Опубликовано 8 Октябрь, 2019 - 08:54

Здравствуйте!

Вы давно были в музее? Смею предположить, что давно. Только если вы не учитесь в художественном училище. Или у вас есть маленькие дети, с которыми вы посещали краеведческий или иной природоведческий музей. А в галерее изящных искусств точно давно не были.

А надо бы. Вот и мы так решили. И поехали в Третьяковку. Я для себя ставил три цели: посмотреть Рублева "Троица", Шишкина "Утро в сосновом лесу" и Брюллова "Последний день Помпеи". Зал с Рублевым был закрыт на реставрацию. "Последний день Помпеи" в Третьяковке только эскиз. Это я по прошествии лет маху дал. Основное полотно в Русском музее. А Шишкин почему? Потому что в годы моей юности к нему отношение у "продвинутой" молодежи было очень плохое. Его называли ...ный фотограф. Но я уже знаю, над чем смеялись, сейчас хочется плакать. Хотелось посмотреть на картины И.И. Шишкина другими глазами. Немного поумневшими, я надеюсь.

Утро было прекрасное, и мы с женой поехали.

Хорошо узнаваемое место, Лаврушинский переулок, 10.

И в отличие от другой Москвы, никакой суеты, все степенно.

У парадного входа - памятник основателю П.М. Третьякову.

Работа А. П. Кибальникова и И. Е. Рожина. Мне нравится памятник, хорошо сделан. Чувствуется духовная сила Павла Михайловича. Интересные факты. Сначала здесь был памятник Ленину, а потом Сталину. Но время все ставит на свои места.

Хорошо, что Третьяковка не так пострадала после революции, как музеи и дворцы Питера. Может, граница далеко была. А может, вовремя спохватились?

Несмотря на погожий день в конце лета, когда возвращаются в город учащиеся и их родители, народу было немного. Билеты мы заранее через интернет не заказывали, а просто пришли и стали в очередь. Небольшую.

Минут за 20 мы уже были в фойе.

Театр, как известно, начинается с вешалки. А музей со входа.

Уже хорошо. Можно рассматривать необычный в наше время интерьер.

Купили билеты со скидкой.

Правила посещения на обратной стороне билета.

Фотоаппарат перечеркнут как селфи. Но снимать можно, только без вспышки.

Одновременно в музее была выставка "Библия Пискатора", но я заранее о ней не знал и на нее не рассчитывал.

Я был настроен на отечественные шедевры.

Бронзовый бюст П.М. Третьякова, автор С.М. Волнухин.

По духу напоминает памятник у входа. Но, скорее всего, именно он был его прототипом.

Начнем наше неспешное шествие по залам.

Но перед экскурсией хочу сделать два замечания.

1. Многие шедевры галереи нам (мне) известны по хорошим, любимым, старым учебникам "Родная речь" и "Литература". Кроме того, у нас в школе на третьем этаже была своя галерея. Большое спасибо учителям, кто это придумал. Копий картин было много. Даже когда тебя выгоняли из класса, то неизвестно, где было больше пользы. И многие наши знаменитые картины мы уже знали.

2. Как любитель посещать разные музеи по всем городам и весям, со временем у меня выработался свой подход. Если внимательно рассматривать все картины в Прадо или Рейксмьюземе, то можно и умом тронуться. Некоторые продвинутые ценители живописи советуют идти на свидание с одной картиной. Я же неспешно иду по залам и подхожу к тем картинам, к которым меня влечет неведомая сила.

Ну и хотелось сравнить свои новые впечатления с более ранними.

Знакомый с детства портрет Поэта кисти О.А. Кипренского.

Это наше все. Знает любой младенец. Здесь соединились талант художника и гениальность А.С.

А вот эту картину в советские учебники не помещали.

Нашего любимого Брюллова, который на самом деле Брюлло, француз, тоже помещали только выборочно. Таких картин в учебниках тоже не было.

Эскиз "Последнего дня" я, конечно, посмотрел. Но не этого я хотел, и не это ожидал.

А "Всадница" - известная и узнаваемая картина.

Великолепный портрет княгини Воронцовой кисти С.К. Зарянко.

Приковал мое внимание и задержал.

Скульптура, по большому счету, не очень сильно производит на меня впечатление. Даже Микеланджело или Бернини. "Пьета" или "Умирающий раб" еще заставят задуматься о бренности бытия. И дело не в цвете, хотя в Древней Греции скульптуры и раскрашивали. Даже простая наскальная живопись в пещерах Кро-Маньона и других местах меня поражает. Может это связано, хочешь или нет, с Православием, где преобладает икона, в отличии от Католичества, где преобладает скульптура.

Красиво, но мурашки по спине не бегут.

Я обратил внимание, что некоторые картины защищены стеклом, а другие нет. Это видно и на фотографиях по отражениям. Например, картины Перова.

Зная неприятные события последних времен, и, конечно, обеспокоенный сохранностью нашего достояния, я спросил об этом у служительницы. И про отблески, и про сохранность.

Во-первых, сказала она, - есть антибликовые стекла. Посмотрите "Грачи прилетели".

Конечно, я сразу посмотрел. И скажу, очень понравилось.

Даже не догадаешься, что за стеклом. "Ну почему же все не сделать?", - вопрошал я. "Нет денег", - был ответ. От себя добавлю - но вы держитесь.

У Третьякова, оказывается, деньги были. Не буду больше ничего говорить.

В советское время на Красной площади был арестован человек, раздававший чистые листы бумаги. Когда его спросили, что он делает, то он ответил: "А чего писать. И так все всё знают".

С грустью пошел дальше.

Где я задержался. Крамской. Христос в пустыне.

В пору и самому задуматься.

Максимов В.М., "Все в прошлом."

Эту картину любила моя теща. Репродукция до сих пор на даче.

Краски Куинджи.

Маковский. "Портрет графини Строгановой.

Если бывает красота в чистом виде, то вот она. Вспоминаешь стихи.

А если это так, то что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Куда пропали такие женщины? Счастье даже просто прикоснуться к ней.

Где же мой Шишкин? Да вот он.

Остановился я, конечно, у этой картины.

Ну что вам сказать? Дураки мы были. Репродукции не передают тайны этой картины. Лес, туман, утро. Кажется, с картины веет утренней влажной прохладой. А вот мишки похужее будут. На них можно не смотреть. Историю их появления, я думаю, знают все.

Еще Иван Иванович.

Ну и конечно, про стекло я уже писал. Не все картины получается удачно снять.

Открыл для себя Н. Н. Ге. Кроме картины с Петром I, которую помнят все, есть и другие.

"Что есть истина?" Этот вопрос до сих пор витает в воздухе.

Согласен ли я здесь с автором? Нет. Но картина задуматься заставляет. Хотя мы уже знаем, что этот знаменитый вопрос Пилата задан неправильно. Истина не "что", а Кто.

"Тайная вечеря".

Перед глазами, конечно, роспись Леонардо Да Винчи в монастыре в Милане. Но здесь, мне кажется, ближе к правде жизни.

Опять же, у меня путаница в голове. Основное полотно в Русском музее. А это авторское повторение картины.

А вот и мой любимый Верещагин. И, видать, не только у меня.

Это не те лубочные картинки богатырей и битв, которые попадают в хрестоматийные учебники.

"Побеждённые (Панихида)".

"Скобелев под Шипкой".

И при жизни у него были конфликты с властью. Даже несколько картин уничтожил. Обвинения стандартные - не патриот. Великий человек. Погиб вместе с адмиралом Макаровым.

Иду дальше. И вот я увидел ЕЁ. Может, я ждал этого момента, этого ЧУДА. Или так сложились звезды. Но у меня запершило в горле, и защипало глаза.

Это людское, народное горе. И, конечно, "великий реформатор". Как говорит поговорка - лучше один раз увидеть. Гений.

Долго я стоял у этой картины.

Эмоционально опустошенный, я пошел дальше.

Левитан. "Над вечным покоем".

Казалось бы, ну что там есть? Но картина притягивает внимание. Да и название немаловажно. Зовись картина иначе, было бы по-другому.

Скульптура, напомнившая мне памятник Элеанор Ригби в Ливерпуле. "All the lonely people".

Ассоциации, они бывают очень разные. Разный жизненный опыт, увлечения и тому подобное.

Теплота и безмятежность Поленовских картин.

"Московский дворик".

Конечно, Серов.

Что такое? Неужели?

Нет, обознался. Отлегло от сердца.

Более современные художники. Рерих.

Жене Рерих не очень нравится, а она у меня с художественными данными. А мое внимание его работы приковывают. Есть в них что-то не от мира сего.

Коровин.

Ну чем вам не французские импрессионисты.

Врубеля обойдем стороной. Не будем сбивать ауру. Нам еще Мунка или Малевича не хватало. Не всякая живопись одинаково полезна.

Мы обошли все доступные нам залы. В одних задержались больше, в других меньше.

Под впечатлениями, выходим.

Солнечный день. Из машины времени мы выходим постепенно в наш мир.

Очередь небольшая. Да и народу было не так много.

Поэтому, будем считать, что нам повезло. Наш культпоход был успешным. Восстановлены подзабытые образы, получены новые впечатления.

Это не отчет о командировке или проделанной работе. Фотографий у меня значительно больше, но они для внутреннего потребления. Пройтись по ним, вспомнить посещение, освежить эмоции. Я, конечно, обошел все доступные залы, все посмотрел. Но делюсь впечатлениями не для ума, а для сердца.

И это не описание картин, или, тем более, их анализ, история и тому подобное. Это - впечатления. Есть в физике такое понятие, как резонанс. Отклик системы на внешние воздействие. Когда частоты близки. Вероятно, когда посыл автора совпадает с внутренними частотами, то фибры души начинают входить в резонанс. Шучу, конечно. Но как-то надо объяснить это чудо сопереживания. Эту способность заглянуть за плоскость холста. У современных "инсталляций" за плоскостью картины только стена.

Саму коллекцию Третьяковки можно посмотреть на их сайте.

Она объективна, и не привязана ни к чему мнению. Правда, не полная.

Но копии - это одно, а оригиналы - это совсем другое. Да и само здание, и атмосфера многого стоят.

Дома мы тоже не любим голые стены, но все дело в силе таланта.

Поэтому, рекомендую. Посетите сей светлый уголок нашей истории. Но спокойно, без суеты.

Что мне не понравилось. О защите холстов я уже писал. И надписи. В некоторых случаях тяжело прочесть. Не все картины мы знаем "наизусть". Старинные можно не трогать, но рядом можно разместить более читабельные.

А мы тихонечко идем из 19 века в 21-й.

Достоинства
  • Большое количество шедевров
  • Много впечатлений
  • Наша гордость и достояние
  • Спокойная ненапряжная атмосфера
Недостатки
  • Трудно прочесть название картин
viktornagрекомендует
Читать все отзывы 77
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
08.10.2019
Прекрасная галерея. Печально, что возникает необходимость защищать полотна стеклом
08.10.2019
Согласен. Но лучше безопасный просмотр. Big smile
И потом. Есть защита совсем не заметная.
08.10.2019
Мне нравится в Третьяковке. Была относительно недавно. Удивилась, что многие картины, которые мы помним со страниц учебников, на самом деле маленькие.
08.10.2019
Это тот случай, когда размер не имеет значения.
08.10.2019
На прошлой неделе была в музее в Новохоперске (отзыв ещё не писала ?), спросила сколько надо заплатить за то, чтобы делать фото. Мне сказали что не профессиональная съёмка бесплатно.
Интересно, а почему сэлфи нельзя?
Очень интересный и познавательный отзыв!
08.10.2019
Спасибо. По поводу селфи никогда не интересовался, потому что не делаю.
В западных музеях во многих съемка разрешена. Но не во всех.
08.10.2019
Последний раз была там, когда еще в школе училась Smile
08.10.2019
В школе можно было учиться и в прошлом году. Big smile
Есть шанс вспомнить юные годы. Smile
08.10.2019
Может это связано, хочешь или нет, с Православием, где преобладает икона, в отличии от Католичества, где преобладает скульптура.
Как Вы это точно подметили! Поймала себя на мысли, что у меня тоже почему-то так. Живопись и музыка, но не скульптура.
08.10.2019
Интересно. А у меня - музыка и живопись. Наше всё сказал - выше музыки только любовь.
Я б сходила Smile
08.10.2019
Пусть мечты сбудутся. Smile
08.10.2019
Приятно почитать и посмотреть. Лет 7 назад была. Сегодня повторила с Вами все шедевры)
08.10.2019
Был в Пушкинском. Там все иначе. Разве угадаешь. Puzzled
08.10.2019
После вашего отзыва сложилось впечатление, что я там побывала?
09.10.2019
Отлично. Надо про Лувр написать Big smile
09.10.2019
Настоящее чудо! Людей давно нет, но их энергия живет до сих пор. Чудесный отзыв! Большое спасибо.
Пы.Сы. Вот чесслово, тоже не понимаю всех этих импрессионистов, абстракционистов и им подобных. Как по мне, то это не художники, а тунеядцы какие-то.
09.10.2019
Пожалуйста.
Не так все просто. А каков посыл автора? Ван Гог, например, который некоторое время был священником. Это долгая тема.
09.10.2019
"Нет денег", - был ответ. От себя добавлю - но вы держитесь.
грустно, конечно. Но хоть что-то делают
09.10.2019
Подвижники.
10.10.2019
Я в культурных местах бываю, только когда гости приезжают Big smile Ваша экскурсия доставила массу удовольствия! Очень понравилась идея с картинки в школе.
10.10.2019
Видать, умные были люди. И не надо никаких уроков патриотизма и скреп. Smile
15.05.2020
А почему такое к Шишкину было отношение, что он фотограф ? Потому что реалистично писал ?
15.05.2020
Потому что "продвинутая" молодежь увлекалась Дали, Пикассо, Климтом, Магриттом и пр.
А Шишкин так, "фотограф".
15.05.2020
Ага, ну понятно ) Спасибо
Другие отзывы
Читать все отзывы 77
Смотрите также