"Ирония судьбы, или с легким паром" - настоящая классика советского кинематографа. Данный фильм ежегодно показывают в новогодние праздники и это давно превратилось в так называемую традицию. В детстве я считала "Иронию" чем-то волшебным и ждала его с нетерпением, во многим благодаря замечательной музыке Микаэла Таривердиева. Когда слышишь знакомые мотивы, а за окном идет снег, действительно хочется верить в чудо. Режиссером является великий Эльдар Рязанов, в чьем кинематографическом списке находятся такие картины, как "Служебный роман", "Гараж", "Вокзал для двоих" и другие.
Дата выхода: 1975 год
Жанр: комедия, мелодрама
Длительность: 184 минуты
В чем сюжет фильма?
Главный герой, Евгений Лукашин, готовится отмечать Новый год со своей невестой. Не уклоняясь от традиции, он идет с друзьями в баню, чтобы смыть с себя всё плохое и хорошо провести время. Однако Женя слегка перебарщивает с алкоголем и эта оплошность сыграет с ним злую шутку. По роковой ошибке его сажают в самолет, который летит прямиком в Ленинград.
Актеры и герои фильма
Главного героя Женю сыграл Андрей Мягков. Он работает хирургом и уже два года встречается с девушкой, не решаясь сделать ей предложение.
В первых сценах Женя предстает весьма скромным и добродушным человеком, который в свои 36 лет всё ещё живет с мамой. Однако на самом деле он оказался не таким уж и безобидным, каким казался и позднее раскрыл свою истинную натуру.
В бане он напивается до такой степени, что ничего не соображает. Спрашивается: ну не умеешь пить, не пей, зачем доводить себя до невменяемого состояния? В итоге Лукашин прилетает в Ленинград вместо своего друга. Он попадает в квартиру, которая в точности похожа на его собственную, и тут происходит самое интересное - знакомство с Надей.
Женя ведет себя довольно нагло, что в корне отличается от образа робкого мямли в начале фильма. Все-таки, человек не может резко измениться за одну ночь. Выходит, что будучи с Галей, он лишь надевал маску, а познакомившись с Наденькой, открыл своё настоящее лицо.
Раньше, когда я смотрела этот фильм, я проявляла симпатию к этому герою. Но чем старше я становлюсь, тем больше склоняюсь к мнению, что это неприятный персонаж. Его ни капли не смущает, что своим приходом он принес раздор в пару Ипполита и Нади. Ему уже всё равно на невесту, которая где-то плачет в Москве. Он хозяйничает в чужом доме и даже упрекал Надю, что её рыба, видите ли, отвратительна. На месте Наденьки я бы сразу выперла его за дверь, но она слишком мягкая. Не устояла перед напором Лукашина.
— Ну, поёте вы действительно прекрасно, а вот готовить вы не умеете. Вот это не рыба, не заливная рыба, это стрихнин какой-то!
— Вы же меня хвалили!
— Я врал! Я вру…
Надя (Барбара Брыльска)
Надю сыграла польская актриса Барбара Брыльска. Очень красивая и утонченная женщина. Сейчас сложно представить кого-то другого на её месте.
Надя, как и Женя Лукашин, всё ещё не состоит в браке и видно, что это её тяготит. Часики-то уже тикают. Тем более, события развиваются в 70-ых годах, когда одиночество и отсутствие семьи расценивали как нечто странное. Она встречается с Ипполитом и планировала отметить с ним Новый год, но всё обернулось самым невероятным образом.
Помните сцену, когда Надя поливала пьяного Женю из чайника? В детстве этот эпизод казался забавным, но сейчас я думаю иначе. Во-первых, как можно сразу не заметить, что у тебя в кровати кто-то лежит? Во-вторых, неизвестно, что это за человек и как он проник в твой дом. Разумнее было позвонить в полицию или хотя бы позвать соседей, но отнюдь не пускаться в разговор с каким-то непонятным мужиком. Любая нормальная женщина выкинула бы его за дверь, но наша Надя очень неуверенна в себе и позволяет Жене вести себя, как у себя дома.
Ипполит (Юрий Яковлев)
Герой Яковлева, Ипполит, представляет из себя серьезного и даже властного мужчину. Увидев в доме невесты постороннего человека, он не предпринимает попытку выслушать её, а сразу пускается в обвинения, что говорит о его вспыльчивости и излишней ревности. Хотя не знаю, как я бы повела себя на его месте, но уж точно бы не стала рубить с плеча.
Он то уходил, погруженный в свои обиды, то возвращался назад. Вообще странно было оставлять возлюбленную с неизвестным человеком, от которого можно ожидать всё, что угодно. С другой стороны, мне его было в какой-то мере жаль - за одну только ночь он потерял невесту, а все планы, которые у него были, мигом рухнули. В одной из сцен фильма он сказал очень правильные слова.
За такой короткий срок старое разрушить можно, а создать новое — очень трудно. Нельзя…
Галя (Ольга Науменко)
Галя - невеста Лукашина. Уверенная в себе, женщина с характером. Точно знает, чего хочет, в отличие от некоторых персонажей. Больше всего жаль именно эту героиню. Представляю, каково ей было, когда она ждала любимого мужчину, а тот уже был далеко в Ленинграде с другой женщиной. И Новый год насмарку, и жениха как не бывало.
Мои впечатления
Этот фильм я смотрела, наверно, сотни раз. Я в восторге от актерской игры, прекрасной музыки и этой праздничной новогодней атмосферы, которую хотел показать режиссер. Но насчет главных героев моё мнение очень изменилось. Если в детстве и подростковом возрасте мне нравилась пара Лукашина и Нади, то в настоящее время я считаю их историю абсурдом. Полюбить за одну ночь нереально, так как люди совсем ничего не знают друг о друге. Это не более, чем сказка. И потом, сложно представить, что Женя, который до 36 лет жил с мамой, все-таки решится на брак и возложит на себя такую ответственность.
Сама по себе картина очень интересна и актуальна по сей день. Похожие образы встречаются и в реальной жизни. Такие же властные Ипполиты, неуверенные в себе Нади и инфантильные Лукашины.
Несмотря на недостатки, я люблю этот фильм и не устану пересматривать его.