Всем bonjour!
Кто не знает Кинга? Кинга знают все. Это факт: закономерный и заслуженный. Не скажу, что с творчеством писателя знакома очень близко, до "Сияния" прочла только три его книги: "Противостояние", "Тайное окно", "Побег из Шоушенка", последнее творение является любимым, наряду с фильмом. Составляя список хотелок к прочтению, я просто не могла не включить в него несколько романов Кинга, ибо этот чувак цепляет не хило: им невозможно объесться, его не бывает много. Да, роман хорош, хоть он и не станет для меня любимым, безусловно, рада, что наше знакомство состоялось.
О сюжете.
В основе сюжета лежит история семьи Торрансов.
Джек Торранс - глава семейства, тридцатилетний мужчина, преподаватель английского по профессии, писатель по призванию. Трудное детство с отцом-тираном наложило своеобразный отпечаток на личность героя: он вырос довольно жестким и вспыльчивым человеком. Встреча с будущей женой и любовь к ней, с одной стороны, благотворно повлияли на характер персонажа, с другой же, сделали его еще более неуравновешенным.
Попытки стать писателем оказались довольно удачными, несколько рассказов Джека были опубликованы, что принесло уверенность в собственных силах и небольшие деньги. В мечтах, написать пьесу, а потом и большой роман. И все бы ничего, но герой очень любит выпить, постепенно превращаясь в самого настоящего алкоголика: он гасит в вине и все свои радости, и все поражения. Даже рождение горячо любимого сына Дэнни, не улучшает, а только усугубляет ситуацию.
Год назад он преподавал английский в одной из лучших частных школ Новой Англии. И друзья там были – правда, не совсем такие, с которыми Джек знался до того, как бросил пить, но посмеяться было с кем; были приятели – коллеги по факультету, восхищавшиеся его искусным обращением с классом и личным пристрастием к писательскому ремеслу.
Замечания жены по поводу пьянства, приводят его в бешенство, частенько ему хочется сорваться на жене и сыне, еще более часто в мозгах стучит мысль, что именно жена и сын виноваты во всех его проблемах. И хотя герой знает, что это не так, его проблема - он сам, семья живет в состоянии постоянного напряжения, ибо пьяный Джек весьма агрессивен и непредсказуем.
А еще его не покидало желание сорвать все на Венди с Дэнни. Его норов был подобен злобному зверю на перетершейся привязи. Перепугавшись, как бы не ударить их, Джек сбежал из дома.
Торранс катится по наклонной: он ходит с похмелья на работу, он забросил свой писательский труд, он без конца орет на жену и сына, он думает только о том, когда он сможет выпить. Утром, с похмелья, всегда приходит оно, РАСКАЯНИЕ, Джек ненавидит себя за то, что делал, будучи в стельку пьяным, и, прежде всего, он ненавидит себя за скотское отношение к семье. Раскаяние сменяется бессилием и снова злость, гнев, раздражительность. В герое борются светлые и темные силы, они раздирают его сущность. Его нельзя назвать потерянным и безнадежным, ибо в минуты "прозрения" он осознает: что он такое, но любовь к выпивке постоянно оказывается сильней.
Работая в престижном колледже, он познакомился и подружился с Элом Шокли. Шокли - богатый человек, отец которого эти самые богатства ему и оставил. Помимо огромной кучи денег, Эл входит в совет директоров многих крупных предприятий, в том числе, это касается и колледжа, где работает Джек. От нечего делать, Эл некоторое время работает там преподавателем по теннису. Наши герои сошлись на любви к выпивке, да, вот так все просто. Они шатаются по кабакам и барам, а потом пьяные разъезжают на шикарной машине Эла по городу. Частенько последний и поит Джека, ибо безденежье, еще одна из проблем семьи. Когда-то Джек, пусть и немного, но все же зарабатывал, но постепенно, все стало спускаться на алкоголь.
Однажды, в приступе ярости, Джек ломает руку сыну. Такая агрессия шокирует его самого, усиливая чувство вины, ему страшно поверить, что он превращается в самое настоящее чудовище.
На глазах Джека лицо Дэнни теряло краски, становилось похожим на сыр, глаза мальчика, всегда большие, сделались еще больше и потускнели. Он уверился, что сейчас мальчик замертво упадет в разлитое по бумагам пиво: его собственный голос, слабый и пьяный, глотал слова пытаясь повернуть все вспять, как-нибудь _о_б_о_й_т_и_ не слишком громкий звук треснувшей косточки, найти дорогу в прошлое – есть ли в этом доме статус-кво? – голос выговаривал: ДЭННИ С ТОБОЙ ВСЕ В ПОРЯДКЕ?
Практически одновременно с этим, они с Шокли ночью сбивают велосипед, колеся пьяные по трассе. Первая мысль: они убили человека и, хотя тщательный осмотр окрестности показал, что это не так, данное событие стало для них знаковым: они решили бросить пить. Но каково это, после многолетнего "дурмана" вдруг стать трезвенником?
Дэнни - пятилетний малыш, сын Джека и Венди. Для своего возраста это очень смышленый ребенок, даже не так: это необычный ребенок. У мальчика есть дар, он может видеть прошлое будущее, читать мысли других, впадая при этом в своеобразный транс.
Иногда от слишком напряженных раздумий с ним что-то случалось. Окружающее – реальность – куда-то пропадало, тогда он видел такое, чего там не было.
Но ему очень нравилось сосредотачиваться, потому что время от времени появлялся Тони. Не каждый раз. Иногда окружающее просто ненадолго становилось нечетким, плывущим, а потом прояснялось – честно говоря, чаще всего так и бывало, но иной раз у самой границы видения появлялся Тони, манящий к себе издалека, зовущий...
Чем старше он становится, тем сильней становятся и его способности. У Дэнни есть воображаемый друг - Тони, именно он показывает мальчику разные события, предостерегает от угроз.
Даже будучи таким малышом, он понимает, что в их семье не все благополучно, но слово развод его ужасает, и пусть он не до конца понимает, что это такое, но противится этому событию от всей души.
Так было после того, как папа наказал Дэнни за то, что тот перепутал бумаги в его кабинете, и доктору пришлось поместить руку мальчика в гипс. Воспоминание об этом уже почти стерлось, но мысли о РАЗВОДЕ помнились ясно и наводили ужас. В то время эти мысли окутывали мамочку, и он жил в постоянном страхе, что она, выдернув То Слово из своей головы, выговорит его и сделает РАЗВОД реальностью. РАЗВОД. Мысль о нем постоянно сидела в их подсознании – одна из немногих, какие он всегда умел уловить, подобно аккордам простенькой мелодии.
Ребенок, безусловно, любит мать, но он однозначно "папин" сынок, его привязанность к отцу не знает границ, он принимает родителя и прощает ему все. Дэнни пугает его дар, и это логично: малыш не может контролировать события, видения приходят неожиданно и не всегда они бывают радостными. Добрый, умный, ранимый, он хочет, чтоб в его семье все было хорошо, искренне радуясь, когда вибрации, исходящие от родителей - положительные.
Венди - мать семейства: тихая, слабая, покорная. Мать всегда ненавидела ее, считая виновницей ухода мужа из семьи. Жизнь с матерью была настолько невыносимой, что, встретив Джека, Венди уцепилась за него как за шанс к новой, нормальной жизни. Да, он не слишком уравновешенный, да любит выпить, но она терпит это, не признаваясь себе, что ее замужество нельзя назвать удачным.
Даже после несчастного случая – если это можно было назвать несчастным случаем – Венди была не в состоянии посмотреть правде в глаза, признать, что замужество оказалось с изъяном.
Ей просто не куда идти, ее никто не ждет. Венди до конца не прерывает отношения с матерью, но каждая их встреча боль и разочарование: последняя знает, как побольней уколоть дочь. Вполне логично, что и о выборе спутника жизни дочери, мать не в восторге.
Нельзя сказать, что все годы совместной жизни Венди и Джека - сплошной кошмар, но алкоголизм и агрессивность мужа пугают ее все сильней, на фоне этого меркнут все те прекрасные моменты, что были в их жизни. Будь она сильней, и имея крепкий тыл в виде дружной семьи - давно бы бросила мужа, ибо, как ни крути, но тот монстр, в которого он превращается, просто опасен, но она все откладывает этот момент, в том числе, и из-за сына, понимая как тот привязан к отцу.
Да разве она сама не чувствовала раз за разом, как сын без слов противится самой мысли о разводе?
Частенько она ревнует мужа к ребенку, считая себя третьей лишней в этой компании, ей жаль, что сын больше привязан к отцу, а не к ней. Конечно, Венди обожает Дэнни, но ввиду мягкого характера и "особенностей" ребенка, она бессильна перед ним.
Если она чувствовала, что мужа совершенно не знает, то перед сыном испытывала благоговейный страх – благоговейный страх в буквальном смысле, какой-то неопределенный суеверный ужас.
Даже больше, чем мальчика, ее страшит этот дар, женщина не может понять: как ей быть и что такое скрывается в ее маленьком сыне? Каждое его неожиданное попадание в мысли Венди, делает ее "голой" перед ребенком, иногда ей кажется, что Дэнни много взрослей, чем она. В глубине души Венди считает себя плохой матерью, в том числе и потому, что не может уйти от мужа, и тем самым, обезопасить от его выходок себя и сына.
Трезвая жизнь не приносит удачи Джеку, так как это только воля хочет положить конец пьянству, а мозги отдали бы все за стакан вина. Раздражительность переходит в ненависть, мужчина срывает зло на всех и вся, в конце концов, теряя работу, единственный источник дохода. Борьба внутри него нарастает, его разрывает желание напиться, с одной стороны, и любовь к семье, с другой. Джек понимает, что если жена уйдет и заберет сына - ему конец, он просто не сможет выкарабкаться.
На помощь снова приходит старый друг Эл Шокли, он предлагает Джеку поработать смотрителем на зиму в крупном отеле, одним из совладельцев которого является. Главный герой видит в этом шанс, чтоб снова заняться писательской деятельностью, успокоить нервы и наладить отношения с семьей. Так происходит знакомство семьи Торранс с отелем Оверлук.
Отель Оверлук обладает богатейшей историей, здесь останавливались мировые знаменитости и даже президенты, что, безусловно, является гордостью владельцев. Но "богатая" история насчитывает не только победы, много и темных делишек знают закоулки здания.
– В каждом крупном отеле бывают скандалы, – сказал он. – И привидения в каждом крупном отеле имеются. Почему? Ну, черт возьми, люди приезжают, уезжают... Нет-нет, кто-нибудь и даст дуба в номере – сердечный приступ или удар, или еще что. Отели битком набиты суевериями. Никаких тринадцатых этажей и тринадцатых номеров, никаких зеркал на входной двери с изнанки и прочее.
Отель прекрасен, поражает своим масштабом и внутренним убранством, местность тоже живописна, а виды из окон дают полеты фантазии и захватывают дух. Все здорово, если бы ни одно НО: зимой заносит все дороги к отелю и до самой весны он оказывается отрезан от всего остального мира... И еще одно малюсенькое но: все существо Дэнни противится этой поездке...
Какие тайны хранит отель Оверлук? Что принесет эта поездка семье Торранс, и какие испытания выпадут на их долю? Чем в итоге закончится вся эта история? Это нам только предстоит узнать.
Я читала книгу в электронном формате, в моем варианте в ней 329 страниц. Читается легко, но есть довольно много затянутых мест, связаны они, прежде всего, с описанием отеля, местности. Да, это позволяет лучше узнать все детали, но мне то и дело хотелось пролистать эти места, на мой вкус, без этих подробностей книга особо не пострадала бы.
Для себя роман поделила на три части: первая - описанная мной выше, когда мы знакомимся с главными персонажами, их особенностями/характерами, жизнью "до"; вторая - знакомство с отелем и постепенное нагнетание ситуации; третья - кульминация и развязка.
Атмосфера книги мрачная и мрачность эта появляется уже с первых страниц, когда мы только начинаем узнавать главных героев. Сразу становится понятно, что с психологической точки зрения - это сильное творение, которое будет "бить по нервам".
Как и в других романах автора, здесь тоже присутствует "синдром Кинга", как я это называю: от книги абсолютно невозможно оторваться, желание узнать: что же будет дальше? Очень сильно. Стивен Кинг тот автор, который умеет захватить в свой плен, за это его и любят.
Персонажи раскрыты просто великолепно: автор показал их многогранность и сложность, всесторонне изучил их, читая роман понимаешь: кто перед тобой, что им движет, какие цели он преследует. Подробнейшее описание черт натуры - изюминка этого творения.
Повествование неспешное с детальным описанием всех происходящих событий, но назвать книгу монотонной - язык не повернется, это просто логично подробное произведение. Очень интересно наблюдать за тем, как меняется ситуация, как она выходит из-под контроля.
В романе довольно много жаргонизмов, но они не выбиваются из общего контекста. Вообще Кинг неплохо умеет совмещать "мужской" стиль, с короткими четкими фразами и витиеватые переложения. Они перемешиваются, хорошо вплетаясь в общую канву повествования.
Что перед нами? История об отношениях одной семьи в рамках не слишком тривиальных событий. В произведении много психологически сложных и даже ужасных моментов, тут Кинг работает на славу, бросая в нас короткие фразы, от которых становится не по себе. Если говорить в целом, то в романе присутствуют элементы мистики, но для меня это больше фэнтези. Основные страшилки заключаются не в мистическом "антураже", а в психологии. Здесь есть безысходность, надрыв, бешенство, страх.
Я смотрела фильм "Сияние" с Николсоном очень давно, в молодости, тогда мне показалось, что это шикарное творение. Несмотря на "давность лет", события фильма помню очень хорошо, так вот, начав читать книгу, я поняла, что она практически не имеет ничего общего с первоисточником, поэтому мне было очень интересно: чем же все закончится? Интуитивно поняла, что финалы книги и фильма будут разными. Так и получилось. После прочтения романа пересмотрела еще раз фильм, о боги, че за...? но это совсем другая история, на которую еще будет свой разгромный отзыв.
Финал немного разочаровал, ждала чего-то более необычного и мистического, реальность оказалась более прозаичной, автор закончил произведение так, будто в нем и не было никаких сопутствующих "страшилок". Не на все вопросы я получила ответы, и это тоже немного огорчило. Концовку нельзя назвать скомканной, ей уделено много времени, но все же, какая-то недосказанность осталась.
Итог: достойное творение достойного автора, понимаю, почему его так любят. Если Вы любите пощекотать нервишки - этот роман для Вас; если Вы любите психологические заморочки - этот роман для Вас; если Вы натура, шарахающаяся от собственной тени - то тоже почитайте, но бойтесь.
На этом у меня все, на связи была Наташа.
Люди, читайте книги, они делают нас лучше.
Всем пока и удачи в жизни!