По этому фильму информация противоречивая, кто -то давно ждал и называет "прорывом", кто-то провалом, некоторые критики считают неоцененным по достоинству, на мой взгляд картина несомненно спорная, фриковатая, но абсолютно точно не комедия.
Фильм рассказывает историю несчастного человека, в силу обстоятельств оказавшегося в изоляции от людей.
Доведенного одиночеством до отчаяния и в последний момент, на грани жизни и смерти, нашедшего себе друга в выброшенном на берег трупе.
Роль "мертвого друга" исполняет Дэниел Редклифф, запомнившийся по роли Гарри Поттера. В этой роли Дэниель успешно демонстрирует многогранность актерского мастерства.
Используя сценический прием монолога авторы, через беседу главных героев, фактически одного героя, рассуждают о важных вещах: одиночестве, страхе смерти, общественных правилах и запретах, страхе заводить друзей, страхе близких отношений. По-сути, весь фильм об одиночестве среди людей.
Главный герой - глубоко несчастный человек, не познавший любви близких, отвергнутый обществом и не сумевший в это общество вписаться, убегает на необитаемый остров. Но побег лишь сильнее обостряет проблему, подчеркивая основную мысль: от себя не убежишь. Обретя товарища по скитаниям в лице прибившегося к берегу утопленника Хэнк переосмысливает свою жизнь, свои познания о мире, своем месте в нем и приходит к неутешительному выводу о бесполезности своего существования. И лишь на острове, в условиях изоляции учится строить дружественные отношения, ведь Кенни мертв, а значит не опасен. Основное достоинство "вымышленного друга" - он все о тебе понимает, не осудит, поддержит. И вскоре герой приходит к выводу, что для счастья ему никто больше не нужен.
К чести сценаристов стоит отметить, что в своей работе они не опускаются до некрофилия и любовных утех. Не смотря на всю неоднозначность дружеского союза, он остается именно дружеским. С доверительными беседами о самом важном, сакральном, интимном, но не переходя грани телесного контакта. Судя по сюжету герой изначально воспринимался семьей и знакомыми как человек небольшого ума, но как оказывается, он это осознает, остро чувствует неприятие своего окружения, собственную никчемность, "лузерство". Фактически вся его жизнь - необитаемый остров личности в обитаемом мире людей. И нет большой разницы где жить и где умирать. Но даже вымышленная дружба кардинально меняет представления о мире, человеческих взаимоотношениях. И как бы странно это не звучало, героям хорошо вместе: они путешествуют, ведут долгие беседы, "катаются на автобусе", познают окружающий мир, делятся воспоминаниями, борются с окружающими опасностями, преодолевают препятствия и наконец-то по-настоящему "живут".
Странное название фильма неоднократно обыгрывается по ходу действия. Швейцарский нож - это по-сути многофункциональный инструмент, способный заменить многие бытовые приборы и решить многие проблемы. Мэнни для Хэнка - тот самый "швейцарский нож" - обретенный друг, защитник, любознательный собеседник, спасение от смерти и одиночества, товарищ по играм.
В сюжете много спорных моментов, спорных шуток. "Двойного дна" и "скрытых смыслов", доступных лишь тем, кто захочет размышлять. На поверхности: незамысловатый, еще со времен "Робинзона Крузо" избитый сюжет (там главный герой так же нашел себе товарища, назначил его другом и начал социализировать), плоские шутки, да-да. тот самый, пресловутый "пердеж", многие моменты сценарист намеренно выдвигает на первый план, многие важные для понимания напротив "уходят в тень".
В этом фильме каждый увидит что-то свое:
Пессимист - "черный" юмор и мысль о бесполезности земного существования;
Оптимист - найдет над чем посмеяться;
Тонкий ценить - отлично прописанный сценарий и местами удачную игру актеров;
Философ - много рефлексии и пищи для размышлений;
Неискушенный зритель - чудной сюжет и глупые шутки;
Кто-то увидит фрика, таскающего за собой труп и разговаривающего с мертвыми.
Рекомендовать к просмотру не стану. Фильм неоднозначный.