Недавно я-таки посмотрела нашумевший в свое время "Не смотрите наверх" с Леонардо Ди Каприо и Дженифер Лоуренс в главных ролях (помимо них, там еще целая плеяда звезд А-уровня). Фильм оставил двоякое впечатление: сюжетная задумка и хлёсткий стёб мне ОЧЕНЬ понравились, но вот исполнение слегонца подвело.
Как обычно - обо всем по порядку и без единого спойлера.
Итак, как известно из описания и превьюхи фильма, главные герои у нас - астрономы и компания. Компания - это современное общество целиком до самых верхов во всем своем многоликом разнообразии.
Героиня Лоуренс аспирантка Кейт Дибиаски под руководством персонажа Ди Каприо доктора Рэндалла Минди делают невероятное по мировым масштабам открытие.
Рэндалл Минди: "Этого не может быть, да? Кейт, это не по-настоящему, да? Это просто какая-то альтернативная реальность, да? Скажи что-нибудь".
Внимательно присмотритесь к персонажам. В течение фильма героям предстоит принимать такое количество разных (и различных) решений, что это неминуемо повлечет изменения и развитие, а вот в лучшую ли сторону - судите сами.
По сюжету (и это не спойлер, а часть официального трейлера) прямиком на Землю летит комета размером с Эверест. Вот от этой напасти и будут спасать нашу голубую планету.
Без президента Соединенных штатов, конечно же, никуда. Ее мастерски исполнила Мерил Стрип. Мадам президент Джейн Орлин та еще штучка! Не будь тут ценнзуры, слово "штучка" я бы заменила на более жесткое и созвучное по рифме))
Мне персонаж понравился. Она подбешивает, юлит, темнит и играет только по своим правилам. Мэрил Стрип, конечно, мастер перевоплощений.
Президент Орлеан: "Нельзя ходить и говорить людям, что у них есть 100-процентная вероятность умереть"
В проекте засветился еще один известный актер Джона Хилл. Он глава администрации белого дома Джейсон Орлин. Да-да, фамилия с президентом у него одинаковая.
Джейсон Орлин: "Привет, народ, я последний землянин. Всё пох*рилось. Ставьте лайки и подписывайтесь!"
Джейсон Орлин: "Есть крутые вещи, например, материальные, такие как шикарные квартиры, часы, машины, одежда и прочее [ой], которое может исчезнуть, и я не хочу, чтобы оно исчезало. Поэтому я собираюсь помолиться за эти вещи. Аминь".
И этот придурошный товарищ радует нас кучей идиотских высказываний и поступков. Это, пожалуй, было даже "слишком толсто". Но в общий театр абсурда вписывается замечательно.
В современном обществе никуда без гениальных миллиардеров-изобретателей, и уж в кампании по спасению планеты они не могут не участвовать. В "Не смотрите наверх" имеется свой собственный странный мужик - глава компании BASH Питер Ишервел, сыгранный Марком Райлэнсом.
Питер Ишервелл: "Вы уверены, что видео с щенком на петухе оптимизирует наш сектор потребителей зрительной памяти в подростковом возрасте? Я нахожу эту птицу довольно угрожающей".
Смартфон всегда, смартфон везде! У чувака ярко выраженный цифровой аутизм (загуглите, нет ли его у вас?), он является буквально олицетворением огромной прослойки современного общества.
Три яркие и значимые эпизодические роли: любимая Кейт Бланшетт, она телеведущая Бри Эванти. Мадам без моральных устоев, но с весомым и нетривиальным бэкграундом.
Ариана Гранде сыграла популярную певицу Райли Бина. Ситуация с реакциями и рейтингами, произощедшая на телешоу, очаровательно передает реакцию современного общества на различные по важности события, доводя все до абсурда. Но, блин, ведь так оно и есть?
Доктор Оглторп: "В социальных сетях только и говорят о том, что певица Райли Бина и диджей Челло расстаются. Это очень плохо. Они кажутся милыми ребятами".
И нельзя не отметить роль Тимоти Шаламе. Его роль очень небольшая, но очень важная. Его персонаж Юл - олицетворение той непокорности стаду, которая осталась у единиц. Юл вроде бы как странный, но на самом деле - он чуть ли не единственный нормальный, просто на фоне ненормального общества воспринимается инородно. Нормальным быть ненормально.
Отдельного внимания заслуживает его речь в самом конце. Никто, кроме Юла не решился и не смог произнести того, что у всех по сути крутилось на устах. Уж не отсылка ли это к Библейскому сюжету?
Юл: "Отче Небесный и Всемогущий Творец, помилуй нас, невзирая на нашу гордыню. И прости нас, несмотря на наши сомнения. Больше всего, Господи, мы просим Твоей любви, утешающей нас в темные времена. Да встретим мы то, что грядет, в Твоей милости с храбростью и смиренно открытыми сердцами. Аминь."
Современное общество - сверху до низу - авторы фильма отстебали знатно. Где-то это сделано изящно и тонко, где-то топорно и толсто, но не согласиться с общей удручающей картиной не получится.
Само название фильма - "Не смотрите наверх" - довольно иносказательное и глубокое. Что у нас наверху? Небо. Бог. Все светлое и чистое, что может быть, однозначно всегда сверху, так уж повелось в людских умах.
"Не смотрите наверх" - а не намек ли это на что-то большее, чем просто отрицание существующей опасности? А не призыв ли это отказаться от так называемых моральных устоев и ценностей, обнулив их?
В общем, человечество в итоге получает то, что заслуживает. Вы же не надеялись, что в сатире на современное общество будет иначе?
А вот намеки создателей фильма на этом не заканчиваются. Они продолжаются и в титрах, и в сцене после них.
Сначала летит золотой телец (дада, опять сложные отсылки, гуглите, если не знаете значение этого символа)
Ну, куда же мы без смартфончика! Тут намек толстый, толстенный даже))
Там еще и небезызвестная лопата летает, но почему она там - я вам не скажу (почти как почтальон Печкин), смотрите фильм сами. Никаких спойлеров, да-да))
Техничестки фильм снят отлично. Он яркий, пестрит визуальными эффектами (радовали и вставки). Музыка подобрана четко и в тему. Костюмеры заслуживают отдельной похвалы, с помощью одежды подчеркивается как развитие персонажей, так и занимаемую ими позицию.
Из не понравившегося - слишком дооолго и размазанно, можно было бы сделать более динамичное кино. Это слишком неспешно даже для меня, а я как раз из любителей плавного развития сюжета и с удовольствием пересматриваю 4,5 часовые режиссерские версии "Властелина колец". Но, блин, тут, как говорится, "ту мач". Большинство людей будут плеваться (большинство людей не любят даже неспешное кино!).
"Не смотрите наверх" - это хлесткая, наполненная метафорами сатира на современное общество. Это фильм о спасении. Спасении планеты. Спасении душ. Спасении задниц. Каждый спасает то, что считает важным и нужным. Кое-кто даже выбирает спасти душу, хотя мог спасти свой царственный зад.
Отлично звучит самая последняя фраза доктора Рэндалла Минди, тихо произнесенная в самом конце за общим столом в кругу родных и близких людей.
Доктор Рэндалл Минди: "Если подумать, то у нас было… у нас было абсолютно всё, правда ведь? Всё, если подумать."
Подумаем над этим и мы.
Фильму трояк и рекомендации. На этом у меня все.