Итак, сегодня мой кино-отзыв будет посвящен фильму "Освобождение", 1968 - 1971 года выпуска. Производство: CCCР, Польша, Югославия, Германия (ГДР), Италия. Режиссер: Юоий Озеров. Жанр: драма, мелодрама, военный. Данный фильм смотрела много раз в разном возрасте, недавно пересматривала все части. Это действительно самая настоящая киноэпопея, которая срванима по масштабам схемок даже не знаю с каким еще фильмом. На мой взгляд - другого такого кино еще не сняли. И это вовсе не выглядит сериалом или какими-то сезонами.
Освобождение (1968-1971)
Освобождение (1968-1971)
Освобождение (1968-1971)
Освобождение (1968-1971)
Освобождение (1968-1971)
Освобождение (1968-1971)
Для начала отмечу плюсы и минусы данного фильма. Начну, как всегда, с плюсов:
Потрясающие по масштабам и сложности съемки.
Настоящая киноэпопея.
Дух и сила духа.
Фильм-память.
Несколько добротный частей-фильмов.
Очень детальный и проф. сценарий.
Актерский состав и актерская игра.
Музыкальное сопровождение.
Батальные сцены.
Прекрасная режиссура.
Яркие и запоминающиеся актерские работы.
Профессионализм консультантов и сценаристов.
Операторская работа.
Естественность происходящего.
Контраст черно-белых и цветных сцен.
Освобождение (1968-1971)
Освобождение (1968-1971)
Освобождение (1968-1971)
Освобождение (1968-1971)
Освобождение (1968-1971)
Данный фильм состоит из нескольких частей-фильмов, каждый из которых можно смотреть отдельно самостоятельно как целый отдельный фильм, а можно смотреть и все подряд (только с перерывами, так как каждый фильм-часть масштабны). Смотрела все и не один раз, иногда пересматриваю и каждый раз убеждаюсь, что пока лучше и также мастерки ничего подобного не снимали и неизвестно - смогут ли. Всего сняли 5 фильмов-частей. И каждый из них уникален по-своему и имеет как самостоятельный сюжет, так и связаный с общей линией всего фильма.
Фильм первый — «Огненная дуга», 1968 год
Фильм второй — «Прорыв», 1969 год
Фильм третий — «Направление главного удара», 1970 год
Фильм четвёртый — «Битва за Берлин», 1971 год
Фильм пятый — «Последний штурм», 1971 год
Освобождение (1968-1971)
Освобождение (1968-1971)
Освобождение (1968-1971)
Освобождение (1968-1971)
Освобождение (1968-1971)
Освобождение (1968-1971)
Фильм получился не просто добротным, подробным и детальным, но настолько настоящим и затрагиваюзей все аспекты Великой Отечественной войны, что не могу и не хочу сравнивать с какими-то другми фильмами и тем более с тем, что вышло и называется современным кино. :-P Да и персонажи тут выписаны просо замечательные - разные, трудные, непростых характеров, как по ту сторону, так и по другую сторону. Понравилось и то, что рвагов не стали показывать какими-то дурными или глупыми. Тогда никто бы и никогда не поверил в то, как трудно далась нам эта победа и сколько сил, жизней (по обе стороны) было угроблено в этом жутком противоборстве.
Образы Жукова (Михаил Ульянов), капитана - артиллериста Цветаева (Николай Олялин) и др. навсегда остаются в памяти. А образ, который воссоздал Ульянов - для меня это и есть самый настоящий Герогий Жуков. Так здорово был передан характер, весь образ в целом, какая-то внутрення сила. Просто прекрасно на все 100%. Лучше Ульянова еще никто Жукова не смог сыграть настолько в точку.
Да и вообще - фильм богат на персонажи - как важные-ведущие, так и на второстепенные, эпизодические. И все сыграны на все 100% достойно и качественно. У каждого из них есть своя история, свое развитие в ходе фильмов и свое заключение.
Освобождение (1968-1971)
Освобождение (1968-1971)
Освобождение (1968-1971)
Освобождение (1968-1971)
Освобождение (1968-1971)
Освобождение (1968-1971)
Также понравились и персонажи-противники - роли действительно вышли очень колоритными и настоящими - их сыграли актеры из ГДР. Роль Гитлера была исполнена блестящим актером Фрицем Дицем, который не только внешне практически мало отличим от реальной исторической фигуры, но и
А также и другие исторические фигуры антагонистов (немцы - настоящие), которые были прекрасно представлены во всех пяти фильмах, некоторых сложно отличить от настоящих. Также было хорошо продумано фактологическое эхо - то есть, события и последствия происходящих событий оставили такими же как было в реальных исторических документах/свидетельствах. Особенно потрясает сцена с детьми Геббельса и их матерью Магдой - действительно железная фанатичка. На столько пробирающая и страшная сцена.
Освобождение (1968-1971)
Освобождение (1968-1971)
Освобождение (1968-1971)
Освобождение (1968-1971)
Освобождение (1968-1971)
Освобождение (1968-1971)
Освобождение (1968-1971)
Стоит отметить и огромную качественно проделанную режиссерскую работу, работу операторов-постановщиков. Такие огромные - нет. просто гигантские масштабные необъятные батальные сцены снимать - это настоящее мастерство. И что самое интересное - показаны почти что все рода войск и у каждого войска есть свои герои и свои проигравшие. Очень здорово показали и с разных сторон. Возникало полное ощущение присутствия внутри и вовлеченности. Когда смотришь - просто невозможно оторваться.
Такие шикарные панорамные съемки (а не компьютерная графика, настоящие съемки), наверно были только в фильме "Война и мир". "Освобождение" снято на очень высоком (а самый первый фильм относится в 1968 году) техническом уровне.
Стоить отметить и наличие военной техники, и эпизоды с военным бытом, организацией переговров, сцены в шатабах и в окопах. Отдельные бои, политические подоплеки и договоренности. Все учли и всему уделили время.
Освобождение (1968-1971)
Освобождение (1968-1971)
Освобождение (1968-1971)
Освобождение (1968-1971)
Освобождение (1968-1971)
Еще один контрастный прием, который используют на протяжении всего фильма - смена черно-белых и цветных кадров. И сделано это тоже мастерски, особенно, когда нужно сосредоточить внимание зрителей на какой-то сцене или моменты. В общем - интересный прием.
Освобождение (1968-1971)
Освобождение (1968-1971)
Освобождение (1968-1971)
Освобождение (1968-1971)
Освобождение (1968-1971)
Освобождение (1968-1971)
Освобождение (1968-1971)
А еще здесь нашлось место и для того, чтобы показать персонажей настоящими живыми людьми, которым не чуждо многое другое, а не только война. Тут и доля юмора есть, и способ-умение отвлекаться от тех тяжестей и военных ужасов, которые сыпались как из рога изобилия. Один из моих любимых эпизодов, короткий такой, но такой важный - Жуков с гармошкой (или аккордеоном, не важно, тут показан не просто главнокомандующий, а живой человек и вот такие моменты делают фильм живым, настоящим, ненаигранным и неподдельным).
Освобождение (1968-1971)
Освобождение (1968-1971)
Освобождение (1968-1971)
Освобождение (1968-1971)
Освобождение (1968-1971)
Освобождение (1968-1971)
Все слои войны переплетаются с историческими фактами. Та знаменитая сцена с затоплением берлинского метро. Очень яркая и действительно имевшая место быть. Все показали так натурально и так по-настоящему, что когда смотрела эти моменты - всякий раз охватывало настоящее волнение. И вот этот режиссерский примем - когда надо было выводить людей и наши солдаты и солдаты пртвника - выстороились в одну цепь, объединенные общей бедой - вот тут столько намеков и столько поводов для размышлений. Не будь войны... Все бы могло сложиться иначе, а быть может - многое был сладилось... В общем, очень понарвился этот эпизод, где враги все же вынуждены были объединится перед общей бедой и спасать простых (гражданских) людей. Конечно, это прежде всего художественный фильм и доля режиссерского-сценарного вымысла могла быть, но этот вымысле вполне мог быть и он был так нужен в этом фильме. Он так удачно и естественно вписался, что не выглядит как нарочитая придуманная вставка.
Также убедительно и натурально выглядят различного рода переговоры и политические доровореннсти. Здесь как раз соблюли реальные исторические факты.
Освобождение (1968-1971)
Освобождение (1968-1971)
Освобождение (1968-1971)
Освобождение (1968-1971)
Освобождение (1968-1971)
Освобождение (1968-1971)
Освобождение (1968-1971)
Ну и заключение, конечно, сильное. Не менее важное и ни чуть не уступающее по масштабу остальным частям-фильмам. Но оно такое акцентное, настоящее, без какого-то пафоса. Уж не знаю, где там увидели пропаганду (некоторые все же не смогли не съязвить), для меня как раз пафоса или чего-то такого не было. Каждый метр показан и даже бункер Гитлера и все в нем происходящее в последнеи дни войны. Все настольтко натурально и приближено, а как здорово сыграно и передано!
Грех жаловаться и уж тем более грех сравнивать с сегодняшними многочисленными поделками, от которым веет картонными персонажами, разбавленными компьютерной графикой и что-то смахивающее на компьютерную игру, чем на фильм. Тут же такого нет и быть не могло - качество всей постановки просматривается от и до - т начала и до конца. От добротного и столь подробного проф. сценария, заканчивая подбором актеров и консультантами. Нет и не может быть тут недостатков и минусов.
Такое кино - на века снято, оно вне времени. Ведь сам фильм по себе представляет большую художественную и кинематографическую ценность. Да, такие потрясающие фильмы надо снимать и надо смотреть, и пересматривать. Обязательно.
- Чуйков, повтори!
- Гитлеровцы выбросили белый флаг, сдаются!
- Поздравляю тебя, Чуйков! Поздравляю!
... - 1410 дней и ночей...
...
- Передай, наше условие одно - безоговорочная капитуляция. Огонь прекратить через 15 минут. Пленных бцдем принемать у Брандендургских ворот. Всем гарантируем жизнь. Всем гарантируем жизнь...
Освобождение (1968-1971)
Освобождение (1968-1971)
Освобождение (1968-1971)
Освобождение (1968-1971)
Освобождение (1968-1971)
Освобождение (1968-1971)
Освобождение (1968-1971)
Выводы: фильм-шедевр, филь-история, фильм-память (и напоминание). Снят добротно и качественно по всем параметрам. Такое кино - настоящая редкость, оно врезается в память, запоминается и его хочется пересматривать (не смотря на масштабы и большой хронометраж, ничего, постепенно можно посмотреть и поразмыслить). Отличный актерский состав, сценарий, актерские работы, масштабы операторской и режиссёрской работы. Батальные сцены, техническая сторона, исторические отсылки и события. Все сделано и снято на высшем уровне. Данный фильм (а вернее целая киноэпопея, которую точно не стоит сравнивать с современными киноопусами) однозначно заняла место среди золотой коллекции фильмов. Однозначно рекомендую к просмотру.