Доброго времени суток уважаемые друзья! Сегодня у нас на обзоре игра про кота в мире косящим под Cyberpunk 2077, под названием "Stray"
Застравка Stray
Независимо от того, насколько они популярны на YouTube, кошки очень редко становятся полноценными персонажами, будь то в фильмах, сериалах или видеоиграх. Бабси из одноименной игры, Мэй из Night In The Woods и, конечно же, Мяут из Покемонов: вот и весь список кошачих протагонистов. Причина этого кажется очевидной: какими бы милыми они ни были, кошка и лапой не поднимет, чтобы помочь другому, но всегда есть исключение из правил. Stray — во многих отношениях необычная игра. Во-первых, это инди-проект от студии BlueTwelve, который зачастую выглядит лучше, чем многие ААА игры за фуллпрайс. Во-вторых, главным героем, как вы уже поняли, является усатый бандит. Не какое-то магическое создание или научно-фантастический мутант, а самый обычный, милый котик, который просто демонстрирует довольно высокий интеллект, как для животного.
Вы можете царапать спинки диванов, кромсать ковры, мяукать, просто нажав соответствующую кнопку, пить водичку из мисок, опрокидывать стопки аккуратно сложенных книг, сталкивать банки с краской с уступов и всячески шкодничать к большому неудовольствию местных робо-жителей. Более того, если не трогать геймпад достаточно долго котофеич начнет потягиваться и ловить мух, слишком крошечных, чтобы их можно было увидеть человеческим глазом. Котогонист из Stray не вызвал у меня такого благоговения, как Трико из The Last Guardian. Тем не менее, я думаю, если бы у BlueTwelve был такой же бюджет, как у Фумито Уэды, за которым стояла Sony, тогда, тогда кот из Stray был бы ничуть не хуже знаменитой помеси кошки, химеры и птицы.
Но все же, давайте поговорим детальнее про плюсы и минусы игры в нашем обзоре «прежде чем купить». Погнали разбираться.
Сюжет Итак, события игры разворачиваются в постапокалиптическом городе в стиле «Бегущего по лезвию», местном аналоге Найт-Сити населенном роботами с телевизором вместо гловы и чем-то вроде хедкрабов из Half-Life. Игровой процесс в Stray колеблется между причудливыми фетч-квестами, вроде доставки роботу пончо, чтобы он мог согреться (не ищите здесь логики), и элементами самого настоящего сурвайвл-хоррора, сопровождаемыми диссонирующим индустриальным саундтреком. При этом игра очень редко бывает скучной. Stray ничего не объясняет в деталях, но, судя по всему, сотни лет назад Земля пережила экологическую катастрофу, усугубленную созданием особых бактерий для расщепления отходов. На момент событий игры они превратились в похожих на хедкрабов созданий, известных, как Зурки. Поначалу безымянный котофеич, назовем его Царапка, не имеет об этом абсолютно никакого представления, потому что он и его приятели живут в районе между стен, где природа снова взяла свое.
Но резко всё ИДЕТ КОТУ ПОД ХВОСТ, Царапка срывается с обрыва и оказывается в подземном городе, обнесенном стеной, намеренно отрезанном от остального мира. На первый взгляд, это простенькая научно-фантастическая история об упавшем в чужеродный город коте, который должен сбежать из таинственного места в надежде воссоединиться со своей семьей. Но поверьте, под этим скрывается нечто большее.
Геймплей И всё же, когда дело доходит до простого воссоздания кошачьего быта, разработчики из BlueTwelve проделали замечательную работу. Геймплей можно назвать уникальным, но при этом управление на удивление легко освоить. Всё дело в маленьких особенностях, точно отражающих сущность кошки: от скидывания предметов с уступов до маленьких отпечатков лап, оставляемых после прогулки по краске. Да черт возьми, залезая в бумажный пакет, управление полностью инвертируется! При этом ни один кошачий элемент не является чисто косметическим, все они служат определенной цели в вашем путешествии. Мяуканье, например, может привлечь врагов, чтобы вы могли поймать их в ловушку, или камера наблюдения начнет мотать, так сказать, головой в стороны, а почесывание шторы может открыть окно, через которое можно пролезть.
Котяра из Stray
По миру разбросано множество уютных местечек, где Царапка может вздремнуть. Казалось, что ничего такого, просто милый момент под чиловую, приятную музыку, но при этом сон отдалит камеру, давая вам более широкое представление об окружающем пространстве. Stray постоянно побуждает к подобным исследованиям, чтобы узнать, как высоко может забраться наш бравый котан. К счастью, даже сам процесс перемещения по городу доставляет невероятное удовольствие. Рыжие лапы скользят по крышам и карабкаются по стенам, прыгая с одной вентиляции на другую. Исследование с кошачьей точки зрения подчеркивает, что для котофеича город – это самый настоящий лабиринт с множеством опасностей и тупиков.
Почти на каждый объект, с которым вы сталкиваетесь, можно взобраться или запрыгнуть — зачем подниматься по лестнице, если можно просто пробежаться по перилам? Зиплайны в виде ведерка на веревочке помогают быстро спуститься с возвышенностей, попутно давая отличный обзор на окрестности. Вы моментально поймете, что до нужного места можно добраться сразу несколькими способами. Это особенно актуально для трущоб, где куда проще перемещаться по крышам, чем сквозь узкие переулки. В какой-то момент вы банально перестанете планировать свои маршруты, вместо этого уверенным и естественным образом перемещаться, подобно настоящим котам, которые бродят по улицам вашего города.
Причем всякий раз, когда котейка прыгает, прыжок будет успешным. Чтобы сложные маневры не рушили погружение в мир. К тому же Stray имеет реалистичный подход к платформингу – никаких снисходительных мазков краски яркого цвета, помогающих понять, а куда же двигаться дальше. Из-за этого игра выглядит естественнее и так сказать реалистичнее, что помогает еще сильнее погрузиться в усатые путешествия. Помимо погружения в кошачье мышление, еще одной важной стороной Stray является его головоломки. Путешествуя по городу, вы столкнетесь с рядом загадок, которые решаются с помощью всяческого мусора, разбросанного по округе. К примеру, на недосягаемый выступ можно забраться только при помощи бочки. Залезаем внутрь, топ-топ лапками и вот она уже подкатилась куда нужно.
Там в начале игры можно даже закинуть мяч в корзину. Углубившись в кибеогород, вы встретите нового друга – дрона В(Бэ)-12, который также будет помогать с решением паззлов. Например, пока вы отвлекаете врагов маленькая жестянка будет взламывать механизм и так далее. В общем B12 способности робота дополняют набор навыков кота, позволяя решать головоломки и переводить вам полноценный алфавит роботов, который можно расшифровать. Дрон B12 может хранить у себя собранные предметы и активировать механические штуки, а роботы могут научить пользоваться определенными вещами, если вы их принесете. Также с его помощью вы сможете расшифровывать тексты и надписи, разбросанные по всей игре открыва воспоминания. Хотя он не следует давней хакерской традиции «зеленый текст на черном экране», поэтому я немного сомневаюсь в его возможностях.
Все головоломки, завязанные на взаимодействии с окружающим миром, довольно короткие, но у игры есть пару кошачьих мят в рукаве. Более комплексные загадки включает в себя охоту на робота или поиск нужного предмета, что превращает котогониста в самого настоящего усатого детектива. И это один из моих самых любимых аспектов Stray, потому что игра не прибивает вас к сюжету намертво. Некоторые, с вашего позволения, квесты можно подвести к завершению еще до того, как вы их взяли. Пончо пылилось в моем мяунтаре в течение целого часа, прежде чем оно действительно понадобилось. Такая свобода приводит к очень приятным моментам, когда вы понимаете, что небольшое, почти случайное действие, которое вы совершили некоторое время назад, теперь является ключом к дальнейшему прогрессу.
Но иногда Stray подрезает вашу свободу, отправляя вас в абсолютно линейные секции города. К счастью, отсутствие большого пространства для маневра компенсируется Зурками – одноглазых существ из плоти и крови, которые с радостью съедят Царапку, если им представится такая возможность. Кстати говоря, Stray позволяет вам вернуться к любой предыдущей главе без каких-либо последствий, предоставляя возможность найти пропущенный коллекционный предмет или устроить очередные кошачьи шалости сделав роботу подножку, например. Stray старается внедрять новые идеи и механики по ходу прохождения, чтобы игрок не заскучал, хоть некоторые из них работают не так хорошо, как другие. Но независимо от того, портил ли Царапка ковер или спал, свернувшись калачиком, Stray отлично справляется с тем, чтобы стать чем-то по-настоящему уникальным, а не просто забавной новинкой с парой-тройкой необычностей, добавленных для галочки. В какой-то степени простота игры является её слабостью.
Stray — это восхитительное приключение в темном киберпанковом мире, который все еще не лишен надежды. В немалой степени игра заслуживает такой похвалы благодаря тому, чтовы все время играете за очаровательного кота. Сочетание платформера, головомолок и квестов по поиску предметов очень хорошо сбалансировано и не успевает надоесть за 5-6 часов, которые занимает прохождение. Порой Царапке не хватает ловкости, но я все еще с удовольствием прыгал по крышам и лазал по переулкам, что найти хорошо скрытые секреты.
Ну что, поговорим о главном. Стоимость на ПК составляет 400 гривен, которые с помощью магии превращаются в 27 евро на ПК в Steam. Что касается Playstation, то там продают за 30 долларов или 950 гривен. НО! Если вы являетесь владельцем подписки PS Plus Extra или Premium, то сможете поиграть в Stray, не доплачивая лишних денег. Там же предоставляется бесплатная пробная версия PS Plus Premium, так что, теоретически каждый может отправиться в кошачье путешествие бесплатно, лишь бы была приставка. Так а стоит ли покупать? Я без зазрения совести могу крайне порекомендовать игру практически всем, а в особенности, любителям котофеев и неплохих платформеров. Лично мне игра офигенно зашла. Это качественная, но не без мелких недостатков, АА-игра, которую разработчики сделали с любовью и это проявляется во всем. Ну, а оценка 9.5 баллов из 10 возможных.