После этого мы переехали и по месту жительства нам теперь подходит ИРЦ Коммунарского района. Он находится в здании школы № 97, по улице 40 лет Победы. Это центр для всего Коммунарского района, то есть обслуживает Космический и Южный микрорайоны и частный сектор между ними, просто территориально находится в 97-й школе.
Я пишу этот отзыв по итогам обращений в ИРЦ с двумя детьми, с разными проблемами. Я ходила в ИРЦ как на работу, меня там знают уже в лицо).
Школьник с заиканием
Мой старший сын заикается. Мы были у неврологов не раз. Назначенные ими препараты помогали, но со временем проблема возвращалась. А сейчас мы переехали, летом было более-менее нормально, но началась школа, новый класс, много впечатлений, как следствие - усилилось заикание.
В первый раз я обратилась в ИРЦ летом. Тогда меня культурненько отправили восвояси до осени. Мол, успокойтесь, мамочка, придёте в середине сентября.
В начале октября я пришла снова. Мне дали для заполнения Карту развития ребенка. Это документ на двух листах формата А4. Написать там свои заключения должны:
психолог
логопед
психиатр (!!!)
классный руководитель
педиатр
лор
окулист
невролог.
Пройдя все эти круги ада, Карту следует принести в ИРЦ на комиссию. Это называется комплексная оценка. И тогда быть может нас возьмут на занятия с психологом. А может быть и нет. До этого на ребенка даже никто не смотрел.
Прежде всего меня пугала и возмущала необходимость визита к психиатру.
Во-первых у ребенка нет проблем с учебой, поведением, коммуникацией, нам не нужно инклюзивное обучение. Мы просто хотели попасть на занятия к психологу, потому что проблема у него даже не логопедического характера, нет спазма горла при заикании. Проблема именно психологического характера, из-за повышенной эмоциональности и как реакция на любое событие. выходящее за рамки привычного уклада, хорошее или плохое.
Во-вторых, в нашем городе визит к детскому психиатру - это что-то жуткое. Психоневрологический диспансер находится у черта на куличках, детское отделение на пятом этаже самого дальнего корпуса, такие изыски как электронная очередь туда явно еще не скоро доберутся. Длинный узкий темный коридор, где ютятся дети с самыми разными проблемами и их несчастные родители. Врачи по районам. Для Коммунарского района врача нет, надо проситься к врачу другого района, который может быть соизволит вас принять и, уж будьте уверены, сделает всё, чтобы вы посчитали себя ничтожеством, которое зачем-то явилось на поклон к этому вершителю судеб в воображаемой короне.
Для ИРЦ подходит только официальное заключение с печатями и штампами из диспансера. То есть если вы хотели быстренько сбегать в ближайшую платную клинику к психоневрологу, коих развелось как собак нерезаных, забудьте об этом.
Ах да, на приём к официальному психоневрологу (психиатру) нужно явиться в полном составе: ребенок, мама, папа, паспорта, свидетельство о рождении. И не волнует, если родители в разводе и нет связи с отцом (с такой ситуацией столкнулась моя подруга - с первым мужем давно в разводе, новый муж, нормальная семья, но с сыном от первого брака она не могла попасть к психиатру, потому что бывший супруг живет на другом конце страны и даже до нотариуса дойти не мог).
То есть вы понимаете, с какими мыслями я вышла из ИРЦ, и что подумала обо всей этой бюрократии. Так то существование ИРЦ - это прекрасно, это очень хорошо, что в нашей стране наконец повернулись к проблемным детям, которых всё больше и больше, что дети могут получить помощь психологов, дефектологов, логопедов бесплатно. Но для этого придётся пройти стооолько....
Я временно отложила Карту. Мы обратились к платному психологу. Увы, это была лишь напрасная трата денег, её унесло не в ту степь. За свои же деньги я узнала, что сама виновата в заикании своего ребенка, и каждый раз слышала это снова и снова. Стоит ли говорить, что толку в лечении не было.
Уже в декабре мы всё же решили собраться с силами и пройти всех врачей и всё же попробовать добиться от центра занятий. В конце-концов, если этот центр и возможность занятий существует, нужно этим воспользоваться.
Не буду сейчас расписывать наши хождения по больницам, скажу лишь, что по психиатру мы нашли выход, ниже расскажу, какой.
Наконец, когда Карта была заполнена, нужно записаться на комплексную оценку. Учитываем особенности национального карантина... На собирание всех записей в Карте ушел месяц. В первых числах января я позвонила в ИРЦ, из-за карантина нас записали на оценку только на конец января.
Зато можно согласовать удобное время. Мне, например, подходит только в первой половине дня.
Как проходит комплексная оценка в ИРЦ
Вы с ребенком приходите в назначенный день на своё время. С собой иметь маску, свой паспорт и свидетельство о рождении ребенка.
За столом сидят 5 или 6 специалистов: психолог, логопед, дефектолог, реабилитолог, директор центра. Ребенку задают вопросы, отмечают его ответы.
Обстановка доброжелательная, никто на ребенка и на маму не давит, иногда задавали вопросы мне. Просто смотрят на развитие ребенка и соответствие возрастным нормам. Наш случай действительно один из самых простых. Например, одна моя знакомая в этот же период оформляла индивидуальное обучение в школе для своего сына. Причины называть не буду по этическим соображениям. Скажу лишь, что все эти проблемы крайне сложно переживать родителям, и хорошо, что есть центры в каждом районе, где детям можно помочь. И самое важное - где никто не смотрит на ребенка как на ненормального, наоборот, все настроены вам помочь, сориентировать, правильно направить!
Ну а нам не нужно было никакой инклюзии или индивидуалки, только занятия в центре.
Старший сын у меня беспроблемный и на свой возраст отлично развит. Проблема именно в заикании, эмоциональном состоянии.
По итогам комиссия говорит предварительный результат. После этого нужно 10 рабочих дней ждать официальный результат. Это документ на трёх листах А4, с таблицей рекомендаций для родителей, учителей, и специалистов, с которыми ребенок будет заниматься, в нашем случае это психолог.
Занятия с психологом
Когда всё свершилось, я не верила своему счастью. Нас взяли на занятия, два раза в неделю по полчаса. Занятия отличные, не чета тем, за которые я платила частному психологу.
Первые разы психолог помогала раскрыться обоим полушариям мозга, давала нам занятия домой, занималась с ребенком на специальных тренажерах.
Потом стали прорабатывать эмоции, он стал лучше понимать, какую эмоцию он испытывает, они проговаривали бытовые ситуации, анализировали их.
В конце курса психолог меня проконсультировала, подсказала, на что обращать внимание в дальнейшем. Для меня очень важно, что хоть мы не избавились от заикания полностью, но ребенок стал более уверенным в себе.
Занятия с логопедом
Уже когда мы занимались с психологом, оказалось, что согласно заключения мы можем ходить и к логопеду. Отлично же! Всё в одном месте территориально, не ездить за тридевять земель, а просто в здании своей же школы прийти в другую дверь. Распределили график и стали заниматься. Логопед работала в основном с его дыханием. Для постановки звуков мы в своё время отходили полтора года к платному логопеду. А сейчас заикание из-за повышенной тревожности, эмоциональности, отсюда неправильное дыхание во время быстрой речи.
Также логопед работала с письменной речью ребенка, за что ей огромное спасибо. Я уже была уверена, что у нас дисграфия. Сын очень способный, легко схватывает, хорошо читает, легко учится. Но с письмом проблемы: переписывает из учебника с кучей ошибок, не говоря уже о диктантах... заменяет буквы, теряет буквы. Плюс еще осложняется это двуязычием. В школе теперь русский язык не преподаётся вообще, совсем. Все предметы на украинском. Говорим, думаем, общаемся между собой на русском. Дети, особенно младшие школьники, сильно путаются при письме. Причем с чтением проблем нет - читает свободно и на русском, и на украинском.
На спешку и невнимательность накладываются еще и сложности с двумя языками. Именно с этой проблемой частично помогла справиться логопед. И я очень благодарна ей за доброжелательное отношение и готовность помочь.
Занятия с реабилитологом
В период занятий с логопедом и психологом мы сходили на прием к неврологу и сделали УЗИ магистральных сосудов головы и шеи. Выяснилось, что имеются проблемы с кровотоком в позвоночном отделе. Конечно, эти проблемы, наверное, у каждого второго, тем более уже второй год карантина, когда в школу то ходим, то не ходим, спортивные секции то работают, то не работают, в итоге дети сидят дома в гаджетах либо за дистанционными уроками постоянно.
Но в нашем случае с нарушением кровотока необходимо что-то делать. Невролог назначила нам Дарсонваль шейно-воротниковой зоны, массаж и ЛФК (лечебную физкультуру в поликлинике).
Я рассказала об этом в ИРЦ и нас взяла на занятия реабилитолог. Дескать, по заключению положено, значит будем делать, зачем ходить отдельно в поликлинику другого района. Боже мой, я готова была всех там обнять за их доброту и участие! Конечно же, нам в тыщу раз удобнее ходить на ЛФК в этот центр, чем куда-то ездить отдельно.
_______________________________________
Детсадовец, 4 года, ЗРР
Сразу расшифрую, ЗРР - это задержка развития речи. Случается у многих детей. В нашем случае явно есть проблема. Ребенок говорит, пополняет словарный запас, развитие есть, но недостаточное для его возраста. Я уже молчу о качестве звуков.
Мой старший сын в 2 года говорил довольно много, а вот со звуками проблема, мы больше года ходили к частному логопеду в своё время. Даже вспоминать не хочется, насколько это муторно и дорого.
Младший ходит в младшую группу детского сада. садик с логопедическим уклоном, но лого начинается только со средней группы. Осенью, когда у детей уже прошла адаптация к саду, с ними работали логопед и психолог. По итогам осмотров нескольким родителям из нашей и параллельной группы предложили "А не хотите ли перевести ребенка в логопедическую группу нашего сада?". Некоторые родители были обижены этим предложением, кто-то вроде и хотел, но боятся стресса для ребенка, который едва привык в нынешней группе... А я, имея опыт хождений к логопеду со старшим, едва ли не обнимала садиковского логопеда и едва ли не кричала "Дааа, хотим!". БЕСПЛАТНЫЕ ежедневные занятия с логопедом, никуда ходить не надо, прямо в детском саду! Да об этом только мечтать можно! Я готова была, что называется, босиком по снегу бежать в эту группу))
Но радость свою пришлось поумерить, когда узнала, ЧТО предстоит пройти, прежде чем нас туда примут.
Решается всё снова через ИРЦ. Карту развития нам завели в садике, там же написали свои заключения садиковский психолог и логопед, и воспитатель. Оставалось пройти кучу врачей, но это всё ерунда. Самое трудное - психиатр.
Я пришла домой почти что в слезах, морально убитая. Зная, насколько сложен мой ребенок и как он скорее всего будет себя вести на приеме у строгого доктора, я понимала, что в диспансере мы изведёмся, он устроит истерику и мы получим какой-нибудь психиатрический диагноз. С которым никуда, конечно, не пойдем далее, и останемся без желанной логопедической группы.
Ребенок нормален, здоров, но с крайне сложным характером, эмоциональный, плохо говорит, не терпит, когда с ним говорят строго, громко и командным тоном. Возможно, есть аутичные черты. Неявные, но есть. Вести его в филиал ада под названием "Психоневрологический диспансер" было решительно невозможно.
Собрав себя в кучу, я стала обзванивать все частные медицинские центры. В одном меня ждало счастье - у них принимает детский психиатр со всеми печатями и штампами. Явиться на прием нужно опять же двоим родителям.
Муж предложил, мол, давай и старшего сразу возьмем, его Карта развития лежит дома, пусть будет заключение психиатра, может потом что-то и получится в ИРЦ. На тот момент мы уже разочаровались в платном психологе и я решила, что хуже уже не будет.
Так мы пошли на платный приём к детскому психиатру. Очень грамотная специалист оказалась, нашла подход даже к младшему, хотя вёл себя на приёме он отвратно. Врач нас выслушала, написала заключение для логопедической группы младшему, и рекомендации для занятий с психологом старшему. Слава платной медицине!
Пройдя остальных докторов, настало время записываться на комплексную оценку в ИРЦ. Меня там уже знали по старшему сыну. Записались. Пришли.
Снова комиссия. Вредный, упертый и плохо говорящий четырёхлетка с АЧ и комиссия, где его экзаменуют. Ну вы понимаете? На первые вопросы он ответил, потом ему надоело. Отвернулся и не хотел отвечать. Сам по себе характер, плюс побаивается незнакомых взрослых как и многие дети.
Понаблюдав его минут 10, нам мягко намекнули, что речь не основная наша проблема, что здесь ЗПР (задержка психического развития) и нам бы лучше в другой детский сад, для детей именно с такими проблемами. Дали время подумать.
Что я только ни передумала за эти сутки... С одной стороны понимала, что в чем-то они правы, они обратили моё внимание на некоторые примеры в поведении и в описании садиковского психолога. С другой понимала, что он просто вредный и может закрыться, а в саду, в обычной группе он совершенно обычный ребенок, воспитатель хвалит его за огромный прогресс. К тому же этот второй сад находится страшно неудобно от нашего дома, а у меня ведь есть еще старший ребенок в начальной школе, которому тоже нужно время и внимание.
Моё сердце разрывалось, я не знала, что делать. Муж склонялся к тому, чтобы всё же остаться в нашем саду. Мы поговорили с воспитателем, с заведующей нашего сада, и решили всё же остаться в нашем садике, просто перевестись в логопедическую группу, для чего это всё и затевалось.
Я пошла в ИРЦ и озвучила это решение.
И каждый день убеждаюсь в его правильности. Ребенок с каждым днём показывает новые результаты, становится более собранным, с ним всё легче договориться, поведение становится лучше. И совершенно ему не нужен дальний сад, куда придется тащить его пешком в любую погоду, и стресс от перехода тоже не нужен. К тому же в лого-группе занимается с детьми и психолог тоже.
Я понимаю комиссию, у них есть прописанные нормы, по которым они оценивают детей. Но в наше время ооочень многие дети имеют проблемы с незрелостью психо-эмоциональной сферы, и совершенно нормально, что они пугаются самой обстановки "экзамена". А те, у кого проблем нет, в такие центры не обращаются в принципе. Просто призываю вас прислушиваться к мнению комиссии, не воспринимать в штыки, но также рекомендую поговорить и с воспитателями вашего ребенка, возможно еще отдельно с психологом.
В любом случае это положительно характеризует работу ИРЦ, где ребенку реально хотели помочь и готовы были предоставить нам путевку в коррекционный детский сад.
В конце-концов нам выдали желанное заключение, где было четко прописано, что ребенок нуждается в группе, где работают с детьми с нарушениями речевого развития. Это наша выстраданная и долгожданная путёвка в лого-группу.
____________________
Сейчас я обращаюсь ко всем родителям детей с особенностями развития. Ушли в прошлое те времена, когда "ребенок с особенностями развития" звучало как "умственно отсталый". Этих особенностей развития великое множество, от простых и легких, которые нивелируются с возрастом и с помощью занятий, до сложных, которые требуют долгой и упорной работы и индивидуального обучения в школе. И между ними еще куча вариантов посередине.
В наше время, в последние годы, к счастью, уделяется всё больше и больше внимания таким детям. Они непростые, к каждому нужен индивидуальный подход. И сейчас в садиках и школах никто не смотрит на них как на ненормальных. Воспитатели и учителя постоянно проходят курсы, где новым детям уделяется много внимания. Все всё понимают.
И я призываю вас пользоваться этими благами. Да, это сложно, муторно, не до всех уголков страны добрались эти центры, не везде еще педагоги обрели адекватность, особенно сложная ситуация в маленьких населенных пунктах, лучше - в больших городах.
Об инклюзивно-ресурсном центре Коммунарского района у меня только положительное впечатление. И огромная благодарность его сотрудникам за человечное отношение, индивидуальный подход и конечно же за и профессионализм и реальную помощь обоим моим детям.
Для Коммунарского района врача нет, надо проситься к врачу другого района, который может быть соизволит вас принять и, уж будьте уверены, сделает всё, чтобы вы посчитали себя ничтожеством, которое зачем-то явилось на поклон к этому вершителю судеб в воображаемой короне.
не говорю, что все такие, но именно такие у нас попадаются чаще всего.
И да, с заиканием действительно нужен психолог. Я когда своего посещала - то попадала на девочку с заиканием, которая была передо мной
Про частных психологов согласна, мне тоже несли дичь, что я и муж виноваты в проблемах ребёнка. За свои же деньги, вместо помощи, получала выводы, что ребёнку то вообще не повезло с родителями. Про психиатра остались вполне позитивные впечатления.
У маленьких детей бывает такое заикание - это называется сбивчивость речи. Мысли ребенка опережают речь - ребенок говорит об одном, а думает уже о другом. Было так у дочери в три года ни с того ни с сего. Ходили к врачу. Порекомендовали разговаривать с ребенком тихо и не торопясь.Но это то проходило, то возвращалось. А сейчас она уже взрослая, всё давно прошло.