We don't need no education, We don't need no thought control, No dark sarcasm in the classroom - Teachers, leave them kids alone! Hey! Teachers! Leave them kids alone! All in all it's just another brick in the wall. All in all you're just another brick in the wall...
Pink Floyd, «Another brick in the wall (part II)»
Фильм «Стена» я, как ни странно, упустила из виду, и посмотреть его решила только после прочтения вот этого замечательного отзыва. Хотя одноимённый альбом Pink Floyd люблю. В особенности песни Goodbye, blue sky и Another brick in the wall (part II) - сразу по нескольким причинам.
Название: Стена | Pink Floyd: The Wall
Слоган: The Memories. The Madness. The Music... The Movie
Жанр: музыка, драма, артхаус
Страна: Великобритания
Кинокомпания: Metro-Goldwyn-Mayer
Премьера в мире: 22 мая 1982 года
Режиссёр: Алан Паркер
Сценарист: Роджер Уотерс
Продюсеры: Алан Маршалл, Стивен О’Рурк, Гарт Томас
В ролях: Боб Гелдоф, Кристин Харгривз, Джеймс Лоренсон, Элинор Дэвид, Кевин МакКион, Боб Хоскинс, Дэвид Бингэм, Дженни Райт, Алекс МакЭвой, Эллис Дейл, etc.
Хронометраж: 99 мин (01:39)
Возрастной ценз: 16+
Рейтинг MPAA: R
Рейтинг на Кинопоиске: 8,112
Аннотация: «Всё смешалось в номере некоего лос-анджелесского отеля, в котором заперт рок-музыкант Пинк - пространство и время, реальность и кошмар. Каждый кирпич в «Стене» - его чувства, мысли, воспоминания.
Действие фильма основано на двойном альбоме группы «Pink Floyd» - «The Wall», 23 раза получавшем статус платинового и распроданном по всему миру общим тиражом 11,7 миллионов экземпляров»
Скажу сразу: «Стена» - это фильм не для всех. И дело не в том, что снята она на основе музыкального альбома группы (а, соответственно, рассчитана в первую очередь на её поклонников), просто артхаус сам по себе заходит далеко не каждому. А Pink Floyd: The Wall - самый что ни на есть артхаусный артхаус, ещё более неординарный, чем фильмы Джима Джармуша, «Храбрец», снятый Джонни Деппом, «Игла» Рашида Нугманова или «Невероятная меланхолия» А. Д. Кальво. В своём роде это уникальная, очень сложная кинолента, не похожая ни на что.
«Стена» содержит психоделические и эротические (даже околопорнографические) сцены, на экране показывают кровь - как нарисованную, так и настоящую - а потому рейтинг R для фильма вполне оправдан. Детям у экрана делать точно нечего. И в целом я считаю, что такого рода кино лучше смотреть взрослым людям, с полностью сформированной психикой.
♦ Сюжет и построение ♦
Главный герой фильма - музыкант по имени Пинк.
Весь сюжет складывается из обрывков его мыслей, воспоминаний и переживаний - начиная с самого детства. И по кадрам, мелькающим на экране, несложно понять, что больше всего Пинка волнует тема войны (хотя, разумеется, не только она).
Видел ли ты испуганные лица? Слышал ли ты свист падающих бомб? Пламени уже нет, а боль всё длится. Прощай, голубое небо, Прощай, голубое небо...
Вообще персонаж чем-то напоминает мне Симора Гласса, центральную фигуру рассказа Джерома Сэлинджера «Хорошо ловится рыбка-бананка» - такой же замкнутый, всячески стремящийся отгородиться от окружающих людей. Можно сказать, не от мира сего. Но в случае Пинка особенности характера, по всей видимости, усугубляются ещё и употреблением наркотиков - последние подрывают его душевное здоровье, становятся причиной психического расстройства. Проще говоря, персонаж начинает впадать в безумие - он не отличает иллюзию от реальности, выказывает неадекватные реакции, рисует в воображении дикие, фантасмагорические картины, активно достраивая стену между собой и миром.
Как я понимаю, главный прототип Пинка - Роджер «Сид» Барретт, человек с трагической судьбой, сумасшедший гений, основатель и первый фронтмен Pink Floyd. Но при этом история музыканта основана ещё и на биографии Роджера Уотерса, отец которого погиб на войне в 1944 году. Именно Уотерс изначально должен был сыграть в фильме главную роль, но в итоге её исполнил другой человек - Боб Гелдоф, вокалист панк-группы The Boomtown Rats. К слову, биография Гелдофа тоже кое в чём перекликается с сюжетом «Стены».
Изначально Боб не горел желанием сниматься в фильме, утверждая, что не любит музыку Pink Floyd, но в дальнейшем он явно проникся картиной и замечательно вжился в роль.
...случилась одна из удивительнейших вещей, когда-либо происходивших со мной. По сценарию я должен быть в очень подавленном состоянии, должен быть холоден, поэтому я настроился на это. Она целовала мои пальцы, сказала: «С тобой всё в порядке?»… А у меня вдруг потекли слёзы. Я заплакал впервые более чем за двенадцать лет. Не знаю, откуда она появилась, но глубоко внутри я ощутил ужасную пустоту - я не смог сдержаться.
из интервью Боба Гелдофа
Говорить об остальных персонажах не имеет смысла - по сути, все они (в том числе мать Пинка и его супруга) нужны только для фона, и на протяжении всего фильма не могут преодолеть стену, воздвигнутую главным героем. Потому что они сами и есть эта стена - каждый из кирпичиков в ней.
Кинолента снята по сценарию Роджера Уотерса и, по его утверждению, отражает именно те мысли, которые заложены в альбом The Wall - автобиографический, пронзительный, очень личный. Стоит заметить, что в экранизацию вошла и песня When the Tigers Broke Free, написанная для альбома, но так и не ставшая его частью.
Остальные парни в группе осудили её включение в альбом на основании того, что она слишком личная для меня. Она очень конкретна по времени и месту, и так далее, и тому подобное, и, следовательно, не вызывает сомнений, что The Wall — обо мне.
Роджер Уотерс
Пожалуй, самая главная достопримечательность «Стены» в том, что в ней практически нет диалогов и монологов - всё самое важное доносится до зрителя с помощью музыки. Песни составляют основу фильма, его суть, смысловое и эмоциональное наполнение. Большинство треков отличаются от оригинала - они перемикшированы, сокращены/растянуты и/или перезаписаны с вокалом Гелдофа - но, тем не менее, звучат шикарно. Жаль только, что в киноленту вошли не все составляющие альбома.
Найти «Стену» в хорошем качестве не проблема - её можно как посмотреть онлайн, так и скачать. В том числе с русскоязычным переводом, но вот этого делать очень не советую - может, текст, звучащий поверх оригинала, сам по себе и хорош, однако в музыкальных фильмах такие вещи портят всю атмосферу. По сути, зритель перестаёт обращать внимание на сами песни, вокал и эмоции, вложенные в исполнение, переключаясь на голос актёра озвучивания. На мой взгляд, это очень плохо. Тем, кто не знает английского языка и опасается чего-то не понять, лучше поискать версию с субтитрами.
♦ Впечатления от просмотра ♦
До просмотра «Стены» я успела немного почитать о ней, но всё равно слабо представляла, как будет выглядеть кинолента целиком. Однако прикинула, что где-то непременно должны быть молотки, и очень захотела на них посмотреть. Не обманулась, кстати - молотки реально были (этот факт никак не раскрывает сюжет, если что).
И в целом в фильме обнаружилось очень много рисованных вставок - необычных, порой даже жутковатых, но по-своему очень даже притягательных. По крайней мере, мне такая мультипликация по душе) Команда художников постаралась на славу - всё выглядит уместно, хорошо сочетается с текстом и мелодиями песен, звучащих на фоне. Ну и в памяти отпечатывается, само собой. Мне вот цветочки запомнились, например, и говорящая... впрочем, ладно, неважно)
Да и «живые» кадры производят ничуть не меньше впечатления, чем рисованные. Особенно вставки о войне - крайне эмоциональные, можно сказать, на грани. Заметно, что для Уотерса болезненна тема Второй мировой. И, по-моему, его сложно не понять. Вообще любая война ужасна. Ненормально, когда гибнут люди всех возрастов, когда остаются сиротами дети. Подобного кошмара не должно существовать в природе, и в фильме это показано очень хорошо.
Затрагиваются в «Стене» и другие важные темы - в частности, взаимоотношения матерей с детьми и влияния, которое могут оказывать родители на психику своих чад. Высказывается также довольно резкая критика в сторону системы образования, нередко уничтожающей в человеке личность, индивидуальность. Но обратите внимание: критике подвергается именно одна из существующих на тот момент систем, а не образование как таковое. И во второй части Another brick in the wall речь идёт вовсе не о том, что детям не следует учиться - скорее уж о том, что в нормальных условиях у них не должно возникать желания сжечь школу к такой-то матери.
В Англии существуют две системы школьного обучения… и, конечно, ни в коем случае не следует их смешивать. Одно из этих течений возглавляет Род Бойсон, являющийся помощником министра в администрации Тэтчер. Он верит, что если детей заставить сидеть, и молчать, и слушать, и учить, то они превратятся в прекрасных, послушных, продуктивных членов общества. Он верит, что это гораздо важнее, чем если бы им позволили высказывать свои мысли, или думать, или что-то ещё. Школьные годы я провел в средней школе для мальчиков, где метод Рода Бойсона применялся очень широко; мы даже не надеялись высказать своё мнение о чем-либо.
Роджер Уотерс
Кинолента изобилует и другими яркими визуальными образами - все они находят в душе отклик, однако эмоции, вызванные ими, крайне сложно поддаются описанию. По правде говоря, я сто раз пожалела, что вообще взялась за этот отзыв. У меня лично «Стена» вызывает ассоциации и с произведениями Сэлинджера, и со сборником «Магия кошмара» Питера Страуба (в частности, рассказом «Деревня привидений» и повестью «Малыш хорошо воспитан»), и с литературой о ВОВ, и много с чем ещё. Многогранно, интересно, хорошо снято. И Гелдоф, несмотря на отсутствие актёрского опыта, в главной роли выглядит вполне естественно - несомненно, ему удалось прочувствовать своего персонажа, сродниться с ним.
Финал фильма сложный, но вместе с тем оптимистичный, внушающий надежду на то, что у главного героя всё ещё может сложиться хорошо. Правда, мне кажется, что это зависит уже большей частью от самого Пинка.
О саундтреке, думаю, и говорить не стоит - понятно, что он великолепен. По крайней мере, для тех, кому нравится творчество Pink Floyd. Естественно, человек, не воспринимающий такую музыку, может высказать совсем другое мнение.
И подводя итог:
➕ шикарная музыка;
➕ сложный и интересный сюжет;
➕ отличная актёрская игра;
➕ очень красивая рисовка.
Пожалуй, «Стена» - самый необычный фильм из просмотренных мной за последнее время. А вместе с тем - один из самых увлекательных и эмоциональных. От души рекомендую его поклонникам артхауса и творчества Pink Floyd. Пять баллов из возможных пяти.
Я стену смотрела лет в пять, ее в республике крутили многократно. В детстве ужасно впечатляли все эти шагающие молотки. А еще кадры со цветами пугали, но когда мы проходили в школе войну белой и алой розы, сразу были именно такие ассоциации.
А я в кадрах с цветами немножко другую ассоциацию увидела Не помню, чтоб смотрела фильм раньше, но вот школьные кадры показались смутно знакомыми - может, мельком где попадались в детстве, не знаю) Another brick in the wall (part II) вроде помню ещё из детства, и слова, и мелодия прямо родные, а откуда знаю - непонятно, не вспоминается
Вот да. Полезно эту историю изучить людям, утверждающим, что легкие наркотики - это совсем не страшно и безопасно. На самом деле, неизвестно заранее, как тот или иной наркотик может воздействовать на мозг именно этого конкретного человека, бывает, что и травка приводит к непоправимым последствиям для психики.
Не могу вспомнить, могла ли я в детстве смотреть эту картину или нет;но отзыв интересный и вдумчивый. Надо посмотреть интересно, что же там ещё было рискованное кроме цветков...
Я что-то перепутала, думала отзыв еще только будет, а он вот он вот Теперь я уже одной рукой пишу коммент, а второй ногой иду за винчем, на нем уже скачена "Стена", ибо не могу теперь не узнать о том ли "говорящем объекте" я подумала Вот про ограничение детей от экраана согласна, однако почему то именно этот фильм я лчше всего помню из детства ну хоть любовь к хорошей музыке привилась заодно)
однако в музыкальных фильмах такие вещи портят всю атмосферу.
да, определенно согласна, переводы тех же мюзиклов и песен это что-то обычно))
Не, ты всё правильно поняла - тот, что будет, я планирую на документалку) Правда, теперь ещё не знаю, на какую))
Уверена, ты верно подумала - там объект сложно перепутать Хотя я не сразу поняла, что это именно оно... она - как-то прямо очень дерзко Но прикольно) И вместе с тем грустно
Ну что тут говорить - это ж мы, поколение 80-х и 90-х, сильны и суровы, коня на скаку, сказки Андерсена с пелёнок, молотки марширующие и иже с ними, а вот собственному ребёнку как-то и стремновато показывать, мало ли)) А переводы мюзиклов - это вообще нечто. Помню, смотрела «Призрака Оперы» в переводе - ох... Субтитры лучше
Фильм - открытие! Многие пишут, что в детстве смотрели, а я вот нет. Странно даже. Не знаю, мне кажется это точно не для детей, но дети частенько находят лазейку, чтобы вкусить запретное. Молотки, и вправду, впечатляют и не только они одни. Трансформация падающего листа в человечка - такого маленького, напуганного, одинокого... А это судилище! На ночь фильм точно смотреть не стоит. Про Сэлинджера вот упомянули и всплыло в памяти другое его произведение "Выше стропила, плотники". Давно собираюсь перечитать.
Согласна - дети частенько находят возможность посмотреть то, что им по возрасту вроде бы и не подходит)) Но с этим уж ничего не поделаешь) Тоже, кстати, не помню, чтобы смотрела фильм в детстве, но вот сейчас он реально впечатлил. И заинтересовал личностью Сида Барретта. После просмотра читала о нём, слушала сольники - прониклась. Очень талантливый был человек, жаль, что у него так сложилась жизнь
А мне ещё «Над пропастью во ржи» нравится) Тоже перечитать хочу, люблю творчество Сэлинджера))
"Над пропастью..." в школьные годы еще читала. Там как раз про подростка. Мне тоже Сэлинджер нравится. Но полюбила именно после "Плотников" почему - то 😊). Со Старым Новым Годом 🎄🎁❄☃️🎄!
Вообще он гораздо лучше заходит, если знать историю самой группы. Биографии Барретта и Уотерса, в частности. Тогда логическую цепочку легче по сюжету построить, проникнуться. Хотя и так понятно, что к чему, в принципе
Кадр стены впечатляет! Я не смотрела, но выглядит все занятно! Не боюсь артхауса, я адекватно воспринимаю разное творчество. Главное, чтобы насилия над братьями нашими меньшими не было, а остальное уже можно смотреть под любым ракурсом. Дело настроения)
Вот да, для меня тоже важно, чтоб не было жестокости по отношению к животным. Ну и маленьким детям. Всё остальное нормально воспринимается. «Стена» запоминается, западает в душу - и мультипликация, и актёрская игра, и сам сюжет. И музыка, само собой. Comfortably Numb прямо вообще до мурашек - и само исполнение, и гитарные соло Гилмора шикарны