Опубликовано 21 Сентябрь, 2019 - 18:02

Недавно я осилила "Человека, который смеётся". Этот роман Гюго мне абсолютно не понравился, тогда я даже немного огорчилась. Неужели признанный классик так ужасно пишет? Неужели его считают гением только потому что принято? Я чувствовала какой-то подвох, интуиция мне подсказывала, что не всё так просто, и следует познакомиться с творчеством месье Гюго поближе. По старой памяти и огромному интересу к средневековой Европе мой выбор пал на "Собор Парижской Богоматери". В школьной программе значилось это произведение, но, понятное дело, подробно оно не разбиралось, плюс "Собор" явно не для школьников. Что ж, тётя я сейчас взрослая, отчасти поэтому смогла оценить роман по достоинству.

Предупреждаю всех желающих прикоснуться к великому. Произведение многослойное, длинное (аж одиннадцать частей), с подробными описаниями архитектуры и средневекового быта. Если это не пугает, то добро пожаловать! "Собор Парижской Богоматери" начинается с описания празднования Дня дурака, а именно с событий 6 января 1482 года. Автор практически сразу знакомит читателя с главными героями романа.

Начну я, пожалуй, с Эсмеральды. Жизнерадостная беззаботная девушка-цыганка, лихо отплясывающая на площади Парижа вместе со своей преданной козочкой Джали. Она юна и красива, однако жизнь цыганки вовсе не напоминает сказку. Средневековые города населяли всяческие преступники, невежественные люди, которые были готовы признать любую симпатичную девушку ведьмой и поглазеть на её казнь. Не стоит забывать и об отношении к женщине в то время, когда о суфражизме слыхом не слыхивали. Можно с уверенностью сказать, Эсмеральда постоянно подвергается опасности и закономерно ищет защитника. Ведя бродячий образ жизни, обитая во Дворе чудес, не зная своей семьи, девушка желает ощущать не только защиту, но и любовь. В итоге судьба сыграла с цыганкой злую шутку, "подарив" Эсмеральде такие чувства, что лучше уж в Сене утопиться, нежели их испытывать. Я не понимаю претензий читателей по отношению к героине, мол, глупая, развязка "Собора" целиком её вина. На протяжении всего произведения я жалела Эсмеральду ещё и из-за описаний Гюго. Она добра и чиста, спасла две жизни, а автор всё её ручки-ножки-плечики смакует, будто не человек она, но ваза, клумба или картина.

Феб де Шатопер. Любовь зла, полюбишь и...Феба. Того самого сильного заступника, видного красавца. Внешность обманчива, часто напоминают нам писатели, и в случае данного персонажа эта мудрость как нельзя кстати. Легкомысленному повесе, набравшемуся солдатской грубости, чужды глубокие нежные чувства. Он неспособен не то что на любовь, но даже на уважение. Он может испытывать похоть, мимолётную страсть, не более. Бедная Эсмеральда, полетела к Фебу как мотылёк летит на свет прожектора. Сочувствую я и благородной даме Флёр-де-Лис, ведь и она, и её почтенная мать, желающая счастья своей дочери, тоже попались на удочку обаяния и красоты капитана королевских стрелков. На мой взгляд, Феб внёс значительный вклад в печальную участь Эсмеральды.

Квазимодо. Уродливый звонарь собора Нотр-Дам де Пари. Он глух, озлоблен, и скорее желал бы стать горгульей, нежели оставаться в человеческом облике. Хотя тут тоже спорно, Квазимодо обладает нечеловеческой силой, а его голос больше напоминает звериный рык. Суеверные жители средневекового Парижа терпеть его не могут и не упустят возможности обозвать или ударить Квазимодо, он платит людям той же монетой, то есть, ненавистью. Сердце звонаря огрубевшее, как иначе выжить в подобной среде? Он любит ровно двоих людей: Эсмеральду и своего приёмного отца, Клода Фролло. Если к цыганке Квазимодо проникся, по моему мнению, больше из-за благодарности, ибо она единственная из толпы, кто отнёсся к нему по-доброму, то архидьякона Квазимодо считает почти богом.

Клод Фролло. Мрачный настоятель собора Нотр-Дам де Пари. Умный и любознательный, в своё время он освоил почти все науки. Клод грезит философским камнем, а стены его маленькой комнатушки в соборе исписаны непонятными надписями на разных языках; то тут, то там валяются различные геометрические приборы. Священника считают в Париже колдуном, его зловещая фигура в длинной сутане, его горящие глаза лишь усиливают веру в связь Клода Фролло с нечистым. Меж тем архидьякон мужчина уже немолодой, однако женщин он никогда не знал. И вот, глядя на танцующую на площади красавицу Эсмеральду, настоятель собора вдруг осознаёт, что зов плоти-то никуда не делся, зато теперь, в солидном возрасте, проснувшееся влечение причиняет немало проблем. Образ очень интересный не только для произведения, но и для психиатров.

Пьер Гренгуар. Поэт и философ. Первоначально у него нет ни гроша в кармане, затем, благодаря Эсмеральде (он ей без преувеличений обязан жизнью) он становится бродягой, выступает вместе с цыганкой и неплохо живёт. Авторитетом у поэта пользуется Клод Фролло. Вообще если говорить о Пьере без прикрас, то он обычный приспособленец, думающий исключительно о самом себе. Ну зато Джали оценил по достоинству.

Если читатель считает главными героями только вышеперечисленных персонажей, то он заблуждается. Есть ещё кое-что, пожалуй, даже главнее Эсмеральды, Феба, Квазимодо, Клода и Пьера вместе взятых. Это средневековый Париж. По книге видно, насколько Гюго любит столицу Франции, как выписывает знаковые места тех лет...Автор начинает с Гревской площади, которая сейчас носит название Отель-де-Виль (ратуша). Больше ничего не напоминает ужасную средневековую площадь Парижа, где происходили публичные казни, неизменно собиравшие толпы зевак.

Нет теперь в Париже и Дворов чудес, этих кварталов, заселённых бродягами, ворами и провинциальными бедняками. Представьте себе уровень преступности в подобных местах! В Средневековье было много попрошаек, население Дворов чудес специально изображало немощных калек и просило милостыню, дабы хоть как-то добыть себе денег на пропитание. По возвращению домой калеки дивным образом превращались в обычных здоровых людей, прямо как бродяги из "Собора Парижской Богоматери". Знаете ли вы, что в те времена (XV в.) Париж был разделён на Ситэ, Город и Университет? Виктор Гюго проводит занятную экскурсию по всем трём частям города, и я бы с удовольствием там оказалась на короткое время. Да, Средневековье грязное, вонючее, болеющее, невежественное, однако очень уж любопытно взглянуть на Париж того времени. Со шпилями многочисленных церквей, лепящимися друг к другу домиками, суровыми городскими воротами.Ведь именно в Средневековье архитектура служила ещё и азбукой, и книгой по истории. При прочтении "Собора Парижской Богоматери" можно узнать и много нового! Например, я даже не подозревала о существовании специальных келий для затворников. Я говорю, конечно, о Крысиной норе с заточённой в ней несчастной Гудулой. А как вам нравятся судебные процессы над животными? Не шутка, в Средневековье такое часто практиковалось, причём в разных странах. Оказывается, регулярно вспыхивали народные восстания. Они были подобны тем, что описываются в "Соборе Парижской Богоматери", когда бродяги осаждали святыню. Интересный роман! Персонажи харизматичные, видно, не картонки с заданными функциями, но люди со своим жизненным опытом, переживаниями, страхами. Сюжет воистину непредсказуем, он интригует. Виктор Гюго потрясающе передал атмосферу мрачного, но такого притягательного Средневековья. Читатель будто сам бродит с Гренгуаром по Двору чудес или забирается на башни Нотр-Дам де Пари. Из произведения можно узнать много нового о французском обществе XV в. А что касается подробных рассказов об архитектуре, то за него я снижаю балл. Готику лучше познавать по другим книгам, но об этом в другой раз.

Достоинства
  • Глубокое описание человеческих душ
  • Заставляет сопереживать героям
  • Интересный непредсказуемый сюжет
  • Подробное описание французского общества XV века
  • Харизматичные персонажи
Недостатки
  • Затянутые описания архитектуры
Nika Vorozhtsovaрекомендует
Читать все отзывы 83
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
22.09.2019
Отличный отзыв! Wink
24.09.2019
Читала Собор несколько лет назад, сейчас перечитать захотелось (Вы всколыхнули во мне ностальгические чувства Big smile Хотя я вообще люблю понравившееся книги/фильмы перечитывать/пересматривать).
Помню, что мне тяжело дались пространные описания Парижа, хотелось быстрее прочитать про героев. Но я тогда совсем юная была, может сейчас лучше зайдет.
24.09.2019
Ну с описаниями да, Гюго любит. Хотя это уместнее смотрится в красиво иллюстрированной энциклопедии
24.09.2019
Стараюсь, чтобы отзывы были отличными Shy
02.10.2019
Да, архитектуры там многовато, но ведь главный "персонаж" в данном произведении - это Собор, именно благодаря ему и появился весь роман. Очень понравился Ваш отзыв, интересно и живо написан, прочла с удовольствием).
02.10.2019
Да, собор хотели снести. "Собор Парижской Богоматери" - манифест в защиту памятника архитектуры
Другие отзывы
Читать все отзывы 83
Смотрите также