Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. До просмотра фильма неоднократно встречал информацию о том, что кино это депрессивное, со множеством сцен насилия, снятое в мрачных тонах, что после просмотра остаётся неприятный душевный осадок, и животные на съёмках страдали и умирали, и собор во время съёмок чуть не сожгли, и вообще Тарковский с Кончаловским в сценарии переврали всю историю, и творчеству Рублёва там не осталось места, а сплошные страдания и душевные метания. И напрашивался вывод – не стоит травмировать психику и засорять разум просмотром подобных лент. Но, слава богу, любопытство одержало верх и я таки, решился…
И вот уже плыву я по картине Андрея Арсеньевича от сюжета к сюжету (точнее от новеллы к новелле, а их в фильме восемь) и наполняюсь духом, нравами и настроением того далёкого и трагического периода русской истории. И не вижу, хоть убей, ни депрессии, ни чернухи, а всё больше проникаюсь душевной чистотой главного героя, его умением осознавать самую суть предназначения художника-иконописца, его истинно русским нравственным самокопанием и самобичеванием. Андрея Рублёва в фильме я могу сравнить с кометой в небе, где небо это историческая действительность. Комета мала в сравнении с небом и век её короток, но она притягивает к себе взор, благодаря своей яркости, чистоте и динамике своего движения. И небо и комета соединены общностью мироздания и, хотя небо главенствует, но без кометы оно сразу беднеет, а комета свечением своим и возможностью поражать воображение обязана небу.
Весь фильм озарён красотой русской культуры, русского язычества, русского быта, русского мировоззрения, русской православной веры, русской философии, разрушаемых и попираемых много раз на протяжении истории, но возрождающихся, как Феникс из пепла, благодаря таким столпам, как Андрей Рублёв.
Фильм наполнен философскими размышлениями и беседами о вере, о смысле жизни, о добре и зле, о предназначении творческого человека. Но язык философии прост и понятен, а затрагиваемые истины близки и насущны для современного человека. Поэтому фильм не кажется заумным и нудным, а наоборот открывает простор для домысливания услышанного. Он снят в чёрно-белом цвете, что создаёт ощущение прикосновения к старине. Кадры фильма завораживают. Это живые, самодостаточные, мастерски выполненные произведения искусства. Игра актёров на высочайшем уровне. Сразу видно люди работали не за деньги, а за идею. Фильм так естественно и точно передаёт атмосферу того времени, что она становится практически осязаема.
Остаётся сказать: «Дорогой Андрей Арсеньевич, спасибо Вам за созданные бесценные кинематографические образы, наполненные огромной духовной силой и глубокой человеческой мудростью». Ну и без лишних сомнений – к просмотру…