О сериале "Во все тяжкие" я знала давно, но меня скорее отталкивало официальное описание, чем интриговало: наркокартель и учитель химии, синтезирующий метамфетамин от плохой жизни, пустынные пейзажи.
Не смотря на то, что он стабильно присутствует в списках лучших телесериалов, я долгое время игнорировала его. И совершенно напрасно - теперь он в пятерке лидеров моего личного списка любимых телешоу. Спойлеры оформила в цитаты, так что те, кто не смотрел - не заглядывайте в них.
5 сезонов я посмотрела примерно за 1,5-2 месяца на работе (когда не было клиентов). Старалась смотреть по 1-4 серии в день. И только на 3-4 серии последнего сезона
(когда стала фигурировать Лидия и ее европейские дела)
"взяла паузу" в две недели - сама не знаю почему, но мне захотелось отдохнуть от фильма. Зато досмотрела после этого за три дня 12-13 серий.
В каждом сезоне, порой не один раз, у меня возникало ощущение, что внутри живота скрутило от адреналина внутренние органы, когда герои проворачивали свои дела, выпутывались из, казалось бы, фатальных ситуаций. Не меньше 5-7 раз у меня непроизвольно вырывалось "Ах!"
(эпизод с Черепахой, нож в горле Виктора в лаборатории Гуса),
потели ладошки и учащалось дыхание
(магниты в фургоне возле склада вещдоков, афера с поездом).
Это сериал о жизни на грани, хождение по лезвию ножа - и именно это подтверждает Уолт в последнюю встречу с женой: все это время он жил настоящей жизнью.
Ещё одна интересная особенность сериала (помимо острых ощущений) - это построение событий. Все выстроено так, что хочется сказать "Браво!": ломаная хорнология, неожиданные повороты. Изворотливое мышление главного героя, опережающее других героев (и зрителя) на несколько шагов вперед - отдельное достоинство картины. Хотя "косяки" по неосторожности, граничащей с глупостью, тоже были
(как например, со вторым телефоном Уолтера или объяснение Гейлу, почему их рабочий тандем не сложился - хотя здесь скорее даже юмор создателей проявился).
Главный герой Уолтер Уайт не мог не вызвать у меня восхищения своим умом, который он использовал с блеском, в отличии от своего партнера Джесси Пинкмана. По задумке создателя, главный герой должен был трансформироваться из протогониста в антагониста. Но я до конца пятого сезона не переставала за него "болеть" и поддерживала во многих антигуманных жестоких решениях
(я была солидарна с Уолтом, когда он послал бывшую подругу-миллиардершу, когда позволил захлебнуться рвотой наркоманке).
Скажу прямо, мало кто из умерших/убитых вызывал у меня сочувствие.
Было немного жаль уборщика школьных туалетов, котрый был посажен за, якобы воровство, и отца-авиадиспетчера подружки-наркоманки Джесси.
Я верю, что в начале сериала Уолтер не был жесткосердным преступником как Гус, но окунувшись в незаконную деятельность, его мозг приспособился выдавать решения, заткнув мораль и нравственность.
Это легко заметить по поведению Уолтера, когда он не мог решиться на первое преднамеренное убийство накотроговца в подвале дома Джесси и шок от невменяемых и неуправляемых действий Туко Саламанки.
Были моменты, когда хотелось встряхнуть мистера Уайта от упертости, верности семейным ценностям: жена, которая ни во что не ставит, или свояк, злой, как цепной пес, того и гляди горло перегрызет в последнем сезоне - ну зачем тебе люди, которым ты не нужен, люди, которых нужно удерживать рядом насильно? Отпусти и сделай так, как сам предлагал не раз другим: возьми деньги и начни новую жизнь, где душе угодно. Но семья оказалась для героя высшей ценностью.
Скайлер, жена Уолта, не нравилась мне ни внешне из-за крупных черт лица (возможно, кто-то считает ее красивой, она, по-моему, похожа на Жизель Бундхен), ни агрессией, холодностью к родным (к сестре, сыну, мужу).
В последнем сезоне я даже прониклась к ней, меня почти что трясло, как и ее, когда Хенк, хотел ее уговорить дать показания.
Актриса справилась со своей ролью блестяще - потому что вызвала у меня качественное раздражение большую часть сериала (упертостью, тупостью, принципиальностью персонажа), а это хороший показатель игры актера.
Ее месть с Тедом осуждать не буду, потому что такое поведение очень правдоподобно и характерно для обиженой женщины (похожая реакция была у жены полицейского Марти в "Настоящем детективе").
Актрисе зачет, а ее персонажу Скайлер - фи! Любви к Уолту я в ней не почувствовала, но может так и было задумано создателями?
Хенк, как персонаж, очень достоверен. Настоящий мужик, грубый, с феноменальной интуицией. Его образ - злой полицейский пес с сверхчуйкой и мертвой хваткой. Этакий питбуль. Временами прячущий за бахвальством небольшую трусость (хотя я бы сказала, понятное мне чувство страха за свою жизнь - у меня был не меньший шок, чем у него от событий в приграничной зоне). Раздражения не вызывал, но и жалости тоже.
Единственный эпизод, когда я предвидела поворот событий, это последний разговор Хенка с женой - я не знала, что так и будет, но было ощущение, что больше они не встретятся.
Мари, горячо любимая жена Хенка и сестра Скайлер. Тетка с тараканами, у нее внешне сходства с Младшим "Флином" больше, чем у того с экранными родителями. Иногда мне казалось, что Мари - мать Младшего. Тоже неплохо справилась с ролью - иногда мне хотелось на нее гаркнуть больше, чем это изредка делали Хенк или Скайлер.
Но самый бесящий персонаж для меня был Джесси Пинкман, партнер Уолтера Уайта. Да, я часто ему симпатизировала, даже радовалась его успехам в работе с Гусом, но так тупить, облажаться, напортачить, бездарно просаживать деньги, цепляться как клещ и мыслить двойными стандартами - это многократно хуже, чем Скайлер и Мари вместе взятые.
Вот идея продавать наркотики после собрания лечащимся и завязавшим - это позволительно, или с одежимостью обещать уничтожить Хенка за избиение, а простить Уолту отравление ребенка без летального исхода - ни в жисть! И это при том, что он мать этого самого ребенка сам хотел вновь подсадить на наркотики не так давно.
Его сильным желанием было научиться варить эксклюзивный мет (с перцем) и он-таки стал первоклассным варщиком, правда желаемое обернулось адом.
Хорошая финальная развязка - оставить ему жизнь, свободу. Только как долго он сможет этим наслаждаться?
Солгасна, что персонажи получились живыми. Конечно, можно заметить, что сценаристы подстраивали линии поведения главных героев, Уолта и Джесси, под сюжетные ходы
(например, то, как цеплялся Уолт за то, что Джесси ему нужен, или тупенький и безшабашный Джесси вдруг догадывается, где Майк, и кто подменил сигарету),
пустые "удочки" заброшенные для зрителя
(шифры замечнные в фоторамке Гуса после магнитного облучения так и не фигурировали больше в сериале),
но это все же можно попытаться худо-бедно объяснить. А вообще это мелочи. Главное, что сериал получился высочайшего уровня. Это драма, тяжелая и жестокая, но очень круто сделанная.
Думаю, что когда-нибудь пересмотрю "Во все тяжкие" второй раз, но это будет не скоро - уж слишком сильные и местами тяжелые впечатления остались. Всем, кто ещё не видел - включайте без сомнений, его стоит посмотреть.