Всем здравствуйте!
Ранее уже были два отзыва на фильмы:
- "Рустам и Сухраб" (1971, фильм): О любви, гордости и превратностях судьбы
- "Щит и меч" (1986, фильм)
Представляю новый отзыв от ценителя культуры и искусства.
Из всех просмотренных - конечно, не единожды - российских фильмов, посвященных Великой Отечественной, самый любимый - киноэпопея Ю. Озерова "Освобождение" (1968-1971). Без всякого преувеличения, перед нами грандиознейшее творение советского и мирового кинематографа. Этот фильм - из тех произведений киноискусства, которые, сколько бы их ни смотрели, каждый раз трогают до слез.
Из художественных фильмов на указанную тему другим таким незабываемым и притягательным произведением является "Щит и меч" (1967) В. Басова, о котором недавно был отзыв. Необходимо назвать еще две ленты, но по жанру они принадлежат к документальному кино: "Обыкновенный фашизм" (1965) М. Ромма и "Великая Отечественная" (1978) Р. Кармена. Однако вернемся к предмету обзора.
Режиссеру-постановщику Ю. Озерову удалось снять пенталогию, то есть цикл из пяти фильмов на общую тему. Отсюда и грандиозность, и особый эпический размах. О том, что это непросто, не стоит и говорить: требуются и немалый бюджет, и колоссальные материальные (не обязательно и не всегда бутафорские) и человеческие ресурсы. Всё необходимое было найдено: и средства, и места для съемок и, главное, большая команда киноартистов, многие из которых - подлинные звезды и незаурядные личности.
Пересматривая фильм и титры к нему, в очередной раз убеждаешься - насколько ярким и многоликим был советский кинематограф. Вот неполный список знаковых имен артистов, задействованных в "Освобождении": Н. Олялин и Л. Голубкина, С. Никоненко и М. Ульянов, В. Шукшин и М. Ножкин, В. Носик и В. Санаев, В. Самойлов и В. Стржельчик, А. Ромашин и В. Коренев, Н. Рыбников и В. Заманский... Ни одного неинтересного или малоталантливого киноартиста.
О Н. Олялине и М. Ульянове скажем отдельно. Капитан Цветаев в исполнении Н. Олялина навсегда врезался в память всех смотревших этот фильм: настолько он жизненен, прост и в то же время величественен - подлинное олицетворение храбрости и стойкости советского офицера. "Маршала Победы" Г. Жукова многие кинозрители, особенно смотревшие эпопею в советскую эпоху, прочно ассоциировали с его образом, убедительно воссозданным М. Ульяновым. Какое-то время и в нашем восприятии они были "неотъединимы".
Для съемок в киноэпопее были приглашены также артисты из-за рубежа. Назовем лишь некоторых из них. Актер из ГДР Ф. Диц запомнился тем, что ему удалось убедительно, а не карикатурно-сниженно, сыграть фюрера. Хорошо известные советским кинозрителям и многими из них любимые Д. Ольбрыхский, С. Микульский и Б. Брыльска представляли Польшу. Участвовали в съемках также актеры и кинематографисты Румынии, Югославии и Италии.
Важнейшая часть, без которой съемка фильма невозможна, - киносценарий. В его подготовке, помимо Ю. Озерова, приняли участие два писателя: О. Курганов и Ю. Бондарев. Нельзя не выразить признательность Юрию Бондареву, прошедшему войну и написавшему о ней незабываемый "Берег" и другие поразительные своей фронтовой правдой произведения. Необходимо отметить и профессионализм оператора киноэпопеи - И. Слабневича.
При всем желании в отзыве невозможно всё и всех описать. Но абсолютно ясно, что в создание этой замечательной эпической ленты было вложено много усилий и, собственно, упорной работы.
Спасибо за это всем, кто в этом процессе участвовал! Фильм стоит смотреть и пересматривать.