Как я уже писала в других моих отзывах о книгах Достоевского, все слышали про "Идиота", "Преступление и наказание" и, возможно, о "Братьях Карамазовых". О романе "Бесы" я ничего не слышала. Совсем.
Однако он стоял в популярных на сервисе, где я слушала аудиокниги.
Ранне-весенняя сумрачность погоды для Достоевского подходит не меньше осени, так что было решено начать.
Описание 1:
Вы услышите социально-философский роман Ф.М.Достоевского «Бесы», в котором со всей мощью и глубиной раскрылся гений писателя. Душа человеческая разворачивается перед нами ареной борьбы Добра и Зла, как двух мировых порядков. Но под силу ли ей вынести эту титаническую борьбу в себе, и каждым своим желанием, мыслью и поступком делать выбор — чему служить и что поставить себе на службу?..
Описание 2:
Действие происходит в губернском городе и в поместье Варвары Петровны Ставрогиной. Сын либерала старинного образца Степана Трофимовича Верховенского Пётр Верховенский — главный идейный вдохновитель революционной ячейки. Он пытается вовлечь в революционное движение Николая Всеволодовича Ставрогина, сына помещицы Ставрогиной. Верховенский собирает «сочувствующую» революции молодёжь: философа Шигалева, Толкаченко («знаток народа»), чиновника Виргинского и других. Дабы связать кровью созданную им ячейку, Верховенский замышляет убийство бывшего студента Ивана Шатова, собирающегося порвать с революционерами и донести на них из-за увлечения идеей народа-«богоносца».
Аудиокнига "Бесы" Фёдор Михайлович Достоевский
29 с половиной часов приятного прослушивания. Глава "У Тихона", о которой я расскажу ближе к концу отзыва, вынесена здесь в самый конец, как дополнительная, так что не спешите выключать, когда книга "кончится".
Я выбрала книгу в популярной озвучке Александра Андриенко:
Александр Иванович Андриенко — советский и российский актёр театра и кино, театральный педагог, актёр озвучивания.
Великолепное прочтение, очень приятный голос, которым актер мастерски управляет. Это буквально создает ощущение многоголосой озвучки, потому что каждого персонажа с его характером и эмоциями и отчетливо слышу.
А еще музыкальные и звуковые вставки, эффекты эха, переходов и затухания звуков - это создает такую мистическую атмосферу, что я не представляю, что существует какая-то озвучка лучше этой. Я думаю, такой нет.
Сначала книга показалась мне хаотичной - много разных персонажей, какие-то политические интриги. Позднее я узнала, что это должно было быть коротенькое произведение, основанное на реальных событиях, которое потом начало обрастать другими происшествиями, сюжетными линейками и действующими лицами.
Надо сказать, персонажи здесь действительно удивительные и притягивающие к себе внимание. Они живые, интересные, а еще имеют настолько любопытные "душевные уродства", что тяжело оторвать взгляд.
Казалось бы, Варвара Петровна - сильная, уверенная в себе женщина, адекватная. Но ее любовь к власти, ее покровительство в отношении Степана Трофимовича (местами болезненное, на грани собственничества - она "делает его", она хочет, чтобы он принадлежал ей и относится к этому ревностно), ее желание вершить судьбы окружающих людей удивительны!
Степан Трофимович - человек с некоторыми талантами, необделенный внешностью, настолько болтлив, чувствителен и эмоционален, что диву даешься. Стоит с ним заговорить, его уносит в рассуждениях в дальние дали. Он легко плачет, он ищет красоты, тоскует по любому поводу и вечно страдает от холерины - человек истерический, творческий и неординарный.
Холерина - Острое желудочно-кишечное расстройство, внешне сходное с холерой.
Возможно, это у него что-то нервное.
Петр Верховенский кажется хитрым клоуном и манипулятором - будто, такие могут быть только на вторых ролях, но, может, он здесь главное зло? И это кажется правдой, которую от нас скрывают так плохо, что всем очевидно.
Николай Ставрогин - личность мистическая. Красивый, с психопатическими чертами. Кажется, что он просто странный. Что он красив, и знает это. Что непонятно, что именно у него на уме. Он иногда, кажется, испытывает нормальные человеческие чувства, а иногда не испытывает их там, где точно должен. Иногда мне казалось, что этот человек будто не первую и не последнюю жизнь живет. И иной раз будто что-то не из нашего мира охраняет его, как в сцене с дуэлью. С Петром Верховенским у него особая, глубокая связь. Они не друзья. Не совсем другья, точнее. Но понимают они друг друга так хорошо, что действуют, иной раз, как единое целое. И много получается интересных ситуаций, в которых четко видно, что злодеяние совершили они, но не своими руками, да и четких приказаний не давали.
Я не удивлена, что этот сюжет так популярен у современных фанфикеров, да и экранизировать его любят. Я думала, что поняла этого героя, но сколько раз я ошибалась! Поверила, что он любит девушку, а он не любит. Поверила, что он сделал доброе дело, но дело не было добрым. Я не ожидала таких героев найти у Достоевского! Это меня потрясло.
Совершенно неожиданно "занудная книжка про политику" превратилась в магнетическое произведение, от которого было не оторваться!
Когда я закончила книгу, то мне стало интересно, как в разные периоды времени критики оценивали роман и, в частности, исповедь Ставрогина о соврещении малолетней девочки (11-14 лет). Я бы сказала, что этот эпизод, который ранее был зацензурен, и в наше время стоит, наверное, оценивать однозначно. В нашей с вами современности есть понятие "возраст согласия".
В законодательствах большинства государств мира брачный возраст выше возраста сексуального согласия. В Российской Федерации, согласно ч. 1 ст. 13 Семейного кодекса РФ, брачный возраст устанавливается в 18 лет, а возраст сексуального согласия — в 16 лет.
И, вроде как,
Закон прямо запрещает вступать в половую связь с лицом, которое не достигло 16 лет
Возраст сексуального согласия:
в уголовном праве возраст, начиная с которого человек считается способным дать информированное согласие на секс с другим лицом. В большинстве случаев взрослый несёт правовую ответственность, если он вступает в половую связь с лицом, не достигшим данного возраста.
Собственно, до этого возраста человек считается неспособным осознавать в полной мере, что такое половой акт, не может отвечать за свои действия, а его психика и тело неготовы к подобным мероприятиям. Это логично, понятно, и хорошо, что такие вещи закон регламентирует. однако, к некоторым моментам у меня есть вопросики. Не с точки зрения закона, а с точки зрения меня, как человека.
Люди созревают в сексуальном плане по-разному. Да, если девушка 15 лет пытается вступить в сексуальную связь со взрослым, совершеннолетним мужчиной, мужчине стоило бы проявить благоразумие и взять на себя заботу о безопасности "ребенка". На месте мужчины, особенно в нашем современном мире, я к "ребеночку" побоялась бы подходить на рассояние пушечного выстрела даже, потому что тут можно и в тюрьму сесть. Однако, можно ли сказать, что 15-летняя девочка "не понимает"? Да, она еще не взрослая, да, я знаю все это, и я сама в этом возрасте в куклы играла, не интересуясь мальчиками. А некоторые мои сверстницы жили половой жизнью. И это не были какие-то акты насилия и сексуальные травмы на всю жизнь. Вы скажете, что я не могу знать этого? Да, наверное. Но что я хочу подчеркнуть.
Та глава "у Тихона" была "запрещенкой" и раньше, а значит, считалось это откровенно неприемлемым. А я считаю, что Достоевский ввел ее не только для раскрытия персонажа Ставрогина, но и для того, чтобы пробудить "бесов" в нас, заронить зерно сомнения. Я не увидела в этой главе "совращения малолетней" и "акта насилия, надругательства". Я увидела влюбленного ребенка и взрослого, который не стал останавливать себя, потому что не хотел. И с удивлением я обнаружила, что некоторые (многие) критики увидели то же самое! Непопулярное мнение, но, я думаю, очень логичное здесь. И то, чт опроизошло дальше, объяснялось, возможно, не "детской травмой", а... ревностью. Что могло бы быть и в случае с взрослой женщиной.
А еще о "бесах" я вспомнила, когда в Москве увидела скульптурную композицию. На фото у меня вошла только часть:
"Дети — жертвы пороков взрослых"
В романе суть не в детях, но разнообразие пороков Достоевский изобразить постарался как следует.
В его произведениях нет полностью хороших и полностью плохих персонажей, у каждого есть какая-то дыра внутри, у каждого есть белое, а есть черное, и они так перемешаны, что не разорвать. И в настоящей жизни все так и есть.
После прочтения я была под сильнейшим впечатлением, тем более, что сначала произведение обещало быть скучным, а вышло все совсем не так. И я полезла искать экранизации. Оказывается, есть сериалы и... куча фанарта! Весьма странного, на мой взгляд. Вот, например, современное издание с артом одной художницы:
Аудиокнига "Бесы" Фёдор Михайлович Достоевский
Моя кошечка не одобряет)
Куда там неприятным и отталкивающим лицам со старых обложек. Современные "Бесы" - привлекательные парни с очень особенной связью друг с другом. Что ж, это мило, но люди могут нафантазировать себе какой-то другой сюжет, глядя на такие обложки. Но осиливший книгу будет весьма впечатлен, я думаю)
А скоро я буду смотреть сериал. Надеюсь, он меня не разочарует.