Опубликовано 11 Март, 2025 - 04:30

«В ночь большого прилива» – путешествие вглубь времени и морали

 

Повесть «В ночь большого прилива» Владислав Крапивин написал спустя семь лет после «Далёких горнистов», в 1977 году. В ней мы вновь встречаем знакомых персонажей – главного героя первой книги, а также его друзей из другого мира, которых он по привычке называет Братиком и Валеркой, хотя в их реальности у них совсем другие имена.

 

Перед тем, как приступить к этому отзыву, я перечитал повесть дважды – и у меня не осталось сомнений: в ней отчётливо прослеживается конспирологическая ноосферная теория шестимерной вселенной Роберта Бартини.

 

Трёхмерное время Бартини и его отражение в повести

 

Как известно, теория Бартини утверждает, что время имеет три измерения, как и пространство:

Стрела времени (или «длина времени») – это привычная нам линия событий из прошлого в будущее.

Плоскость времени – бесконечное множество параллельных временных потоков, в которых постоянно происходят похожие, но всё же немного отличающиеся события.

Объём времени – ещё более радикальные ответвления реальности, в которых могут существовать совсем иные законы природы, другие формы жизни, цивилизации и исторические пути.

 

С точки зрения этой концепции любой объект существует сразу во всех трёх временных измерениях, а не только в привычной нам стреле времени.

 

Допустим, вы пишете этот отзыв и думаете, как лучше сформулировать мысль. В одной ветви плоскости времени вы используете термин «длина времени», в другой – «стрела времени». В каждом из этих временных потоков текст будет немного разным, но оба текста существуют одновременно. И, понятно, будущее, в силу этого, будет немного другим.

 

А если подняться на уровень объёма времени, то могут существовать варианты реальности, где, скажем, на Земле до сих пор живут динозавры, и история человечества пошла совершенно иным путём.

 

Эти идеи находят отражение в сюжете повести Крапивина. Герои снова перемещаются между мирами, но на этот раз происходит ещё более сложный скачок – не только в другую реальность, но и на 300 лет вперёд.

 

Город будущего, пророчества и моральный выбор

 

В «Далёких горнистах» Валерке и Братику очень нужно вернуться в свой мир, поскольку от этого зависит спасение их родного города. Город был вероломно атакован врагами, а Валерка был горнистом, он успел вовремя увидеть эту вероломную атаку, и протрубить предупреждающий сигнал. Но он был не уверен, что одного сигнала было достаточно. И, как уже сказано, поэтому они с Братиком и вернулись, но, почему-то, вернулись не в своё время, а на 300 лет вперёд.

 

По возвращению они узнали, что сигнала Валерки оказалось достаточно, войско города успело выстроиться в боевой порядок и изгнать захватчиков. Более того, Валерке и Братику поверили, что они пришли из прошлого, и что Валерка 300 лет назад спас город, и двенадцатилетний мальчик даже получил официальный титул «Светлый рыцарь, спаситель города».

 

Почему такое оказалось возможным?

 

За прошедшие 300 лет кое-что сильно изменился. Теперь в их мире все верят в пророчества, записанные в неких Книгах Будущего. Они были созданы Великим Звёздным Мастером, человеком, однажды нашедшим Белый Кристалл, позволившим ему путешествовать во времени. Он заглянул в будущее, а затем вернулся и зафиксировал в книгах точные даты рождения и смерти каждого жителя города. И поэтому, то что два мальчика сумели путешествовать во времени никого не удивило.

 

И вот здесь начинается главная интрига повести.

 

Жители города воспринимают пророчества как неизбежность, даже если они предсказывают страшные события, войны, убийства и периоды смуты. Более того, к ним относятся как к необходимому этапу, который нужно прожить, чтобы в итоге наступила эпоха процветания. А пророчество Великого Звёздного Мастера предсказывает, что за великой смутой, которая сейчас как раз и имеет место быть, наступит светлая эра великого процветания.

 

Взрослые приняли этот порядок вещей и смирились с неизбежностью судьбы. Но дети не могут с этим смириться. Они не хотят мириться с тем, что их родные обречены на смерть, что нельзя изменить ход событий, что всё предрешено. И именно это становится главным вызовом для героев.

 

Философия Бартини и борьба с определённой предопределённостью

 

В концепции Роберта Бартини есть не только физическое, но и морально-этическое измерение, кардинально отличающееся от привычных постхристианских норм.

 

Здесь отрицается жёсткая детерминированность. Да, существует множество вариантов будущего, но это не значит, что человек не может его изменить. Важно не просто принять судьбу, а искать варианты её трансформации.

 

Именно поэтому главный герой соглашается помочь Валерке. Он понимает, что, возможно, не всё предопределено, что пророчества – не абсолютны, и даже если на страницах Книги Будущего записаны смерти людей, это не значит, что их невозможно предотвратить, и уж тем более, что их нельзя предотвращать. Есть вещи ради которых нужно бросать вызов даже времени.

 

Этот момент прекрасно перекликается с высказыванием Ивана Ефремова из романа «Час Быка»:

 

«Руководствуясь достойными намерениями, я смею всё!»

 

То есть цель действительно может оправдать средства, но только если это морально оправданно, а, точнее, целесообразно.

 

Почему это важно?

 

Современная культура привыкла к крайним взглядам:

 

Коммунистическая мораль говорит, что человек живёт ради общества, и судьба индивида второстепенна.

Либеральная мораль говорит, что личность важнее всего, и всё нужно делать во имя прав человека.

 

Бартини же предлагает третий путь, который можно выразить одной фразой:

«Истинная цель всегда прекрасна, а красота – это высшая форма целесообразности, которой всегда нужно руководствоваться».

 

В этом смысле герои Крапивина оказываются не просто путешественниками между мирами, а борцами за право выбора, за свободу от слепой веры в предопределённость.

 

Вывод

 

«В ночь большого прилива» – это не просто подростковая повесть, это глубокая философская работа, затрагивающая вопросы судьбы, выбора и морали.

 

В ней заложены идеи многомерного времени, пути между реальностью и борьбой с предопределенностью, которые удачно перекликаются с теорией шестимерной вселенной Роберта Бартини.

 

Крапивин создаёт необычный мир, в котором дети борются за право на изменение своей судьбы, и тем самым напоминают, что не всё в этом мире предрешено.

 

Рекомендую повесть к прочтению. Она заставляет задуматься, переворачивает привычные представления и даёт заметный импульс для размышлений о жизни, будущем и нашем месте в этом мире.

Достоинства
  • Очень глубокий скрытый смысл
Недостатки
  • Нет
Оринрекомендует
Читать все отзывы 3
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Другие отзывы
Читать все отзывы 3
Смотрите также