Книга в мягкой обложке, издательство "Эксмо", серия "100 главных книг", 2017 год
Обычно отзыв на книгу я пишу сразу же после ее прочтения - пока живы вызванные ею чувства и эмоции. Но "Волхв" Джона Фаулза - случай особый. От этой книги пришлось отходить месяца два, не меньше. Да простят меня поклонники Фаулза - а здесь их, судя по восторженным отзывам, великое множество - я решительно не понимаю, что в этой книге такого, прости господи, интеллектуального. 800 с лишним страниц редкого по своей параноидальности бреда. Я не против постмодернизма, напротив - безумно люблю книги, над которыми можно поломать голову. Я в восторге от Воннегута, с уважением отношусь к творчеству Пелевина, но их книги - это некий смысловой пазл, который по мере прочтения складывается из разрозненных частей в единое целое. А в "Волхве" пазл не сложился. Вообще. Воистину - сложно искать черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет.
Зато мнение о личности писателя сложилось вполне однозначное. Если глаза - это зеркало души, то книга - зеркало души ее автора и в это зеркало заглядывать здесь особенно неприятно.
844 страницы - объем весьма немаленький
Фаулз, судя по всему, пытается строить из себя интеллектуала, перегружая и без того нудный и затянутый текст постоянными ссылками (в том числе и на творения маркиза Де Сада!), а также многочисленными аллюзиями, основанными на древнегреческой мифологии. Читателю, не знакомому с древнегреческой культурой разобраться в них достаточно сложно, а знакомому (культурологическое образование мне в помощь, пригодилось когда не ждали) сложно разобраться зачем они вообще здесь нужны, так как возникают они совершенно неожиданно и абсолютно не к месту:
Кончису не суждено было закончить фразу. С восточной стороны из темноты воззвал внезапный, пронизывающий голос рога. Я вспомнил об охотничьих рожках моей родины, но этот звук был грубее, архаичнее. Веер застыл в руке Лилии, она обернулась к Кончису. Тот смотрел в море, словно зов рога обратил его в камень. Глаза его медленно закрылись, как при молчаливой молитве. Но молитвенное выражение совсем ему не шло.
И вновь рог проткнул кромешную мглу. Три ноты, средняя – выше других. Каменистые склоны холмов на водоразделе отозвались смутным эхом, точно простенький тембр расшевелил ночь и ландшафт, пробудил их от векового забытья.
– Что это? – спросил я у Лилии.
Секунду она смотрела на меня с каким-то сомненьем, будто была почти уверена: я прекрасно знаю, что это.
– Аполлон.
– Аполлон?
Снова зов рога, но еще пронзительней и ближе, совсем рядом с домом, – перила заслоняют обзор, да и темно кругом. Лицо Кончиса все так же расслаблено. Лилия встала, подала мне руку.
– Пойдемте.
Я поплелся за ней на старое место, в дальний конец террасы. Она высматривала что-то в лесу, а я залюбовался ее профилем.
– Похоже, кое-кто переусердствовал с метафорами.
Она не сдержала улыбки. Быстро сжала мне руку.
– Будьте паинькой. Подождите.
Гравий, опушка, лес; все как обычно.
– Мне ж ничего не надо, кроме программки.
– Не остроумно, мистер Эрфе.
– Пожалуйста, называйте меня Николасом.
Ответить она не успела. Из некой точки меж виллой и домиком Марии появился луч света. Не слишком сильный, от электрического фонарика. Он уперся в фигуру, стоявшую, словно мраморная статуя, ярдах в шестидесяти, на фоне сосен. Вздрогнув, я понял, что человек этот абсолютно гол. Можно было различить черные волосы на лобке, бледный стебелек пениса; высокий, хорошо сложенный, вполне годится на роль Аполлона. Глаза казались слишком большими, словно были подведены. На голове золотой блик, венок из листьев; листьев лавра. Он стоял неподвижно, повернувшись к нам лицом, держа в правой руке, чуть на отлете от туловища, рог длиною в ярд, узкий серп с мерцающим наконечником. Когда я присмотрелся, меня поразило, до чего белая у него кожа, она чуть ли не светилась в слабом луче, будто на тело, как и на лицо, наложили грим.
Сюжет книги - это тоже один сплошной вынос мозга. Главный герой, молодой школьный учитель, типичный эгоист, не обладающий особо высокими моральными качествами приезжает работать не греческий остров Фраксос. Здесь он знакомится с таинственным человеком - то ли магом, то ли ученым, а на деле - отмороженным на всю голову психопатом, который, объединившись с такими же отмороженными единомышленниками, начинает упрямо и методично ломать психику главного героя. Вместе с психикой героя ломается и психика читателя - причудливый коктейль из невесть откуда взявшихся барышень в устаревших костюмах, изображающих давно умерших невест, непонятных нимф и сатиров, загробных песнопений, фашистов и, в конечном итоге, театрализованного маскарада-судилища над главным героем не оставляет от психики читателя камня на камне.
Архидиавольская спесь, с которой козлобород, его адское величество, шествовал на место, приличное его сану, заставила меня сжаться в комок: похоже, предстоит черная месса. Стол, очевидно, приспособят под алтарь. Мне вдруг пришло в голову, что передо мною - карикатурный Христос; жезл - пастушеский посох, черная борода - Иисусова каштановая бородка, кровавая свеча - нечестивый аналог нимба. Козел уселся, и теперь все участники бесовского карнавала с удвоенным рвением вперились в меня снизу вверх. Я оглядел их по порядку: идолище-олень, идолище-крокодил, вампирша, суккуб, женщина-птица, чародей, домовина-портшез, идолище-козел, идолище-шакал, скелет-Пьеро, чучелко-страшила, ацтек, ведьма. Непроизвольно сглотнув, я еще раз посмотрел через плечо, на своих неразговорчивых стражей. Сдавленные кляпом губы начинали ныть.
Единственное, что не дает закрыть книгу и забросить ее подальше - любопытство. Очень уж хочется узнать, к чему приведет все это нагромождение немыслимого бреда и какой во всем этом смысл. И тут-то читателя поджидает основной сюрприз - полное отсутствие объяснений всему происходящему ранее и вялый, смазанный финал. Вот уж действительно псевдоинтеллектуальная пытка - на протяжении восьми сотен страниц пудрить мозги читателям и в итоге "кинуть" их на самом интересном месте, оставив в нескончаемом недоумении.
И конечно же нельзя оставить без внимания огромное количество порнографических сцен, которыми изобилует вторая половина книги. Именно порнографических - эротикой это назвать просто язык не поворачивается. Всегда хотелось знать, что движет авторами романов, которые пытаются создать претендующее на серьезность произведение, но по ходу повествования начинают лить такую грязь. Сразу возникают сомнения в психической адекватности писателя и подозрения о наличии у него либо скрытых либо явных сексуальных отклонений. Ладно еще если бы это хоть как-то влияло на развитие сюжета, хоть как-то можно было оправдать, но нет - если убрать эти сцены, то книга совершенно ничего не потеряет. Наоборот, даже приобретет.
Оформление достаточно интересное, значительно интереснее, чем сама книга
В аннотации сказано, что
Эротические сцены романа - возможно, лучшее, что было написано о плотской любви во второй половине XX века
Ага, особенно эпизод, в котором с каким-то садистским наслаждением смакуется как главного героя, связанного, заставляют смотреть на то, как девушка, в которую он влюблен, добровольно и с нескрываемым удовольствием занимается сексом с негром ( и все участники процесса не просто в курсе, они делают это спланировано и демонстративно). Одна только эта сцена сводит на нет всю напускную претензию на возвышенную интеллектуальность "Волхва".
"Интеллектуальность" текста просто зашкаливает. И это только начало, дальше - больше
Единственный плюс романа - описание природы Фраксоса и, надо, признать, это описание получается у Фаулза весьма неплохо. Только из-за этого ставлю роману две звезды, а не одну. Больше, к сожалению, никаких достоинств в ней я не нашла.
Уже дописывая отзыв меня осенила внезапная догадка. Сам Фаулз писал, что в его книге "смысла не больше, чем в пятнах Роршаха". А что если не со своими героями, а именно с читателями автор решил сыграть в психологическую игру? Ведь очень странно - множество отзывов и все - либо приторно положительные, либо резко отрицательные. Равнодушных или средних мнений почти нет. То ли это походит на какой-то гипноз,то ли психологический эксперимент. Дать человеку книгу, объявить ее интеллектуальным шедевром и смотреть за реакцией читателей, как они будут искать в ней скрытый смысл и даже якобы находить его... При том, что смысла, возможно, вовсе и нет... Но это мое личное, субъективное мнение и навязывать его я никому не собираюсь.
В общем и целом становится очень жаль. Жаль денег, потраченных на книгу. Жаль времени, потраченного на это абсолютно бесполезное, неадекватное чтиво. Жаль своего здоровья - после такого количества прочитанных страниц глаза начали нещадно болеть. Да и нервные клетки не восстанавливаются, а за время прочтения "Волхва" их было убито нереально много. "Волхва" - однозначно в топку! Никому не рекомендую.
Правильно, не стоит. Меня привлекли восторженные отзывы и в итоге я жестоко обманулась.Еще столько интересных непрочитанных книг, а тут столько времени потрачено зря на эту несуразицу.
Вот уж действительно псевдоинтеллектуальная пытка - на протяжении восьми сотен страниц пудрить мозги читателям и в итоге "кинуть" их на самом интересном месте, оставив в нескончаемом недоумении.
Возможно, автор хотел написать продолжение своей "книги-шутки" над читателем?
Вовсе нет, это у него стиль такой Поизучав отзывы на другие его произведения, я поняла,что для Фаулза это в порядке вещей. Любитель он был поиздеваться над читателем
Согласна с Вами! Я все ждала хоть какого-то объяснения всей этой вакханалии, какой-то логики. Ужасно разочаровалась в конце, особенно потому что читала ее по рекомендации друга))
Блин, а мне его две другие книги "Коллекционер" и "Любовница французского лейтенанта" так понравились. особенно Любовница. Волхва целенаправленно не читала, думала что это что-то сложное и совсем уж возвышенное. Вы читали Коллекционера и Любовницу? По сравнению с ними Волхв сильно проигрывает?
я решительно не понимаю, что в этой книге такого, прости господи, интеллектуального. 800 с лишним страниц редкого по своей параноидальности бреда.
согласна с Вами! мне вообще мало какие книги тяжело читать. но эту я еле осилила. мне её коллега на работе так расхваливала, что я даже купила её в премиальном дорогущем издании из расчета, что ещё несколько раз за жизнь буду перечитывать этот шедевр. с тех пор я коллег по работе больше не слушаю.)