Из всего того, что представляет опасность для человека, радиация занимает особое место. Как известно, люди боятся того, чего не понимают. Но как боятся того, чего нельзя увидеть, услышать, и вообще, как либо почувствовать. Человеку свойственно ассоциировать смерть с болью. Радиация же, воздействуя на организм на атомном уровне, игнорирует этот естественный сигнал тревоги. Словно скрытный убийца, нападающий со спины. Бесшумно, подло и неотвратимо. В этом есть жуткий и в чем-то даже мистический характер радиационного поражения. Зачастую человек обнаруживает его только тогда, когда предпринимать что-либо уже поздно. Как смертный приговор, который тебе вынесли задним числом.
В "нулевые" на фоне популярности игры "STALKER: Тени Чернобыля" очень интересовался темой катастрофы 1986-го года, и довелось тогда прочитать пару абсолютно разных книг.
Первой были мемуары Дятлова. Того самого Дятлова, который являлся старшим на станции на момент взрыва. В 1987-м году его осудили, и вполне логично, что его рукопись имела оправдательный тон. В ней было много специфической терминологии и сокращений, но общая мысль была ясна - не человек был причиной катастрофы. Нестабильность реактора модели РБМК, плановые сроки ввода в эксплуатацию, экономия на материалах - объективных причин был целый список.
А вот второе произведение напрямую обвиняло человеческий фактор. К сожалению, не помню ее названия и автора, но в причинах произошедшего акцент делался на халатное отношение сотрудников к своим должностным обязанностям, их малый опыт и профнепригодность. Субъективно, зная насколько любили в Советском Союзе искать виноватых среди обычных работяг, данному произведению верилось куда меньше. Было ощущение, что книжка писалась по заказу партии, отрабатывая официальную версию.
Существует множество литературы по данной теме, но вся она сводится к двум вышеупомянутым причинам - либо виноват человек, либо система. Последнее - как в техническом значении, так и в политическом.
"Чернобыль" в этом году по шуму вокруг себя сумел переплюнуть даже финал "Игры престолов". Благодаря ему (сериалу), мы наконец узнали, что наши чиновники, как и обычные люди, тоже смотрят западные сериалы. Правда, отсутствие у них самокритики по отношению к нашему общему прошлому вызывает недоумение. Некоторые обвиняют данный проект в русофобии и прочих гадостях, но запредельные оценки на рейтинговых интернет-ресурсах говорят о другом. Это не рядовая американская клюква, а очень атмосферная, реалистичная, полудокументальная хроника событий, с огромным вниманием к деталям. И, к большому счастью, без переломанной русской речи, валенок, ушанок, медведей и прочих привычных атрибутов западного представления о нас.
Аутентичность - первое, за что хочется хвалить сериал. Предметы быта, костюмы, прически... даже актеры подобраны с какими-то нашими, славянскими лицами. Когда это все объединяется в общую картину, возникает ощущение, будто смотришь какое-то наше кино из 90-х. Недоумевая при этом, почему персонажи разговаривают на английском языке.
Примечательно, что в режиссуре не используется никаких ламповых фильтров, которыми пестрят все модные западные проекты. Без цветокоррекции документальный эффект ощущается еще ярче.
В операторской работе много статики, свойственной советскому кино. Чувствуется, что американцы над этим специально запаривались, пытаясь передать дух времени без современной голливудской обертки. Перенимали, так сказать, зарубежный опыт. Но и совсем "олдскулом" обозвать картинку тоже нельзя. К примеру, нашла свое применение нынче очень популярная тема с длинными дублями. Ее очень круто демонстрирует сцена на крыше реактора. Солдат с лопатами из-за чудовищного радиационного фона выпускали туда расчищать мусор всего на полторы минуты. И снято это все так, будто оператор был эти полторы минуты вместе с ними: без монтажных склеек, второпях, с дерганой камерой и полноценным эффектом live-видео.
Центральными персонажами являются непосредственно руководители-ликвидаторы - Борис Щербина и Валерий Легасов. Актеры отлично справились со своими ролями, и чисто внешне очень круто им подходят. Помимо основной сюжетной линии, связанной с аварией, сериал содержит ряд мини-историй из жизни обычных людей, так или иначе пострадавших в ходе этих печальных событий. Пожарные, медики, шахтеры, солдаты, обычные гражданские и сами сотрудники станции. При таком скромном количестве эпизодов охват персонажей у сериала действительно широк. Конечно, большинству из них по понятным причинам не хватило экранного времени, но, тем не менее, главной цели авторы достигли - смогли разнопланово осветить катастрофу через судьбы самых разных людей. Многим из них приходилось сознательно идти на смерть, выполняя свой профессиональный долг.
Из фоновых персонажей самой проработанной выглядит арка пожарного Игнатенко и его жены. Им уделили внимание в четырех эпизодах из пяти. С этими героями связана и одна из самых пронзительных сцен сериала - похороны с цинковыми гробами и заливкой бетоном.
За многими персонажами сериала стоят реальные люди. С их родственниками активно общались сценаристы, собирая информацию для проекта.
Фоновой музыки непривычно мало. Много тишины, которая здесь как нельзя лучше подчеркивает характер угрозы. И вообще, самый страшный звук сериала - зашкаливающий треск счетчика Гейгера.
Проект имеет замкнутую структуру. В пятой серии присутствует много флэшбэков, которые отвечают на все основные вопросы, и одновременно являются прологом для всех последующих событий. При желании вполне можно смотреть сериал с последней серии.
Если оценивать "Чернобыль" языком художественных жанров, это ядерная смесь "триллера" и "хоррора". Сериал насквозь пропитан тревогой и ужасом, совершенно не боясь при этом шокировать зрителя по-настоящему жесткими сценами. В этом отношении впечатлительным натурам смотреть его будет тяжело. Это не попкорновая хрень для всех возрастов. Ценность собранного здесь материала как раз и выражается в откровенной, неприкрытой демонстрации последствий этих ужасных событий. Что производит очень сильное впечатление и гарантированно находит отклик в сердце.
Наверняка найдется тот, кому НЕ понравится наличие подобной "чернухи" в сериале, направленном на массового зрителя. На мой же взгляд, такие сцены лишь подчеркивают подвиг погибших людей. Страшные образы ледоколом врезаются в память и надолго остаются в ней как напоминание. Лайтовые голливудские версии никогда не смогут передать степень угрозы и ужас от возникновения подобных прецедентов в истории.
В вопросе "Чернобыля" нельзя обойти тему авторства. Думаю, у большинства критиков в глубине души подгорает именно по этому поводу. Из-за того, что абсолютно чужие люди смогли снять и показать нашу историю лучше, чем мы сами. "Русофобия" и "искажение фактов" в данном контексте типичные ярлыки современности, которыми вряд ли кого удивишь. В очередной раз мы ругаем других, не создавая что-то свое, сопоставимое по качеству иностранным аналогам. ТНТ-шный треш "Чернобыль. Зона отчуждения" и подростковая романтика "Мотыльки" - вот наш "достойный" ответ американцам. Критика в адрес проекта HBO вызывает еще большую улыбку на фоне покупки лицензий западных сериалов, которые у нас очень любят переснимать один в один.
Отношение Запада к Советскому Союзу всем хорошо известно. И касательно сериала оно не превышает пределов своей обычной концентрации. По крайней мере, я не почувствовал какого-то чрезмерного перегиба в данном отношении. Да, есть перебор в плане подачи антигероев, которые тут показаны очень однобоко. Тот же Дятлов, например, ведет себя, как полный козёл. Но не все черно-белое. Яркий пример - Щербина и эволюция его образа.
Ну а про ложь и сокрытие информации - конечно же они были. Как есть и сейчас. Если бы все это дело снимали наши - наверное, сгладили бы многие углы. Но стал бы от того сериал достовернее?.. Большой вопрос.
Нет, я не воспринимаю "Чернобыль" за истину в последней инстанции. Это всего лишь художественная версия, активно опирающаяся на реальные факты. Однако отрицать бессмысленно - по содержанию и качеству исполнения это лучшая и наиболее полная хроника событий в видеоформате на настоящий момент. Работа, выполненная ответственно, и с безмерным уважением к ликвидаторам и всем тем, кто не позволил аварии нанести больший ущерб.
Сериал "Чернобыль" от HBO стал событием и УЖЕ по факту одним из лучших сериалов 2019-го года. Это яркий пример того, что самые трагичные сюжеты из жизни могут быть актуальны и востребованы по сей день. И что память о подобных исторических событиях нужно беречь и сохранять даже чужими руками.
Охрененный отзыв! Спасибо, все ваши слова и мысли - именно то что и было в сериале! Который, к слову, мне и моим родителям!!!(которые сначала даже смотреть не хотели, мол что америкосы могут снять) очень понравился!
Очень нужно посмотреть сериал детям старших классов, в школе это проходят сейчас очень поверхностно. Хотя мы живём за пару сотен км от Чернобыля и эта катастрофа была не так давно. Но по сути они ничего не знают. Пусть каждый снимает на свой манер, но все же это нужно знать.
Очень с тобой согласна. Отличный отзыв) Фильм сильный. Но я не удивлена, что многих бомбит по поводу сериала. Читала разные мнения, но твоя оценка мне очень близка 😊
😉 Бомбит, в основном, из-за голых шахтеров и того, что пьют все поголовно. Но эти мелочи коренным образом ничего не меняют - ни сценария катастрофы, ни ее последствий. "Клюквы" минимум, она не настолько значима.
Читала книгу Дятлова, полностью на его стороне. Не может быть реактор спроектирован так, чтобы безопасность была отдана на откуп персонала. Автоматика должна за этим следить. В сериале не понравился образ Дятлова, слишком отрицательный. И клюква есть - как же, а шахтеры? Из звуков мне понравился гул реактора - писали, что это записали звук двери на АЭС в Латвии.
Автоматика была отключена, потому что проводились испытания. Там целая совокупность факторов сложилась в пользу взрыва. С шахтерами полностью согласен. Тут американцы налепили отсебятины.
Показатель ОЗР (который как раз и мог сигнализировать об опасности) не отслеживался в реальном времени - он считался по запросу в течение 20 минут, еще и за распечаткой надо было сходить. Концевой эффект стержней был оставлен разработчиками без внимания. Лучшее доказательство этому - доработка этого типа реактора, после аварии были исправлены оба недостатка. Пишу об этом в отзыве на книгу Дятлова, можно в моих отзывах почитать.
Когда сериал только-только вышел, я была в отпуске далеко от России. В отеле был один международный русскоговорящий новостной канал и два вечера они потратили на «Чернобыль». Какой-то самодовольный ведущий с саркастической улыбкой перечислял ляпы сериала - и окна не те, и чайник не тот, и вообще всё не то, смотреть не стоит. В заключении - «ну этож американцы, что с них взять.» И так мне тошно стало. Сериал ведь не про окна и не про чайники. Спасибо надо говорить, что так качественно, пусть и слегка «художественно» показали нашу историю. Прилетаю домой и первое, что слышу - наш актёр собирается снять фильм про Чернобыль. И нет, это вовсе не ответ американцам, и не желание срубить денег на популярной нынче теме. Ещё противнее стало. И спасибо за отзыв, что не было ни слова про пластиковые окна)) У меня аж глаз дергается, когда про них читаю.
Это, глядя на рейтинг "Чернобыля", у наших совесть заговорила 😉 Тоже слышал, что наши будут ответку снимать.
По ТВ очень любят хаять Запад, по любому поводу. А тут сериал по нашей истории сняли лучше нас самих. Хвалить такое, как стрелять себе в ногу 😊
Честно говоря, про окна и чайник удивлен. Декорации и антураж воссозданы очень аутентично. Те, кто помнит 80-е, найдут в сериале тысячу знакомых мелочей.
Про эти ляпы я наслушалась еще до просмотра, но во время ни одного не заметила - настолько сериал захватил. Наоборот, с первых кадров как будто в детство вернулась. Потом удивлялась, какие глазастые зрители бывают))
Очень интересная рецензия получилась. Главное достоинство сериала, что благодаря ему, подогрелся интерес у молодого поколения, которое менее знаком с этой трагедией