Опубликовано 4 Сентябрь, 2024 - 12:24

Есть ли в Краснодарском крае безлюдный рай? Чистое море? Горы? Да, есть. Мы нашли его.

я увезу тебя на край Земли
смотреть, как тонет солнце в океане,
и, где на берег сбывшихся желаний,
ложатся тени всех картин Дали

Малый Утриш

Рай на нашем черноморском побережье

В августе этого года мы спонтанно решились на поездку к морю. На наш юг. Мне приснился хороший сон, о том, что мы встали с утра и решили ехать в Сочи. Я поделилась с мужем. Через неделю муж сказал, что деньги у нас есть, и отпуск он взять на пару неделе может. Мы недолго думали, в следующие же выходные выехали. Но пока собирались, знакомые накидали нам места, где немноголюдно и хорошо. Одним из таких стал Малый Утриш.

С сыном на берегу

Заповедник и заказник

Утриш всегда был заповедной территорией, но туристической территорией. После пожара 2020 года, туристов в Малый Утриш не пускают. Поставили КПП и закрыли дорогу.

Проживание

Мы поехали по знакомству. Друзья дали контакт местных жителей, которым можно оформлять пропуска для родственников. Они сдают пару номеров в коттеджах. Только знакомым, только по рекомендации, только не шумным компаниям. Такие условия. Нам подошли. Мы искали уединения и покоя.

На территории дома

Нам заблаговременно оформили пропуск, уточнили параметры машины, поскольку по горной дороге проедет не любая машина. Мы поехали на внедорожнике, так что проблем не возникло. Но муж удивлялся, встречая низкие легковушки. Невероятно, как им удаётся там проехать.

Дорога в Малый Утриш
Это местные жители. Они уверяют, что знают каждый камень на этой дороге. Дорога по горной тропе заняла примерно минут 30. В Утрише нас встретила хозяйка.

Территория дома, где мы жили хорошо благоустроена. Много мест для сидения и лежания. Скамейки, столики, навесы, веранды, гамак и качели.

В гамаке
У коттеджей жилых
Ворота

Малый Утриш с ребёнком

Было удобно усыпить сына, открыть окно и дверь в коттедже и тусить на территории. Ведь здесь тишина, когда сын просыпался мы сразу его слышали. А сами могли пообедать, выпить парубаночек пива и отдохнуть в тени во время дневного зноя.

С детьми это место прямо советую. В соседнем номере была пара с мальчишкой лет 9. Наш трехлетний сын с ним хорошо играли, поэтому мы могли отдохнуть в это время.

На берег мы брали сыну ведёрко и пару машинок. Он хорошо играл с водой и камнями, никаких других развлечений не требовалось.

На море

Единственный момент, это всё таки крупная галька на входе в море. Но в кроксах было хорошо, а купался сын исключительно с нами. Проблем с тем, чтобы заходить в воду набирать воду у него не было. Я купила себе аквашузы в единственном местном магазине.

Местный магазин
И не знала проблем. А вот муж почему-то решил мучаться и не стал их покупать.

Цена

Мы заселились в маленький номер в двухэтажном коттедже. На первом, ура, этаже. Только кровати, стол, шкаф и туалет с душевой.

В номере
Трехместный
Душ туалет
Места мало, но уютно и чисто. Мы ехали впервые, поэтому с нас попросили 6500 за ночь. Тем, кто приезжает повторно, живёт дольше и бронирует заранее, цена 4500. За 4500 здесь достойно.

Питание

• от хозяйки

За 1800 можно подписаться на обед и ужин на двоих, пригттовленных хозяйкой. Мы попробовали и не разочаровались. Божественная уха из красной рыбы, домашние соленья, мм. Иногда и просто макароны с фаршем бывали. Но тоже не плохо. Сын ел с удовольствием.

• в ресторане

Когда домашняя пища надоедала, мы питались в ресторане "12 устриц".

12 устриц
На весь Малый Утриш он один. Расположен прямо на пляже. Цены в ресторане московские, но и интерьер тоже. Очень комфортно и красиво. Большая терасса с удобными диванами. Много места и внутри под кондиционерами. Ресторан всегда полупустой. Не бывало так, чтобы все места были заняты. Еда вкусная.

Вид из ресторана

Официантка, она же хозяйка ресторана, не очень доброжелательна и не внимательна. Часто что-то забывает и часто приносит не то. Если не обращать на неё внимание, то вполне хорошо.

Природа

Я тут не знаю как подобрать эпитеты и описать это необыкновенное место. Долго сомневалась, стоит ли вообще писать отзыв и привлекать внимание туристов. Но решилась.

Я

Мы жили прямо в горах на берегу. К морю шли минуты 3 по лесной тропке. Она невероятно уютная, вдоль сухого русла маленького ручья или речушки.

Лесная тропинка
Дорога на пляж

Здесь прекрасный морской берег, есть скалистые живописнейшие участки. Здесь прозрачнейшая вода. И она чистая. В ней много жизни: сын играл на берегу и принёс крабика. Люди, которые арендовали сапы, восхищенно рассказывала и светодиодных медузах, больших и маленьких рыбах, которых они наблюдали, отплыв от берега всего ничего. Рыбки плавают и у самого берега. Дельфины подплывают очень близко к берегу, и часто плавают тут. Мы не могли налюбоваться нырянием этих чудесных существ. Они прямо наслаждаются своими прыжкам. А мы ими.

На пляже

Я доверилась чистоте этой воды. Ни сын ни мы с мужем не подцепили никаких кишечных инфекций. Я набрала несколько бутылок морской воды с собой, полоскать горло и промывать нос в сезон простуд.

Пляжи

В Малом утрише 2 пляжа. Один живописные другого.

Пляж вечером
Большие и полупустые. Они расположены недалеко друг от друга, минутах в 10-15 пешком.
Пляж у магазина
При этом имеется вся инфраструктура. Кабинки для переодевания, лежаки, беседки с лежаками и столиками, где можно уж совсем уединенно отдыхать. Есть аренда сапов.

Кабинки
Беседки шатры

Истории, которые мы слышали

В нашем коттедже жил сосед, который ездит сюда уже лет 20. Он рассказывал, что раньше можно было ходить в лес и на горы, смотреть водопады.

Сейчас везде стоят фотоловушки на каждом шагу. Даже если ты вышел из машины по малой нужде, можно не сомневаться, что через пару минут вы увидите служебный уазик и попадёте на большой штраф. Штрафы начинаются от 50 000 рублей. Нам, к слову, всю дорогу сопровождал такой. Вернее он ехал перед нами и ожидал нас на поворотах.

Однажды, когда ещё только Утриш закрывали для туристов, этот сосед вместе с хозяином решили подняться недалеко вверх по горе и пожарить шашлык. Как только расположились, подъехал уазик и им объявили, что на них жалоба. Якобы они включили музыку, и один одень испугался, зашёл в море и не выходит. Дело было не в них, конечно. А в шумной компании на берегу. Когда их забрали и привезли на этом уазике к месту, там и правда стоял испуганый олень в море. А шумная компания ещё не успела удалиться.

Хозяин водил туристические группы по маршрутам. Он рассказывал как защитить лагерь от змей ночью. Знал как избежать встречь с волками. И вообще он рассказывал много интересного. У меня сложилось впечатление что живя а таком месте, становишься сам а некотором роде шаманом.

Ещё раз про рай

Скажу ещё раз чтобы подытожить: Малый Утриш - это рай на Земле. Он открылся для именно такв этом году. Я не ожидала такого на нашем черноморском побережье. Всегда отдыхала в Турции, чаще в горном Кемере. И не думала, что у нас есть такие великолепные места. После Утриша мы поехали в Абрау Дюрсо на пару дней, увидев там пляж я была в шоке. Теперь меня вообще будет сложно впечатлить похоже.