Я заядлая автомобилистка, без авто не представляю своей жизни - для меня это не роскошь и даже не средство передвижения, а в чистом виде удовольствие. Права у меня уже 20 лет, водительский стаж постоянный чуть менее. До осени 2020 года у меня была своя машина, но весна 2020 внесла в жизнь большие перемены - я, как и многие, стала работать из дома. И за полгода стало понятно, что владеть собственным авто совершенно бессмысленно, ведь скорее всего на постоянку в офис я больше не вернусь. К этому моменту я уже больше года пользовалась Яндекс Драйвом - когда машина была на ТО и ремонте, когда надо было куда-то поехать в один конец. За год у меня не было никаких проблем с сервисом, и я решила, что Яндекс Драйв для нерегулярных поездок меня вполне устроит.
Сказано - сделано, с декабря 2020 года я стала ездить только на Драйве. Тарифы я опробовала все - и поминутный, и фикс, и дни/часы. Пока не ездила только на самом новом, Абонементе, ну и в долгую (недели, месяцы) машину не брала. С выбором тарифа схема проста - короткие поездки в конкретную локацию выгоднее по тарифу "Фикс", поминутным тарифом пользовалась только тогда, когда точно была уверена, что не влипну в пробку. Самый частый мой тариф - Дни/часы, поскольку беру машину как правило на поездку туда-обратно и хочется, чтобы она была под рукой, чтобы сделать недолгие дела и вернуться на ней же домой.
Также я опробовала все машины, которые мне были доступны в Петербурге (кроме последней новинки - Haval): Volvo XC60, Renault Kaptur и Duster, Hyundai Creta, Nissan Qashqai, BMW 520i, Volkswagen Polo, Mercedes C180, Audi A3, Skoda Rapid. Чаще всего езжу на Кашкае, при его отсутствии - на Каптюре. Седаны не люблю, поймать Вольво было сказочной удачей, а сейчас они совсем пропали.
Автопарк
Автопарк довольно новый - основная масса машин с пробегом 30-70 тыс. Убитых/старых машин нет. Машин с серьезными дефектами я также не встречала. Максимум был случай, когда обнаружилось, что полностью сняты светозащитные козырьки. Была машина, которая глохла после старта - я обратилась в поддержку, поездку отменила, деньги вернула, взяла соседнюю машину. В принципе, если с машиной что-то не так или ее вообще нет на месте (такое тоже бывало несколько раз) - ЯД всегда возвращал деньги или дарил выгодный промокод на след.поездку.
К сожалению, часто сами пользователи неаккуратны - оставляют мусор в салоне, возят без подстилки домашних питомцев, или курят. Я это всегда фотографирую и указываю в комментариях при приеме авто. Если нахожу забытые вещи - сообщаю в поддержку.
Часто бывает только одна техническая странность - неработающий клаксон, особенно на Каптюрах. С чем это связано, не знаю. Уж как я любила дубасить по клаксону в собственной машине, никогда с ним не было проблем. Может, на Каптюрах он такой ломкий? Также бывает, что нет омывайки в бачке.
Детские кресла есть на очень ограниченном количестве Каптюров. Поймать машину с креслом рядом почти нереально. Так что чаще всего приходится таскать свое, что не всегда удобно.
Все машины с АКПП и передним/задним звуковым парктроником. А вот ни аптечки, ни треугольника в машинах нет.
Что интересного?
Каждый пользователь имеет персональный рейтинг, зависящий от манеры езды. "Мусорный" рейтинг (1-10) увеличивает стоимость сервиса. Но я не знаю, как надо водить, чтобы до него опуститься. Высокий рейтинг добавляет бонусы в Яндекс Плюс.
Кстати, бонусы Яндекс Плюс можно свободно тратить и ездить буквально за 1 рубль.
Драйв "подхватывает" сохраненные адреса из экосистемы Яндекса и при выборе машины сразу показывает стоимость поездки до них по тарифу Фикс.
Также, если однажды была выбрана полная страховка, она будет действовать на все последующие поездки, пока не отключишь.
С недавнего времени ЯД сохраняет фото повреждений, сделанные предыдущими пользователями, их видно при приемке машины. Я обычно фотографирую все сколы на кузове, мусор и грязь в салоне.
Бесплатное ожидание длится ровно столько, сколько времени нужно по мнению Яндекса для того, чтобы дойти до машины, на ее приемку и осмотр дается 5 минут. Все остальное время должно быть оплачено.
После поездки ЯД просит сфотографировать машину с 4х сторон, это делать не обязательно, но только так можно будет доказать, что с машиной что-то случилось после того, как закончилась ваша аренда, а не во время. Лично я фото не делаю, но лишь потому, что всегда езжу с полной страховкой.
В машинах попроще встроенная система Яндекса с Алисой, навигатором, музыкой, кофе, плюшками. В Вольво, Мерсах и т.п. ничего этого нет (хотя, подскажите, может, я не нашла). Зато есть камера в салоне, так что не шалите там
ДТП
Мое первое и единственное ДТП случилось именно на Мерседесе ЯД. Ни седаны, ни Мерседесы я не люблю, но была всего одна машина. Я не рассчитала габариты вытянутого капота и, пытаясь перестроиться в пробке на перекрестке, на скорости 0,1 км/ч уперлась краем бампера в задний бампер впередистоящего авто.
Особенности оформления ДТП в Яндекс Драйв:
1. Даже если вы, как я, поцарапали чуть более, чем пыль, никаких европротоколов оформлять нельзя, только через ГИБДД.
2. Позвонить достаточно только в ЯД, они вызовут ГИБДД. Но, если хочется, можно сделать это самостоятельно.
3. Меня навещали какие-то люди от ЯД - то ли безопасность, то ли страховщики - посмотрели документы, сфоткали место ДТП и повреждения, уехали.
4. Если машина на ходу - закончить поездку можно в обычном порядке. Однако учтите, что после получения протокола от ГИБДД, вам надо будет положить его в бардачок той же машины, поэтому оставить ее удобнее где-то недалеко от места оформления.
5. Поддержка работает отлично - мне весь день звонили и писали, интересовались, как дела, контролировали и направляли дальнейшие действия.
Собственно, после того, как я положила документы в бардачок, вся история для меня закончилась. Почему, можете вы спросить, ведь я была виновна? Потому что незадолго до ДТП я решила перевести бегунок "Полная страховка" вправо. Несмотря на многолетний безаварийный стаж. Вот почему-то интуитивно. Условный рубль с километра не такая уже прямо сумма, а не фоткать машину после поездки, когда у тебя пять пакетов в руках - того стоит. В противном случае, конечно, потертый бамперок Мерседеса взыскали бы с меня (напомню, франшиза = 30 000).
Кроме того, так как мы ждали ГИБДД почти 2 часа, я обратилась в ЯД с просьбой о пересчете стоимости моей поездки по тарифу "ожидание", поскольку машина все это время стояла с выключенным зажиганием, а счетчик "тикал" как при поездке. Благодарю ЯД, что вопрос решили в мою пользу и пересчитали стоимость за время простоя.
Немного мистики
Я весь вечер размышляла, как со мной такое могло случится - глупая оплошность из-за которой весь день наперекосяк.
Ответ на мой вопрос не заставил себя ждать - на следующий день мой коллега, на встречу с которым я ехала на том авто, сообщил, что заболел ковидом...
Есть у меня еще одна мистическая история. При осмотре машины я обратила внимание на несколько маленьких глубоких вмятин на дверях с одной стороны, сфотографировала их в предварительном отчете, но менять машину было не на что, так что села и поехала. Проехав несколько сот метров, услышала стук со стороны заднего колеса. Встала на аварийке и все поняла - маленькие дырочки были ни чем иным, как следами от пуль, одна из которых повредила шину. Поддержка посоветовала мне припарковаться и завершить поездку как обычно. Но вот беда - припарковаться в 10 утра в районе, где я оказалась, было почти невозможно. Я кружила на аварийке по однополосным узким улицам на трех колесах с черепашьей скоростью под неистовое бибиканье едущих сзади. Казалось, прошла целая вечность, пока удалось найти единственное местечко. Дальнейший путь решила продолжить на такси, и, оказавшись там, нырнула в рабочую почту, где меня ждало письмо от коллеги, что встреча наша не состоится. Я повернула такси назад, и через 7 минут оказалась дома. Если бы я с ветерком доехала до неблизкого офиса, то только там узнала бы об отмене встречи, потеряв на 2 часа больше времени и, разумеется, денег.
Так что хорошие машины в Яндекс Драйв, волшебные
Своя машина VS Яндекс Драйв - что почем
Покажу свою статистику за полный год пользования ЯД.
Всего я совершила 98 поездок. Поездки разные - где-то в дороге почти все время, где-то - большая часть прошла в ожидании, тарифы разные, всё как в обычной жизни. Что получается - за год потрачено 81,5 тысяч рублей, машины брались на суммарный срок 241 час. Минимальная поездка длилась минут 12, максимальная - 1,5 суток. Средняя стоимость часа - 338 рублей, поездки - 831,4 рубля (продолжительность моей средней поездки - 2,5 часа).
Дороже всего стоила Вольво, дешевле всего - Каптюр.
Какие выводы я сделала? Имея свою машину, я не покупала КАСКО. ОСАГО последний раз (в 2020) стоило порядка 9000 рублей. Бензин обходился примерно в 4 тысячи рублей в месяц, но это я ездила каждый день на работу, так что сравнивать некорректно, но возьмем сумму 1400 в месяц - одна заправка в ценах 2020 года. Это еще 16 800 руб. в год. ТО, замена масла и мелочей хотя бы раз в год - еще в районе 15 тысяч, мойка хотя бы один-два раза в месяц - 6-8 тысяч в год, омывайка, платные парковки (для машин ЯД они бесплатные) и прочее, и прочее. Уже набегает свыше 50 000. А поломки, вызов эвакуатора и прочие внезапности, требующие срочных расходов и потерянного времени? Владение машиной в принципе требует времени - купить что-то, заехать на ТО, помнить об этом, планировать. Не говоря уже о стоимости самого автомобиля. Кашкай с таким пробегом стоит от 1,6 млн.
Разумеется, тем, кто привык к авто премиум-класса, ездить на Каптюре не захочется, и свой Порше будет вне конкуренции. Но в сравнении с авто среднего класса и ниже - теми же Каптюрами-Кашкаями, пользоваться Яндекс Драйвом гораздо удобнее и выгоднее.
ЯД как альтернатива такси? Да, помимо того, что такси часто дороже, особенно на машине классом выше эконома, для меня тут есть еще и психологический момент - ты едешь один или в своей компании, в комфортном для себя стиле и скорости, не зависишь от "профессионализма" таксиста, его музыкальных и парфюмерных предпочтений.
Единственный раздражающий минус ЯД - машины покрывают город неравномерно. Поздним вечером и ночью, например, из центра уехать почти нереально - машины сосредоточены по спальным районам, крупным ЖК и конечным станциям метро. А днем наоборот, в жилом квартале может быть всего 1 доступная машина в радиусе 15 минут ходьбы.
21.15, на весь золотой треугольник - 4 машины. Театралам приходится ехать домой на метро и такси.
Я буду продолжать пользоваться Драйвом, для меня это идеальная альтернатива собственному автомобилю. И, конечно, всем рекомендую страховаться. Многие негативные отзывы на сервис связаны с тем, что кто-то третий портит машину во время аренды или сразу после, отчего расходы вешают на последнего арендатора.
У каждого пользователя есть реферальный код, дающий 50% скидку на первую поездку нового участника. Так что если у вас есть знакомые на Драйве и вы хотите приобщиться - спросите у них. Ну, или у меня