Опубликовано 19 Июль, 2013 - 06:37

Бальзака литературоведы относят к писателям-реалистам. Прочитав этот роман, я так и не поняла почему. Может быть парижское общество 19 века так далеко от нас, что его правдивое описание кажется чем-то даже более неправдоподобным, чем мифы и легенды древней Греции? Может быть писатель постарался создать обобщенный образ и он получился таким "экстремальным"?

Мотивы поступков главных героев вроде бы объяснены, но если вдуматься, то совершенно не понятны и абсурдны. У героев на протяжении многих лет совершенно не меняется ни отношение к ситуации, ни образ мыслей, ни поведение, ни движущие их мотивы - они словно куклы. И это очень странно, так в жизни не бывает. Взять хотя бы Эстер: на протяжении 4-х лет она живет почти взаперти, боится Карлоса, боится своих служанок, терпит все ради "любви" и при этом автор утверждает, что она счастлива. Как все оказывается просто: стоит бывшему каторжнику один раз припугнуть бедную девушку, и она годами ходит как шелковая, потом обеспечивает женитьбу своего любимого на другой девушке и не смеет пискнуть слово против, причем до этого она очевидно не отличалась покладистым характером. Это человек что ли? Ну Бальзак бы ввел хоть один эпизод ее неповиновения для разнообразия, а то вышла какая-то восковая кукла.

Или взять Люсьена. То же самое - застывший во времени истукан. Все-таки обычно люди склонны меняться, не так ли? Даже самые пассивные и аморфные из них.

С Карлосом Эррерой та же история: единожды переодевшись в священника и став кукловодом для шайки своих сообщников, он им и остается на всем протяжении истории. Ему все одинаково подчиняются несмотря на явно меняющиеся обстоятельства. Вроде как он внушает страх, но как он его внушает, не имея реальных рычагов влияния - не понятно. Просто волшебство какое-то. При этом каторжник с двумя кухарками и двумя вышибалами недалекого ума, явно не образованный и недалекий, постоянно "накалывает" лучших шпионов полиции.

В сухом остатке мы имеем несколько кукол, расставленных на условной шахматной доске парижского общества, совершенно закостенелых в своей "форме" и неживых. Почти все куклы отвратительные. К завершению романа кукол становится меньше. Это был первый и последний роман Бальзака, который я взяла в руки.

Оценка за стиль и описания архитектуры, которые побудили меня заинтересоваться историей Парижа. За декорации.

Недостатки
  • Неживые герои
  • Неправдоподобно
Ledoрекомендует
Читать все отзывы 18
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Другие отзывы
Читать все отзывы 18
Смотрите также