Виктора Точинова когда-то назвали "русский Стивен Кинг". Склонна не согласиться. да, он писал и пишет крепкие, насыщенные страхом и мистикой вещи, но вот до звания "мэтра ужасов" чуть-чуть не дотягивает. Хотя его цикл об оборотнях и двухтомник "Тварь" я считаю настоящим явлением в российской литературе жанра "городской триллер". И странно мне, почему же этот автор столь мало популярен.
Начинается "Тварь" с того, что двое "чёрных копателей", попросту грабителей могил, выкапывают странный гроб со странным содержимым... не совсем мёртвым.
А дальше - на охрану долгостроя ушлый прораб нанимает малоизвестного писателя Виктора Кравцова. Тот совмещает полезное с приятным - и пишет, и денежку за необременительный труд получает. Только вот странно, труд сторожа очень скоро из лёгкого и приятного первращаетс в мучительный. Ибо снятся писателю странные сны.Страшные. жуткие. Правдоподобные настолько, что определить, где закончился сон и началась явь, ну никак.
А тут и городской фольклор способствует. Развалины бывшего графского поместья, где, по поверьям, то ли клад, то ли схрон разбойничий... Оставшиеся после войны в немалых количествах незахороненные тела как наших, так и немецких солдат. Местные жители, с отклонениями в психике, один другого краше)) И даже прелестная юная девушка, сущий ангел, оказывается прямо замешанной в кровавых игрищах с потусторонним. Особо отмечу то, что многие персонажи описаны настолько живо и верно, что кажется - они могли бы быть моими соседями. Хе-хе.
Но ладно бы только люди. Точинов так закрутил интригу с этим самым потусторонним, что просто слов нет описать. Существо, имени которому и подобрать-то нельзя, которое пытались поймать и заставить служить себе все, кому не лень, - от древних чернокнижников до немецких генералов. Зло, существующее само по себе. Люди, часто страшнее самых жутких призраков - и призраки, оказывающиеся человечнее людей. И даже провалы во времени, неплохо пристроенные в общую канву по крайней мере, желания закричать "не верю!" не вызывают. Если кто читал внимательно кинговское "Оно", найдёт немало пересечений в сюжете. Впрочем, я не в претензии к автору. Очень уж интересно придумано, не оторваться.
В целом - двухтомник читается быстро, за два-три вечера осилить можно. Искать тут глубокий смысл не стоит, равно как и надеяться на утончённый стиль (со стилем к ранним Олди, тут же язык временами народный и неизящный). Просто читать, пугаться, получать удовольствие))