Всем привет!
Музей Штиглица, прикладного искусства, художественно-промышленная академия имени Мухина, или просто Муза, это все разные наименования одного и того же. Как его только не каверкают, чаще всего: "Какой ещё музей Штиглица?". Это не самое популярное место, оно не находится в списке музеев, обязательных для посещения в Петербурге. Но, если вы уже несколько раз были в городе, посетили Эрмитаж, Генштаб, все филиалы Русского музея, то академия - отличное место для продолжения осмотра.
Адрес:
Соляной переулок, м. Чернышевская
Даже название самой улицы не просто так, раньше на ней были хранилища соли.
От метро придется немного пройтись пешком.
Здание музея: Фасад здания очень красивый, похож на дворец. На нем можно разглядеть покровителем искусств, имена знаменитых деятелей. Рядом потрясающей красоты фигурные фонари.
Кованные резные двери с тяжёлыми кольцами. Нет, за ними не может быть просто музей, а тем более просто учебное заведение.
Вход: Но, вся магия теряется, едва переступаешь порог. Внутри довольно обычная проходная. Точнее, мы видим красивейший холл с мраморными колоннами, но туда просто так не попасть.
В музей нельзя попасть без записи. И об этом на сайте заведения нет ни слова. Мы пересмотрели множество раз, чтобы вдруг не попасть в неприемный день или что-то ещё. Мол "Приходите, ждём, музей работает с... и до..."
Оказывается, записаться можно только заранее, и только по телефону или через группу вконтакте, а не через официальный сайт.
Бабуля-вахтер сразу же испортила нам настроение. Хотела развернуть. Текущая экскурсия уже началась, а запись на следующую или даже две перезабита людьми. "Если хотите, приходите через 3 часа". К счастью, уговорить ее удалось. Нас пропустили догонять уже ушедшую группу.
Маленький нюанс с оплатой, о картах нет никакой речи, только наличными. Сдачи естественно не было И никакого билета или чека, нам вообще не дали. Есть у меня подозрение, что эти деньги пошли лично ей в карман.
Стоимость: 700р
Время посещения: около 1,5 часов.
Тут нужно понимать, что все посещение - только экскурсия. Здесь нет никакого свободного хождения и рассматривания. Не успел рассмотреть - твои проблемы (а группы, кстати, очень большие, такое очень даже возможно). Некоторые залы закрываются прямо у тебя за спиной. А вдруг кто-то остался внутри?
В общем, конечно, хорошо, что место сделали общественным достоянием, но хотелось бы более благожелательного отношения к туристам.
Экскурсоводы. Мне очень понравились. Это молодые активные девушки, очень интересно рассказывающие содержание экскурсии. Гидами здесь работают либо студенты/бывшие студенты Мухинской академии, либо аспиранты и преподаватели. Так что, историю знают, так сказать, изнутри. Слушать очень интересно.
Часть экскурсии посвещена самому барону Штиглиц, основателю заведения (хоть здание и было построено после его смерти. Звание барона было получено за миценатство, большие вклады в военную деятельность, жертвовал деньги на образование. И владел промышленность в совершенно разнообразных сферах:
Суконные заводы, железнодорожные строения, сахар и продукты
Он же создал училище технического рисования, завещал огромный денежный фонд на создание специального музея при училище. В этом то и его фишка в отличие от других музеев, - он должен был стать учебным пособие для обучающихся художников.
Он ещё при жизни приобретал изделия прикладного искусства. То есть, это не просто картины, статуи, ковры и т.д., что можно увидеть в каждом музее. Большая часть экспонатов имеет свое практическое значение, и использовалось так или иначе в быту. Здесь есть мебель, печи, витражи, куклы и ещё много-много чего.
Здание стало большим пособие по истории искусства и художественных стилей. Суть в том, что сюда привозились красивейшие приметы искусства и архитектуры, чтобы студенты учились по ним "прекрасному" и на их базе создавали что-то свое, поикладное, что можно использовать в реальной жизни, а не просто смотреть, как в музее.
Что посмотреть? На входе несколько темно и мрачновато (или мне так показалось из-за подпорченного настроения). Вахтеры определённо не способствуют. Впечатление от помещений у меня тоже сложилось двоякое. Есть и реставрации, которые ведутся прямо здесь и сейчас, и совсем запущенные коридоры, и просто комнаты заваленные мебелью. Все это на виду у посетителей.
Местами даже грязь и пыль.
В некоторых местах возникает ощущение, что это просто склад и экспонаты просто навалили кучей.
В общем, сначала воспринимается это, действительно, не как музей, а как красивое действующее учреждение - дом культуры или университет (у СПбГУ, например, есть похожие коридоры).
И да, во время посещения музея, действительно, происходит обучение студентов. Посетителям это, конечно, не мешает, а каково ученикам? Постоянно ходят с экскурсиями и бубнят тексты.
Или, стоишь, пишешь картину, а у тебя за спиной постоянно проходят, заглядываю, хорошо хоть, советов не дают и вопросов не задают (хотя за это не ручаюсь).
Варианты современных натюрмортов меня заинтересовали и позабавили.
Их там огромное множество.
А теперь о хорошем. Некоторые помещения просто огромны, имеют прекраснейшую архитектуру с необычным декором.
Вестибюль, не смотря на свою мрачность, роскошный.
Имеет более 5000 предметов прикладного искусства. Всего в здании 32 зала. Очень интересно что каждый из них изначально декорировался под эпохи, которые в нем выставлялись. Сейчас в большую часть залов не пускают.
В центре огромный выставочный зал с двойным стеклянным куполом, который и даёт основное освещение. По задумке он напоминал двор.
По стенам здесь продолжается тема фасада - можно рассмотреть имена великих деятелей искусства.
На верхней галерее - гипсовые скульптуры, во время ВОВ они были вывезены из страны, затем возвращены.
Многие барельефы пострадали от арт-обстрелов, все стекла из купола были выбиты. Студенты академии расписали купол, как это было до разрушения.
Особого внимания заслуживает огромная лестница. Для нее существуют собственные легенды. Говорят, что по правой стороне ходит муза, чтобы ее не спугнуть нужно проходить очень осторожно.
В центре - памятник Штиглицу.
Какие здесь есть залы? Самый запоминающийся - русский зал или Теремок. Кованные ворота и двери, красивые расписные потолки, выставка кукол.
Аван зал в стиле итальянского Возрождения с расписными потолками.
Здесь можно увидеть разные образцы мебели. Во время экскурсии можно услышать о том, как она менялась за поколения.
Сундуки, например, должные были быть красивыми и резными, были основным показателем достатка. Затем, на них стала появляться спинка.
Интересная лекция о секретерах, как они были призваны впечатлять деловых партнёров своим внешним видом. А потом сменились на компактные, чтобы можно было легко забрать с собой все самое важное.
Очень интересно, что многое можно потрогать руками, открыть.
Искусство майолики - один из видов керамики. Например, так смотрелось в интерьерах того времени.
Рафаэлевская галерея, напоминает дворец Папы Римского.
Мне больше всего запомнился печной зал, он самый яркий и красивый.
Да и печей на выставках в музеях я никогда раньше не видела.
Кстати, это их обратные стороны.
В общем, здесь очень много всего красивого и необычного, сделанного руками учеников, в том числе. Витражи.
Лепнины.
Достоинства и недостатки.
+:
- Много красивого вместе;
- Очень необычно;
- Многое можно потрогать;
- Интересная экскурсия, приятные экскурсоводы.
- Расположение;
-:
- Неудобная запись;
- Большие группы;
- Одновременно с экскурсией ведутся занятия у студентов;
- Местами не убрано, свалка мебели и экспонатов;
- Двери закрываются прямо за твоей спиной;
- Дороговато;
После всего этого можно продолжить осмотр города, ведь чего только поблизости нет. Всем известный китайский двор Дружбы (особенно весной, когда цветет сакура), музей Ахматовой и Бродского, Таврический сад с оранжереей, Анненкирхе, Смольный собор, мозаичный дворик и многое-многое другое. Очень рекомендую зайти в ресторан Мистер Бо - высокая кухня по-петербургски с весьма умеренным ценником за такой уровень.
Итог. Место интересное, с необычными экспонатами, которые можно потрогать. Но, до уровня музея оно пока не доросло.
Остальные фотографии из музея можно посмотреть ниже.