Основная проблема фильма – это несоответствие подбора исполнителей жанру. Вроде бы снимается трагифарс или сатирическая комедия. Но зачем-то приглашаются дорогостоящие драматические актеры, которые оказываются абсолютно бесполезными.
Для Кейт Бланшетт придумали эффектный имидж модной телеведущей, но забыли придумать роль. С ее персонажем сразу все ясно, и совсем непонятян смысл ее дальнейшего присутствия на экране, если человек совершенно не меняется. То же самое с Дженнифер Лоуренс в роли аспирантки-астронома. Ее героиня находится в кадре на протяжении всего фильма, внешний вид подобран небесспорно, но интересно, но опять человек остается тем же самым весь фильм. Загадка ее грубоватой нервозности так и остается неразгаданной.
А вот герой Леонардо ДиКаприо переживает в фильме серьезные трансформации, но какой-то глубины я в этом песонаже не заметил, он сменил одну шаблонную роль чудаковатого провинциала на другую – внезапно прославившегося человека, а потом на пороге практически неминуемой гибели вроде бы как отыграл назад, но во всех случаях актер смотрится не слишком убедительно.
Сатира Мэрил Стрип на президента США тоже не впечатлила. Возможно все дело в том, что авторы за 2 часа пытались высмеять слишком многих – продажных политиков, поверхностные СМИ, сверхжадный корпоративный бизнес. А в результате не получилось довести хотя бы одно направление критики до ощутимого результата. Сказалось и то, что слишком много денег ушло на приглашенных звезд, а сценарий сам по себе получился невнятным. И если повторы и заимствования из других фильмов-катастроф были неизбежными, то вот самоповторы чем-то кроме небрежности объяснить сложно.
Хотя я ставлю фильму низкую оценку, он не показался мне бесполезным. Он позволяет заметить некоторые интересные вещи, например, если сравнить его с другим фильмом-катастрофой с ДиКаприо в главной роли - «Титаником». Прошло всего четверть века, а мир изменился кардинально. Столкнувшись с серьезнейшей опасностью пассажиры «Титаника» борются за жизнь, проявляя в этой борьбе лучшие или худшие человеческие качеству, уж у кого что есть.
Героев фильма «Не смотрите на верх» опасность просто парализует (кроме части элиты, у которых есть вариант Б), они уже не пытаются спастись, а просто ждут подобно палубному оркестру «Титаника», пока их не накроет волна. Конечно, во многом это просто произвол авторов сценария, но мне кажется неслучайным, то идея подняться в горы и уменьшить вероятность гибели от цунами даже не обсуждается, хотя стандартное поведение для героев других фильмов-катастроф.
Создается впечатление, что человечество все больше свыкается с мыслью о неизбежности и заслуженности своей гибели. Во всяком случае даже на фоне «Меланхолии», где герои тоже во многом смирились с тем, что гибель близка, персонажи «Не смотрите на верх» уж слишком пассивно и бездеятельно встречают свой конец. И это особенно бросается в глаза из-за того, что этот фильм задумывался совсем не как драма, а просто как метафорическая сатира на поведение современного общества перед лицом глобального потепления.