Опубликовано 2 Сентябрь, 2022 - 17:49

  • Опыт использования:
    несколько раз
  • Стоимость:
    700 руб

Всем привет!

Раньше в здании художественной Академии им. А.Л. Штиглица (или в Мухе, как ее часто называют ввиду того, что с 1950-х по 90-е она называлась Ленинградским высшим художественно-промышленным училищем имени В. И. Мухиной) раз в год проводились выставки-продажи украшений из камня. Поэтому пару раз я бывала там в подростковом возрасте с родителями (до 2009 года). И только недавно посетила вновь, в рамках экскурсии - как оказалось, с 2018 года это единственный вариант попасть туда.

Адрес: Санкт-Петербург, Соляной переулок, д. 13

История: Здание выглядит великолепно и выделяется на фоне прочей петербургской архитектуры. Оно было построено в 1896 г. Во второй половине 19 века, в период бурного роста и развития промышленности, в России возникла потребность в художниках для работы на производстве, учителях рисования и черчения, чтобы сделать продукцию конкурентноспособной и вывести ее на мировой рынок. Банкир и промышленник А.Л. Штиглиц выделил деньги, а император Александра II издал приказ о постройке училища на выделенные на средства - так и появилось будущая "Муха". Заведение несколько раз меняло названия, реструктурировалось, далеко не все экспонаты остались и не все залы сохранили первозданный вид, однако заведение сохранило верность традициям и по сей день продолжает выпускать специалистов в области искусства.

Стиль здания - историзм - это одно из направлений эклектики, в котором в единой композиции объединяются черты различных стилей прошлого.

Всего было создано 32 аутентичных зала, каждый из которых представлял определенную эпоху истории развития искусства: античность, Средневековье, Возрождение, барокко и др. Главной доминантой всего музея стал Большой выставочный зал, купол которого можно увидеть даже с набережной Фонтанки.

За годы от Октябрьской революции до 1990-х многие залы музея пришли в негодность, кое-где прекрасную отделку стен и росписи закрасили малярной краской, великолепный наборный паркет разобрали. С возвращением училища на свое законное место началось частичное восстановление здания музея. Активное участие в нем приняли студенты училища. Конечно, большая часть экспонатов не была возвращена музею из Эрмитажа, свои фонды он постепенно восполнял из коллекций музеев по всему миру. Также не была восстановлена логика зальных композиций Месмахера, где каждый зал полностью принадлежал единой идее и единой эпохе.

  • Как попасть на экскурсию в академию Штиглица?

Мы записывались в VK через официальную группу, ссылка приводится на официальном сайте. Там же есть свободные даты, лучше написать несколько подходящих, т.к. желаемые могут быть уже заняты, если группа сформирована. Мы ждали 2 недели, чтобы попасть на выходных (в мае).

Стоимость: 700 рублей

За день присылают сообщение с просьбой подтвердить будущее посещение.

Далее вы приходите в академию (лучше прийти за полчаса) и забираете билеты в кассе. Если не успели (а все двигается медленно, т.к. не все знают, что оплата только наличными, плюс возникают другие эксцессы), экскурсовод с группой просто уходят и часть информации теряется.

Мы пришли за 10 минут, но в очереди были люди, которые:

а) пришли "с улицы" (без предварительной записи) и пытались купить билет на текущую экскурсию;

б) люди, у которых экскурсия начиналась через час, но они хотели получить билеты заранее.

Как результат - сначала нас заставила отстоять половину очереди женщина-охранник, которой мы сообщили, что по записи на 11. А потом кассир начала звать по фамилии людей по записи, и начала ругаться, почему мы не подошли без очереди, раз записаны (короче, по уровню организации ощущение, что у них это первый раз, а не по 10 групп каждый день). Экскурсовод, стоящий в метре от очереди в кассу, даже не спросил, все ли готовы из группы на 11 часов, сразу начал рассказ, а после удалился в следующий зал.

  • Экскурсия

В рамках экскурсии будет показана экспозиция предметов из фарфора, керамики, стекла, резной мебели, а также интерьеры в стиле эпохи Возрождения, итальянского палаццо и даже русского терема. Если немного потеряться в самом конце экскурсии, можно попасть в учебную часть здания с мастерскими и почувствовать себя студентом 😊

В рамках официальной части экскурсии мы посетили большой выставочный зал со стеклянным куполом (как раз там и проводились раньше выставки-продажи) и четыре основных зала.

Продолжительность: около 1,5 часов.

Экскурсовод - мужчина средних лет - оказался хорошим рассказчиком. Который не просто сообщал информацию о том или ином экспонате или интерьере, но размышлял гораздо шире, выводил на размышления об искусстве...

Первый зал. Месмахер, преподаватель и архитектор академии в 19 веке, объединил в этой части все итальянское искусство:

Ключи из Западной Европы, начиная с XIV века:Экскурсовод интересно отзывался о некоторых предметах экспозиции: "Это кресло в XV веке было ширпотребом и его мог позволить себе любой мало мальски состоятельный гражданин. А сегодня мы смотрим на него с восторгом и считаем искусством. Быть может, через 200-300 лет люди будут восторгаться нашей мебелью из Икеи" :)

Из окон всегда открываются преинтереснейшие виды. Жаль, что их никто не моет:

А мы плавно перетекаем в русский терем. Даже не верится, что в Петербурге, внутри чисто европейского по архитектуре здания, может обнаружиться настоящий русский терем. Сразу вспоминаются палаты в Юсуповском дворце Ивана Грозного в Москве:
Насколько мне не близок русский стиль, но сложно не признать - росписи стен и потолка невероятно хороши:

Минуя загадочный и темный зал, вход в который преграждают кованные ворота, отправляемся дальше:

Здесь также много европейских экспонатов времен XVI-XIX века:
Зеркало, Франция, 1870-е гг.
И вновь Италия
А вот и наш экскурсовод :)
Кружка с крышкой, 1880-е гг.
Следующий зал практически полностью посвящен каминам 18-19 века из разных стран и прочим стеклянным/фарфоровым/керамическим изделиям:

Про данные витражи тоже рассказывали что-то интересное, но я уже запамятовала 😞

Поднимаемся чуть выше и переходим дальше:

Спускаемся вниз, здесь рассказывают об исторических перипетиях, в которые выпало принять участие и академии.

Макет "Соляного городка"
Закрашенные краской стены восстанавливают нынешние студенты. Иногда это становится их выпускной работой

Видимо, обойдя здание по кругу, мы вновь оказываемся в первом зале. Перед воротами, ведущими в Большой зал.

Большой зал со стеклянным куполом

Благодаря стеклянному потолку, зал буквально залит солнечным светом (мы были в солнечный день). Самый эффектный и роскошный зал.

В момент экскурсии идут занятия - студенты рисуют гипсовые головы и натюрморты прямо в коридорах:

Внизу - то ли выставка, то ли показ работ:

На этом участники группы частично потерялись, мы еще немного проследовали за экскурсоводом, посмотрели мельком пару залов, а после ненадолго отлучились посмотреть 2 зала современного искусства. А когда вернулись к группе, оказалось, что они ушли через дверь с электронным ключом и дальше нам не попасть - пришлось гулять по академии :)

 

_____________

В общем, музей прикладного искусства в художественной Академии им. А.Л. Штиглица рекомендую к посещению! Конечно, уступает Эрмитажу, но... кто не был в Эрмитаже) А художественная академия - все же что-то свежее и нестандартное, поэтому если вы уже посетили все возможные достопримечательности - обязательно загляните и сюда, не разочаруетесь 😊

Достоинства
  • Очень красиво внутри
  • Потрясающе познавательная экскурсия
  • Редкие уникальные коллекции
Недостатки
  • Оплата только наличными
  • Проблемы с организацией
Mori_artyрекомендует
Читать все отзывы 17
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
02.09.2022
Какая необычная красота 😍
Другие отзывы
Читать все отзывы 17
Смотрите также