"Мама, я убью тебя" - документальный фильм о детях-сиротах из "детской школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья". Так, по крайней мере, написано на табличке здания, расположенного в селе Большое Колычево. С виду обычная школа. Территория огорожена забором. Есть спортивная площадка, где в определенное время играют и занимаются дети. Заходя внутрь, тоже чувствуешь школьный дух. Только дети здесь никогда не уходят домой.
Съемка ведется в достаточно свободной форме, явно было записано очень много часов, из которых был выбран материал, который сможет задеть сердца людей и заставить их задуматься над проблемой, давно висящей в воздухе. Эти дети растут без родителей. У них нет теплого плеча, к которому можно прижаться и рассказать о своих проблемах и мыслях. Они одиноки в этом мире. И знаете, они с этим справляются. Правда, справляются.
Нам показывают несколько героев, детей, которые провели в этом интернате не один год. Режиссер непринужденно задает детям разного рода вопросы. По вопросам можно понять, что человек далек от детей, от понимания детского мышления, детской психологии. Она не совсем понимает, что они чувствуют, о чем они думают, что стоит и что не стоит говорить. Но если подумать, а кто вообще может с уверенностью сказать, что знает, как правильно.
Да, не все вопросы следовало задавать детям. Например вопрос, что совершенно нормальный ребенок делает в интернате для детей с умственной отсталостью, нужно задавать явно не ребенку, там находящемуся. Если даже он поймет, что он там, где ему не место (а они и так это прекрасно понимают), он ничего не сможет с этим сделать. Он внутри системы. Он от нее зависим.
Смотришь фильм и понимаешь, дети в интернате - это совершенно обычные школьники со своими радостями, интересами, переживаниями, желанием дружить, любить и, конечно же, иногда хулиганить... Перемешай их с любой другой группой детей того же возраста из обычной школы и через несколько минут уже не поймешь, кто из них откуда.
Но администрация школы так не считает. "Заметили? Они не такие, как мы" - говорит директор. Громко, словно обухом по голове, бьют эти слова по судьбам детей. "Они не такие", "больные", "олигофрения", "дебилизм". Эти диагнозы поставлены всем детям в этом учреждении без исключения, без разбора. Смотришь в глаза администрации и видишь пустоту. Слова роботов, вышколенных, выдрессированных. Словно пройдя сквозь годы правил и уставов, многолетней работы по определенному сценарию, они ослепли, они не видят, не хотят видеть потенциал этих детей. Ты видишь директора, врача, психолога, педагогов и думаешь: "неужели ни один из вас даже не задумался, что так не должно быть".
Нет. Не задумывался. В их маленьком жутком замкнутом мире совершенно нормальным кажется отправить ребенка, который хулиганит чуть больше других, в психушку, позволить несколько месяцев пичкать его таблетками, к которым не готов даже взрослый организм, а потом как ни в чем не бывало вернуть обратно.
Весь фильм - как живая экранизация книги Олдоса Хаксли "О дивный новый мир". Вот он. Мы в нем живем. Посмотрите. У этих детей нет выбора. У них нет права решать, кем им стать. Их растят, чтобы они выполняли ту работу, которую для них подготовила система. Гаммы и дельты. За вас все решили давно ослепнувшие взрослые.
Думаете, самые смышленые смогут поступить в вуз, построить карьеру, осуществить мечты? Как бы не так. Ни единого шанса. Поступить они могут лишь в ПТУ, при этом, даже после окончания ПТУ у них не будет аттестата об окончании средней школы. Потому что взрослые уже давно решили, что обычную школьную программу эти дети из совершенно разных семей не потянут. Они все состоят на учете. "Ну не могут же быть все учеными", "вот маляры нужны, штукатуры нужны, обувщик, лесник" - не знаю, мне страшно слышать такие слова. Да, нужны. Конечно, нужны. Но это должен быть выбор, а не единственный шанс выжить. И будет ли вообще этот шанс?
А тем временем дети живут, радуются мелочам, продолжают любить мир и людей, мечтают покорить профессии, которые закрыты для них. Но они то об этом не знают...
Фильм снимался в 2013 году на протяжении одного года и в свое время поднял много шума, разворошил ту систему, в которой росли дети-сироты. Этот интернат был закрыт, детей забрали в семьи. Это очень значимый и судьбоносный результат. Многое было пересмотрено, что-то изменено. Фильм показал, что это не норма. Что так быть не должно.
Да, это не шедевр мирового кино. Это не картина, которую будешь смотреть раз за разом. Но этот фильм выполнил важную социальную функцию. Он дал многим детям шанс. Шанс на нормальную жизнь. И хорошо, что он появился, что его увидели, что на него обратили внимание.
Если вам интересна эта тема, если вы хотите знать, что происходит за заборами разных учреждений, как живут те, кто лишился родителей, какие условия для них созданы или не созданы - смотрите этот фильм.
Знание - сила.