связан со «Стеной» и даже содержит прямую отсылку к её создателям - режиссёру Алану Паркеру и продюсеру Алану Маршалу. Правда, не сказать, чтобы эта отсылка была приятной - всё же от экранизации альбома Уотерс остался не в восторге. Тем не менее, к диску с The Final Cut прилагался бонус - видеоклип на песню «Когда "Тигры" вырвались на свободу», смонтированный из видеоматериалов «Стены».

К актёрской игре в целом претензий не возникает, но, с другой стороны, фильм и не содержит эпизодов, где её можно было бы оценить в полной мере. Диалогов и монологов в короткометражке нет вообще - с экрана слышатся исключительно песни. Причём всего четыре:

✓ The Gunner’s Dream

✓ The Final Cut

✓ Not Now John

✓ The Fletcher Memorial Home

 

В одной из них отчётливо слышен матерный речевой оборот, понятный даже при минимальном знании английского языка. Другая в своё время послужила причиной для запрета альбома Pink Floyd в СССР. В общем, треки весьма скандальные, но по звучанию и смысловому наполнению достойные, сильные. Мне вообще импонирует антивоенная тематика.

Несколько напрягает только то, что короткометражку не получается посмотреть в более-менее нормальном качестве. Максимум, что удалось найти - 480 р. И да, длится она всего 19 минут, хотя на скринах и отображается другое время - просто в этой версии видео The Final Cut соединён с отрывком выступления Роджера Уотерса и парой комментариев от других участников «Пинк Флойд».

Ни русскоязычного перевода, ни субтитров отыскать не удалось, хотя в случае «Последней раны» это и не столь важно - всё-таки основу её составляет музыка. Однако для лучшего понимания происходящего перед просмотром стоит загуглить по названиям входящие в фильм песни, почитать их тексты и переводы.

 

Впечатления от просмотра

В принципе, особых ожиданий от «Окончательного монтажа» у меня не было, но всё же оставалась надежда увидеть нечто в духе «Стены» - такое же надрывное и запоминающееся. К сожалению, она не оправдалась.

Первое, что бросается в глаза при просмотре - разрозненность видеоряда и музыкального сопровождения. Скажем, в The Wall все кадры на экране складывались в историю, дополненную шикарным саундтреком (ну или наоборот - к песням, формирующим рассказ, прилагалось удачное, цельное видео, многократно усиливающее эмоции слушателя). В The Final Cut этого нет. Здесь картинки и музыка будто бы живут своей жизнью, отдельно друг от друга - за исключением, может быть, пары-тройки эпизодов. Подобное часто бывает в клипах, но вот фильм хотелось бы видеть именно фильмом.

К тому же, музыкальная составляющая киноленты явно сильнее видеоряда - она перебивает его, перетягивает внимание на себя. Может, так и задумано, не знаю, но качество съёмки неоднозначное, больше смахивающее на любительское. И зацепиться глазу реально не за что. Опять-таки, в той же «Стене» было множество зрелищных, эмоциональных эпизодов, западающих в душу - чего стоят одни только сцены, сопровождающие Comfortably Numb, марш молотков или мультипликационная вставка к песне The trial! Плюс Боб Гелдоф, как ни крути, сам по себе харизматичный человек. Из «Последней раны» мне не запомнилось практически ничего. И это, между прочим, обидно, ибо альбом сильный и задумка хорошая - на её основе можно было снять шикарную вещь. Хотя не скажу, что короткометражка мне не понравилась - по-своему она интересна, в первую очередь из-за кинохроник. Смотрится как видеоклип к четырём песням сразу. И идея отличная, и музыка прекрасная. Исполнение только подкачало. Было бы гораздо лучше не пытаться уместить основную мысль в девятнадцать минут экранного времени, а сделать полноценный фильм, в который вошли бы все треки (или хотя бы большая их часть). Собственно, зная историю создания альбома, я могу понять, почему он был экранизирован именно в таком виде, но всё равно хотелось бы большего.

 

И подводя итог:

➕ хорошая задумка;

➕ прекрасный саундтрек;

➕ антивоенная тематика.

 

➖ отсутствие цельного видеоряда;

➖ спорное качество съёмки.

 

В принципе, «Окончательный монтаж» - неплохая вещь, достойная просмотра. Задумка в неё заложена очень стоящая, но вот исполнение, на мой взгляд, не тянет больше, чем на 3,5 балла. Исходя из правила округления, всё же поставлю фильму четыре, и буду рекомендовать его к ознакомлению.

Достоинства
  • Затронута важная тема
  • Отличная идея
  • Прекрасная атмосферная музыка
Недостатки
  • Нет цельного видеоряда
Funtime Foxyрекомендует
Читать все отзывы 1
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
21.01.2021
Я и не знала, что у "Стены" есть сиквел, не встречала этой информации Shy

Уотерс еще больше в моих глазах стал в хорошем смысле слова кумиром, очень разделяю пацифистские воззрения музыканта все-таки. И ход с персонажем учителя весьма интересный, а ведь точно он)

Круть, словом, надо срочно добавить с список к просмотру;)
21.01.2021
Почему я и говорю, что Пинк всё-таки остался жив) Тема продолжается))

Тоже согласна с ним во многом - здраво рассуждает, без какой-то предвзятости. И пацифистические взгляды импонируют. Война - это всегда зло, не должно её быть
21.01.2021
Надо глянуть. Возможно, нужно было бы наряду с короткометражкой снять и полноценный фильм. Пусть было бы две версии. Для краткого ознакомления, так сказать, и для полного погружения.
21.01.2021
Я бы с удовольствием полноформат посмотрела - чтоб именно цельный по сюжету, так же проработанный, как «Стена». А короткометражка да - могла бы для краткого ознакомления предназначаться. Что-то вроде клипа сразу на четыре песни
22.01.2021
✓ The Gunner’s Dream

✓ The Final Cut

✓ Not Now John

✓ The Fletcher Memorial Home
Меня впечатлила "The Gunner’s Dream" Роджера Уотерса, шикарная песня!
22.01.2021
Согласна. Мне вот эти вот строчки особенно нравятся
And everyone has recourse to the law
And no one kills the children anymore.
No one kills the children anymore.

Хорошо бы, если бы так оно и было...
25.01.2021
Композиция вообще грустная, но очень красиво звучит.
Я даже не знала, что у стены есть такое продолжение.
22.01.2021
Я когда на Кинопоиске читала о «Стене», там сразу предложили сиквел) Иначе тоже вряд ли бы узнала - он намного менее популярен, конечно
22.01.2021
Мне кажется мне не зайдет, и без субтитров и как-то всё скомкано
22.01.2021
Ну «fuck all that», в принципе, и без субтитров понятно Big smile Не, песни, на самом деле, хорошие, цепляющие, но видеоряд будто на скорую руку подбирали. «Стена» намного сильнее, целостнее
30.01.2021
Здесь картинки и музыка будто бы живут своей жизнью, отдельно друг от друга
Может в этом вся фишка?
30.01.2021
Ну я не думаю, что в этом конкретном случае так задумано. Больше похоже на то, что хорошую, в общем-то, идею не посчитали нужным развивать. Хотя... кто его знает, конечно
26.07.2021
Необычно.... надо посмотреть Smile
26.07.2021
Приятного Вам просмотра 😊
Смотрите также