Опубликовано 28 Ноябрь, 2018 - 17:19

В детстве мне нравился сериал "Раннее, раннее утро" по мотивам этого произведения, нравилась Динка из него. Не знаю, как бы я восприняла тот фильм сейчас, возможно, что была бы разочарована... Главная героини книги Валентины Осеевой - девочка совсем иная, не такая, как в фильме, эта Макака не один раз за чтение раздражала меня или вызывала презрение.

Динка

Динка - трудный ребенок. Вспыльчивая, нетерпимая, резкая, драчливая, упрямая, врушка к тому же. Конечно, глупость поведения Динки легко объяснима - Надежде Арсеневой, которая предпочитает имя Динка, всего восемь лет в первой и второй части книги: девочка просто очень мало знает и мало понимает, поэтому и совершает порой странные поступки и несет иногда невероятную чушь. Уже к концу второй части чувствуются в Динке перемены, она взрослеет, и, хотя в третьей части романа, где главной героине уже 9-10 лет, Динка продолжает иногда делать что-то, за что ее можно осудить, сама девочка пытается себя контролировать и готова отвечать за свои поступки.

– Да-а, тебе хорошо, ты на каторгу пойдешь, а я как останусь? – забеспокоилась Динка.
– Чего мне хорошо? Каторга не тиятр... Да и без тебя тоже... Я знаешь как в слободное время скучаю по тебе... – мрачно сказал Ленька.

Воспитание

Вторая важная причина порой просто невыносимого Динкиного поведения - педагогическая запущенность. Девочками занимаются мало, если дисциплинированным и тихим Алине и Мышке достаточно той доли воспитания, которые они получают, Динке надо уделять гораздо больше времени. Но маме Марине не до того, а тетя Катя сама слишком молода, она в свои 22 года может присмотреть за тремя детьми, но педагогическими талантами эта молодая женщина явно не обладает, а вот нетерпимость и раздражительность у нее есть, такие же черты характера у Динки мешают этим двум родственницам найти общий язык.

Сестры

Две старшие сестры Динки, Алина и Мышка, сильно отличаются от младшенькой характерами. Алина вообще в книге выглядит очень отстраненной и странной. Высокомерная и нервная, она вряд ли является любимой сестрой Динки. Книга посвящена Валентиной Осеевой матери и сестре Анжеле (прототип Мышки), упоминания сестры Галины (прототип Алины) в этом посвящении нет, что заставляет кое о чем задуматься. Мышка - гораздо более тепло описана, это мягкая, добрая девочка, возраст ее слишком мало отличается от Динкиного, при разности характеров, эти девочки очень близки.

Катя

Тетя девочек - человек сложный. Она бескомпромиссна, характер у нее тяжеловат, но она заботится о детях сестры, в то время, как могла бы заниматься своей жизнью, готова пожертвовать собой ради семьи. Катя не справляется с племянницами, что является поводом для раздражения, но тётя не понимает, что часто виновата сама.

Марина

Мама Марина - буквально фея, Снегурочка, красавица, умница, разве что не комсомолка и спортсменка. Это нежная женщина, мудрая и красивая. Образец для своих дочерей и любимая сестра для Кати и дяди Лёки, верная жена революционера Арсеньева и надежный товарищ для "политических". Марина воспитывает своих дочерей классической литературой и нежностью. Мама Марина - это образ, созданный воображением любящей дочери. Да, воображением, потому что для взрослого читателя в этом образе чувствуется дисгармония. Марина ставит интересы "товарищей" и дела революции гораздо-гораздо выше интересов своей семьи. Марина хочет вырастить из дочерей настоящих людей, чтобы каждая девочка стала в будущем личностью и разделяла революционные взгляды родителей, но мать при этом совершенно забывает, что девочки - уже люди и личности, и не принимает в расчет их чувства. В некоторых поступках Марины чувствуется холодность и равнодушие, она как будто тянет лямку, выполняя обязанность быть хорошей матерью, а не является ею. Все это наталкивает на мысль, что образ Марины - смесь 1) воспоминаний Валентины Осеевой о своей матери, пока девочка еще была слишком мала, чтобы понимать истинные причины поступков взрослых и когда девочка безрассудно любила мать, и 2) выдумка писательницы, желавшей, чтобы хотя бы у ее героини мама была идеальной, что вряд ли было реальностью для Валентины.

– Мама, мы правда уедем? А гимназия? Как же моя гимназия? – волнуется Алина.
– Мама, где эта Украина? Далеко отсюда? – с замиранием сердца спрашивает Динка.
– Ну, пристанете теперь! – машет рукой Марина. – Во-первых, это еще не скоро. Я даже не хотела вам говорить!

Идеальный папа

С папой все еще проще. Он тоже идеальный, причем от начала и до конца. И это тоже выдумка... С Мариной все сложнее, она постоянно фигурирует в романе и взаимодействует с другими героями, этот персонаж с разными людьми может быть разным, поэтому можно поспорить с моим утверждением, что Осеева очень сильно приукрасила свою героиню Марину, по сравнению с реально существовавшим прототипом - матерью Валентины. А вот об Александре Арсеньеве, который находится "в бегах", потому что преследуется властью в связи со своей революционной деятельностью, мы узнаем в основном со слов множества других персонажей, и все как один восхищаются и умиляются папой Динки. Не только семья Арсеньевых, но и соратники Александра, знакомые вроде Малайки, отзываются о нем хорошо, а Никич, так чуть ли не с придыханием говорит о своем любимце. Вот только поверить в это сложно, потому что Арсеньев фактически бросил свою семью, предпочтя борьбу с властью, поставив жену и детей в сложное положение. И во всем этом восхищении папой Динки, чувствуется идеализация отца, свойственная некоторым брошенным детям. Не надо быть революционерами для этого: современные дети, оставленные отцами тоже иногда придумывают, что их отец замечательный, не имея никаких подтверждений. Так что идеальный Динкин папа из книги - это папа брошенной когда-то Валентины Осеевой. Кстати, я ничуть не удивилась, когда узнала, что настоящий отец писательницы, отколовшись от семьи из-за участия в стычке, в конце концов оставил семью, найдя себе другую "боевую подругу" - вот это правда жизни, в отличие от фантазии писательницы, как бы это ни было грустно.

– Там Алина, – говорит он, возвращаясь. – Удивительная девочка!
– Сашина дочка! – вставляет Никич. В его устах это высшая похвала.
Динка обиженно выпячивает нижнюю губу. «Как будто только Алина Сашина дочка, – думает она, – а я и Мышка нет!.. Глупый
этот Никич...»

Лёнька

Этот персонаж располагает к себе гораздо больше, чем Динка. Ленька старше и умнее своей подруги. Он самоотверженный друг, готовый жизнью пожертвовать ради Динки и ее семьи. Скорее всего, это еще одна невоплощенная детская мечта, ведь многим детям нужно, чтобы рядом с ними был старший брат или друг, который защитит от любых врагов, и хотя это факт, что приемный ребенок у матери Валентины Осеевой был, слишком уж ее Ленька много думает о других и мало о себе. Единственное, что раздражало в этом персонаже - непомерная гордыня. Мальчик не хотел брать милостыню, это понятно, это - гордость, но он отказывался и от подарков и даже от собственноручно заработанного! Это уже гордыня.

Прислуга у дворян

Марина - барыня. Когда ее так называют в романе, она возражает, но от фактов никуда не деться: семья Арсеньевых - не ремесленники какие-то и тем более не крестьяне, дети учатся в гимназии, богатая местная дама принимает их за своих (а они ее презирают, честно говоря, это некрасиво как-то, лицемерно, ведь она-то по отношению к Арсеньевым толерантна). И конечно же Арсеньевы имеют прислугу. Нет, Лина и Никич - это не члены семьи, это "смерды", "холопы". Арсеньевы возмутились бы такими моими словами, но Лина и Никич живут отдельно от семьи, как положено прислуге, и эта дворянская семья вовсе не гнушается пользоваться тем, что Лина полностью их обслуживает, делает все дела по дому: обстирывает, делает уборку, готовит, моет посуду, - им-то самим по дому работать некогда - баре революцию устраивают. Это еще одно проявление лицемерия Марины и ее семьи. Думаю, понятно, что при том, что книга мне нравилась, ее персонажей полюбить не захотелось. Не один раз во время чтения "Динки" я вспомнила другую книгу - "Унесенные ветром", книгу про добрых рабовладельцев и счастливых рабов.

Полина Владиславовна – жена очень известного в Самаре инженера Крачковского, мальчик в клетчатом костюмчике – ее сын Гога. У Крачковских великолепная собственная дача, одна из лучших дач в Барбашиной Поляне. Полина Владиславовна только недавно вернулась из-за границы и сочла своим долгом посетить «опальную» семью Арсеньевых.
«В конце концов, каждый может иметь свои взгляды, – любит говорить мадам Крачковская. – Россия – бедная и отсталая страна, в этом, конечно, можно обвинить самодержавие, но менять существующий строй путем революции – это значит пролить много крови».

– Я потом приноровлюсь, – сказала она. – Но сегодня получилась какая-то чепуха. Много беготни и мало толку!
Никич тоже пришел усталый, хотя этой ночью не ездил на рыбалку.
– Ну, – сказал он, усаживаясь на свое место за столом, – сегодня мы первый день без Лины – сбились с ног.
Марина вздохнула:
– Лина все делала как-то незаметно.

Революционная деятельность и идеология

Для детской писательницы все однозначно: буржуев надо бить, революция - это хорошо, папа и мама, подбивающие рабочих на забастовки и скрывающие сбежавших из тюрьмы товарищей - герои. Валентину так воспитали, она не может думать иначе. Читай я эту книгу в моем советском детстве, я бы тоже Арсеньевых посчитала героями. Насчет другого не могу быть уверенной, потому что подлость, остается подлостью, ради чего она ни совершается, а убийство - всегда убийство. Конечно, на первый план в романе выходит Динка с ее дружбой, семья Динки, но куда деться от того, что рассказ ведется о семье, считающей своим долгом свергнуть царя и изменить существующий строй? Где-то фоном в повести будет идти действие с распространением прокламаций, арестами и обысками и проходить эта мысль о том, что есть плохие люди, которых можно и убить, а что такого? Знакомая идеология, только здесь отбор идет не по национальному признаку, а социальному. При этом взрослой писательнице Валентине в середине 20-го века похоже не приходит в голову, что лавочники и торговки, которых она ненавидела до революции, в своем детстве, - это люди трудящиеся, вообще-то, зарабатывающие свой хлеб трудом, а не грабежом и воровством. А все потому, что вбитое родителями Вале в голову в детстве понятие о своих и чужих, никуда не исчезло, после того, как Валя выросла и поднабрала опыта. Осторожно надо быть с идеологиями, когда имеешь дело с детьми.

...в душе его уже не было ни страха, ни тяжести. «Не человека я убил, а предателя. И опять убью, коль повстречаю еще раз такого гада!» – с упрямым спокойствием подумал он и поднял голову.

А этих торговок мы, как вырастем, то сразу... каюк! С салом – без сала... – яростно жестикулируя, заверил Ленька. – И лавочника... И вообще всех подлых людей... – подсказывала Динка. – Всех, всех! Об этом и говорить нечего! Мы с ними разберемся!

За антирелигиозную пропаганду в книге выступают, как ни странно, сцены с Марьяшкой. Вообще, Марьяшка - это не самостоятельный интересный персонаж, это орудие, призванное нам рассказать, что Арсеньевы - очень добрые люди, а верить в Бога нехорошо и бесполезно. Кроме этой маленькой девочки, в повести есть и другие люди, которым Арсеньевы каким-либо образом помогали (а значит были очень-очень добрыми, не правда ли?) - Аня, Вася, Николай, но в тех-то людей я поверила. А вот Марьяшка - как бельмо на глазу. Эта девочка по описанию Осеевой показалась мне умственно отсталой, и я никак не могу поверить, что Динка с ее-то характером с удовольствием возилась с дитём, чьи интересы сводились к удовлетворению физиологических потребностей: наесться и поспать. Мышка - девочка добрая и покладистая, верю что ей была интересна маленькая Марьяшка, а как читаю про Динку и Марьяшку, так ничего кроме недоумения не испытываю.

Марьяшка, почуяв свободу, вылезала из сторожки, смело шагала за калитку и, размахивая своей ложкой, направлялась к дому Арсеньевых. Там она до тех пор колотила ложкой по забору, пока кто-нибудь из детей или взрослых не выбегал к ней навстречу.
«Кисей будет?» – важно осведомлялась Марьяшка и, не ожидая ответа, торопилась к дому.
Марьяшку усаживали за стол, кормили и укладывали спать в гамаке. Спала она со своей неизменной ложкой, очевидно, считая ее главной подательницей земных благ.

Роман Осеевой

Эта книга не зря является любимой с детства у множества людей. Интересное произведение... Роман можно читать детям, а можно - взрослым. Каждый читатель найдет что-то свое, и рассматривать эту книгу можно и как частично автобиографическое художественное произведение, и как книгу о дружбе двух детей, и как свидетельство человека, вращавшегося в детстве в кругах будущих революционеров. Можно наблюдать за тем, как меняются приоритеты у девочки со сложным характером, можно восхищаться верностью Леньки и Динки по отношению друг другу, можно следить за взаимоотношениями в семье небогатых дворян начала 20-го века, интересно и упоминания сословных отношений и принципы людей, недовольных существующей властью.

Немного сложно было сначала читать, потому что в первых двух частях книги Осеева часто использует для глаголов настоящее время, хотя обычно писатели пишут в прошедшем времени. Но сюжет увлекает, происходящее с героями интересно, читая книгу, испытываешь самые разнообразные эмоции, как положительные, так и отрицательные, появляется огромное количество мыслей по поводу того времени и персонажей, поэтому некоторая небольшая нескладность текста - это несущественный недостаток.

Я не читала "Динку" в детстве, но не сомневаюсь, что эта книга мне тогда бы понравилась, и сейчас, своим взрослым умом, я оцениваю произведение высоко, но читать продолжение "Динка прощается с детством" не буду. Третья часть романа (которая, скорее всего, была написана в другое время, не тогда, когда создавались первые две части), где главная героиня немного взрослее, заинтересовала чуть меньше, и я чувствую, что Динка-ребенок мне гораздо интереснее, чем Динка-подросток.

Достоинства
  • Интересна с исторической точки зрения
  • Книга о детстве,верности,дружбе
  • Сюжет
Недостатки
  • Язык
Явитарекомендует
Читать все отзывы 46
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Другие отзывы
Читать все отзывы 46
Смотрите также