На Pink Floyd: The Final Cut я обратила внимание ещё во время поиска «Стены» - этот фильм значился сиквелом последней. Однако с просмотром не спешила, не совсем понимая, чего ожидать от киноленты, снятой по такому спорному альбому. Тем более, короткометражной - всё-таки странно было бы надеяться на то, что сюжет «Последней раны» удалось уместить всего-навсего в девятнадцать минут.
Название: Окончательный монтаж | Последняя рана | Pink Floyd: The Final Cut
Жанр: музыка, короткометражный фильм
Страна: Великобритания
Кинокомпания: EMI Music Video
Премьера в мире: 21 марта 1983 года
Режиссёр: Уилли Кристи
Сценарист: Роджер Уотерс
Продюсеры: Бэрри Мэтьюз, Стивен О’Рурк
Композиторы: Pink Floyd, Роджер Уотерс
В главных ролях: Алекс МакЭвой, Роджер Уотерс
Хронометраж: 19 мин
Рейтинг на Кинопоиске: 7,805
Аннотация: «Учитель, ветеран Второй мировой войны, потерял сына. C самого утра он гнался за его призрачным образом, а под вечер вернулся домой, где провёл всю ночь в раздумьях. Результатом его размышлений стало наступление нового дня после бессонной ночи и тяжкий груз воспоминаний».
♦ Сюжет и построение ♦
Фильм построен на основе четырёх песен из одноимённого альбома группы Pink Floyd. Хотя, пожалуй, The Final Cut правильнее называть сольником Роджера Уотерса, ибо вокал Дэвида Гилмора можно услышать только в одной из композиций, а клавишник коллектива Ричард Райт и вовсе не принимал участия в записи.
«Последняя рана» посвящена отцу Уотерса, погибшему во Второй мировой, и носит выраженный антивоенный характер. Автор выказывает резко отрицательное отношение к войнам как таковым и выступает против стравливания народов друг с другом. Причём доносит свои мысли с упоминанием имён конкретных политических деятелей - в частности, в песне The Fletcher Memorial Home, перемиксованная версия которой вошла в фильм. И, само собой, в каждом из треков слышатся личные переживания Роджера, боль его утраты.
И короткометражка построена на той же теме - переживаниях человека, у которого война отняла кого-то из близких. Главный её герой - учитель, ранее появлявшийся в фильме «Стена».
В Pink Floyd: The Wall этот персонаж выглядит злобным, даже отвратительным, однако здесь вызывает сочувствие - оказывается, он, как и Пинк, потерял на войне родного человека, и тоже не может с этим смириться. Призрак сына видится учителю на каждом шагу, буквально преследует его, заставляя погружаться в горестные размышления.
Из побочных персонажей стоит выделить молодого парня, сидящего в кабинете врача-психиатра. Лицо пациента скрывается в тени - 99,9% времени зритель может видеть только губы, произносящие слова песни. По имени юношу не называют (в принципе, как и героя Алекса МакЭвоя) - его личность так и остаётся нераскрытой. Однако кого-то он всё же смутно напоминает, по-моему... И, между прочим, исполняет эту роль сам Роджер Уотерс.
В эпизодах мелькают ещё несколько человек, но они появляются ненадолго и уже не настолько важны. Куда больше экранного времени занимают разнообразные кинохроники - в основном, чёрно-белые. Причём на них мелькают знакомые лица - к примеру, можно лицезреть знаменитую актрису Мэрилин Монро.
«Окончательный монтаж» (он же «Последняя рана») сюжетно связан со «Стеной» и даже содержит прямую отсылку к её создателям - режиссёру Алану Паркеру и продюсеру Алану Маршалу. Правда, не сказать, чтобы эта отсылка была приятной - всё же от экранизации альбома Уотерс остался не в восторге. Тем не менее, к диску с The Final Cut прилагался бонус - видеоклип на песню «Когда "Тигры" вырвались на свободу», смонтированный из видеоматериалов «Стены».
К актёрской игре в целом претензий не возникает, но, с другой стороны, фильм и не содержит эпизодов, где её можно было бы оценить в полной мере. Диалогов и монологов в короткометражке нет вообще - с экрана слышатся исключительно песни. Причём всего четыре:
✓ The Gunner’s Dream
✓ The Final Cut
✓ Not Now John
✓ The Fletcher Memorial Home
В одной из них отчётливо слышен матерный речевой оборот, понятный даже при минимальном знании английского языка. Другая в своё время послужила причиной для запрета альбома Pink Floyd в СССР. В общем, треки весьма скандальные, но по звучанию и смысловому наполнению достойные, сильные. Мне вообще импонирует антивоенная тематика.
Несколько напрягает только то, что короткометражку не получается посмотреть в более-менее нормальном качестве. Максимум, что удалось найти - 480 р. И да, длится она всего 19 минут, хотя на скринах и отображается другое время - просто в этой версии видео The Final Cut соединён с отрывком выступления Роджера Уотерса и парой комментариев от других участников «Пинк Флойд».
Ни русскоязычного перевода, ни субтитров отыскать не удалось, хотя в случае «Последней раны» это и не столь важно - всё-таки основу её составляет музыка. Однако для лучшего понимания происходящего перед просмотром стоит загуглить по названиям входящие в фильм песни, почитать их тексты и переводы.
♦ Впечатления от просмотра ♦
В принципе, особых ожиданий от «Окончательного монтажа» у меня не было, но всё же оставалась надежда увидеть нечто в духе «Стены» - такое же надрывное и запоминающееся. К сожалению, она не оправдалась.
Первое, что бросается в глаза при просмотре - разрозненность видеоряда и музыкального сопровождения. Скажем, в The Wall все кадры на экране складывались в историю, дополненную шикарным саундтреком (ну или наоборот - к песням, формирующим рассказ, прилагалось удачное, цельное видео, многократно усиливающее эмоции слушателя). В The Final Cut этого нет. Здесь картинки и музыка будто бы живут своей жизнью, отдельно друг от друга - за исключением, может быть, пары-тройки эпизодов. Подобное часто бывает в клипах, но вот фильм хотелось бы видеть именно фильмом.
К тому же, музыкальная составляющая киноленты явно сильнее видеоряда - она перебивает его, перетягивает внимание на себя. Может, так и задумано, не знаю, но качество съёмки неоднозначное, больше смахивающее на любительское. И зацепиться глазу реально не за что. Опять-таки, в той же «Стене» было множество зрелищных, эмоциональных эпизодов, западающих в душу - чего стоят одни только сцены, сопровождающие Comfortably Numb, марш молотков или мультипликационная вставка к песне The trial! Плюс Боб Гелдоф, как ни крути, сам по себе харизматичный человек. Из «Последней раны» мне не запомнилось практически ничего. И это, между прочим, обидно, ибо альбом сильный и задумка хорошая - на её основе можно было снять шикарную вещь.
Хотя не скажу, что короткометражка мне не понравилась - по-своему она интересна, в первую очередь из-за кинохроник. Смотрится как видеоклип к четырём песням сразу. И идея отличная, и музыка прекрасная. Исполнение только подкачало. Было бы гораздо лучше не пытаться уместить основную мысль в девятнадцать минут экранного времени, а сделать полноценный фильм, в который вошли бы все треки (или хотя бы большая их часть). Собственно, зная историю создания альбома, я могу понять, почему он был экранизирован именно в таком виде, но всё равно хотелось бы большего.
И подводя итог:
➕ хорошая задумка;
➕ прекрасный саундтрек;
➕ антивоенная тематика.
➖ отсутствие цельного видеоряда;
➖ спорное качество съёмки.
В принципе, «Окончательный монтаж» - неплохая вещь, достойная просмотра. Задумка в неё заложена очень стоящая, но вот исполнение, на мой взгляд, не тянет больше, чем на 3,5 балла. Исходя из правила округления, всё же поставлю фильму четыре, и буду рекомендовать его к ознакомлению.
Я и не знала, что у "Стены" есть сиквел, не встречала этой информации 😊
Уотерс еще больше в моих глазах стал в хорошем смысле слова кумиром, очень разделяю пацифистские воззрения музыканта все-таки. И ход с персонажем учителя весьма интересный, а ведь точно он)
Круть, словом, надо срочно добавить с список к просмотру;)
Почему я и говорю, что Пинк всё-таки остался жив) Тема продолжается))
Тоже согласна с ним во многом - здраво рассуждает, без какой-то предвзятости. И пацифистические взгляды импонируют. Война - это всегда зло, не должно её быть
Надо глянуть. Возможно, нужно было бы наряду с короткометражкой снять и полноценный фильм. Пусть было бы две версии. Для краткого ознакомления, так сказать, и для полного погружения.
Я бы с удовольствием полноформат посмотрела - чтоб именно цельный по сюжету, так же проработанный, как «Стена». А короткометражка да - могла бы для краткого ознакомления предназначаться. Что-то вроде клипа сразу на четыре песни
Ну «fuck all that», в принципе, и без субтитров понятно 😁 Не, песни, на самом деле, хорошие, цепляющие, но видеоряд будто на скорую руку подбирали. «Стена» намного сильнее, целостнее
Ну я не думаю, что в этом конкретном случае так задумано. Больше похоже на то, что хорошую, в общем-то, идею не посчитали нужным развивать. Хотя... кто его знает, конечно