Санкт-Петербург по праву является северной столицей России. Осмотр достопримечательностей входит в программу пребывания всех гостей города. Я тоже не стала исключением. Подробно, о том, что нужно обязательно посмотреть в Санкт-Петербурге и куда съездить, мною описано в отзыве про Санкт –Петербург. Повторяться мы не будем, кому интересно прочтет и сам, но вот оказывается есть и другой Питер. Мы привыкли осматривать город пешком, в крайнем случае с экскурсионного автобуса. В последнем случае вообще много интересного можно пропустить.
Ни для кого не станет новостью, что в Санкт-Петербурге много рек и соединяются они каналами, прорытыми еще в Петровские времена. Вот я и решила посмотреть на город под таким углом.
Хорошо, что в Питере с этих проблем нет. Огромное количество туристических фирм предлагают прогулки по рекам и каналам. Вам предоставят хоть отдельный катер. Все зависит от возможностей вашего кошелька.
Мы долго не стали искать и после посещения Эрмитажа, направились на ближайшую пристань, так называемую «Пристань со львами», история которой начинается с 1820 года.
Она расположена рядом с Дворцовым мостом. Львы действительно грандиозные. Впечатляют.
Лев на пристани
Недалеко от пристани установлен памятник «Петр плотник».
памятник «Петр плотник»
Выбор экскурсий там обширный: "Северная Венеция", "Возвращение в старый Петербург", "Магия ночного Петербурга" (разводные мосты).
Мы решили взять экскурсию «Северная Венеция».
Стоимость экскурсии: 700 рублей
Время отправления: 10:30, 12:30, 14:30, 16:30, 18:30, 20:30, 21.30, 22.30
Продолжительность: 1 час 10 минут
Маршрут экскурсии:
Маршрут экскурсии
От причала вверх по реке Неве до Прачечного моста - река Фонтанка – Крюков канал – река Мойка до Зимней канавки – Зимняя канавка – река Нева – причал
Достопримечательности экскурсии: на открытой палубе прогулочного корабля мы отправились по экскурсию «Северная Венеция». Корабль не большой, человек на 20. Низко расположен над водой. Мы потом поняли почему корабль так прижат к воде. Оказывается, с большой посадкой под мостами на каналах попросту не пройти. Порой они под ними еще и проход узкий, не только высота.
На противоположном берегу реки Нева, позади пристани, вдалеке сияли золотом купола Успенского собора.
Успенский собор
По тому же берегу виднелось здание Академии художеств. Оно вытянулось вдоль Университетской набережной.
Академия художеств
Меньшиковский дворец протянулся вдоль большого участка реки. Зеленое здание большим количеством окон выходило на Неву. Усадьба заняла практически весь Васильевский остров. В свое время царь Петр I здесь проводил много времени, а торжественные приемы и пиры, вплоть до свадеб царственных особ, проходили только в этом дворце. С реки было видно только одно здание, но территория его пролегала вглубь острова. В глубине виднелись деревья парка. Даже то, что было видно с реки уже потрясало своей грандиозностью. Строить его начали в 1710 году и завершили в 1727 году.
Меньшиковский дворец
Кунсткамера давно стала узнаваемой достопримечательностью Санкт-Петербурга.
Кунсткамера
Ее салатовый окрас фасада узнаваем на открытках и буклетах турфирм о Санкт-Петербурге. Место диковинное, но для слабонервных туда лучше не заходить. Много человеческих органов в пробирках, уродцев всяких и т.д. Мы так и не решились туда сходить, но полюбоваться зданием снаружи, это другое дело. А любоваться есть чем. Построено в том стиле, что строились все здания в ту эпоху. В 1697-1698 годах во время своего путешествия по станам Европы присмотрел много диковинок и купил их. Чтобы разместить из для показа и была построена Кунсткамера.
Пётр I во время "великого посольства" в 1697—1698 годах осматривал крупные преуспевающие города Голландии и Англии. Увидел и заморские кабинеты «кунштов», то есть редкостей, чудес. Петра не скупясь, закупал целые коллекции и отдельные вещи: книги, приборы, инструменты, оружие, природные редкости. Эти предметы и легли в основу «государева Кабинета», а потом и Петровской Кунсткамеры, первого российского естественнонаучного музея.
Кунсткамера
Нам предстояло пройти под Дворцовым мостом.
Дворцовый мост
Мы проплывали под мостом и любовались его технической красотой. Мост разводной. В центральной части его створки одного пролета поднимаются вверх, открывая проход судам. Мост разводят в 01 час ночи. На это зрелище, не взирая на поздний час, собираются толпы зевак. На мосту есть несколько смотровых площадок, с которых открывается великолепный вид на Зимний дворец, Петропавловскую крепость, Стрелку Васильевского острова с ее строениями. Если перейти на другую сторону моста, то можно увидеть Адмиралтейство, памятник Петру I, Кунсткамеру и еще много замечательных зданий, расположившихся вдоль набережной реки Нева. Кстати фотографии, сделанные с моста, имеют отличный ракурс. Мы там много на фотографировались.
История моста тоже впечатляет. В 1856 году Исаакиевский мост передвинули ближе к Стрелке, а потом в 1896 году еще раз подвинули на то место, где он сейчас стоит.
Дворцовый мост
На Стрелке Васильевского острова как всегда многолюдно. Она с воды выглядела не менее потрясающей, чем с суши. До речной прогулки мы побывали на ней и были просто в восторге от всего увиденного. История ее застройки многообразна. Сначала там хотели построить свои дворцы богатые придворные, но Петр I пожелал отдать ее под строительство общественных зданий. Здания на ней стали возводить в 1719 году.
Стрелка Васильевского острова
По левому борту нашего корабля красовалась Петропавловская крепость. Никому не нужно объяснять, какое историческое значение она имела в свое время. Сейчас же это красивейшее архитектурное строение, которое по праву занимает центральное место в архитектуре центра Северной столицы. Энергетика этого места потрясающая. Огромное количество туристов посещают ее. С воды нам были видны только часть строений крепости, но и этого хватило, чтобы понять всю мощь ее бастионов. Кстати может с воды то и самое реальное впечатление складывается, ведь крепость защищала город от врага в первую очередь с воды пришедшего. Ладно все это лирика, давайте дальше полюбуемся ее красотой и грандиозностью. Строить ее начали в 1703 году на Заячем острове.
Традиции Петропавловской крепости не менее впечатляющие, чем и сама крепость. Многие знают, что в 12 часов дня, т.е. в полдень, с Нарышкина бастиона звучит пушечный выстрел. Зато наверняка вы не знаете откуда пошла эта традиция. Еще с 1730 года начало и конец рабочего дня обозначали выстрелом. Часы в то время были редкостью и позволить их носить могли только очень богатые люди, но явно они не работали на строительстве крепости. С систему это вошло с 1873 года и прекратилось в 1934 году. После второй мировой войны в 1957 году традицию снова возобновили.
Крепость была заложена 16 мая 1703 года по совместному плану Петра 1 и французского инженера Ламбера: 6 бастионов, соединённых куртинами, 2 равелина, кронверк (первоначально дерево-земляные, в 1730-е-1740-е и 1780-е годы одеты камнем). В 1703 году Заячий остров был соединён с Петроградской стороной Иоанновским мостом.
Петропавловская крепость,
Перед нами открывался Троицкий мост. Мост тоже разводной, как и Дворцовый. На него тоже приходят любоваться туристы. Кроме этого это самый кратчайший путь от Летнего сада до Петропавловской крепости. По нему мы гуляли ранее этим маршрутом. Первый мост на этом месте датирован 1803 годом.
Троицкий мост
Троицкий мост
Рядом с мостом в сквере расположилась Троицкая часовня.
Троицкая часовня
Нас на большой скорости обогнала «Ракета». Такие суда здесь эксплуатируются на перевозках пассажиров в ближайшие с Санкт-Петербургом населенные пункты, в том числе и Петергоф.
Ракета на фоне гостиницы Санкт-Петербург
У одного причала был пришвартован старинный фрегат. Это оказывается ресторан «Фрегат». Выглядит он с воды просто потрясающим.
Ресторан "Фрегат"
Далее по левому от нас берегу расположились здания академии.
Здания академий
До Литейного моста мы не доплыли, но вид его тоже был не менее грандиозен. Мост, как и ближайшие, тоже разводится по ночам для прохода судов. Под ним глубина 24 метра. Построили его в 1875 году.
Литейный мост
Наш корабль резко свернул вправо и под углом 90* вошел в русло реки Фонтанка. Мы прошли мимо летнего дворца Петра I, который утопал в зелени Летнего Сада. Мы прошли под Пантелеймоновским мостом. Мост на протяжении веков изменял не только свой внешний вид, но и назначение. Сначала это был мост-акведук. Построили его в 1726 году, а в 1749 году был построен новый мост.
Река Фонтанка
Река нас поразила обилием застроек вдоль ее берегов. До 1712 года она называлась Ерик или Безымянный Ерик.
Пантелеймоноский мост
Наш корабль проплывал мимо здания врачебного факультета Академии.
Врачебный факультет
В 1712 году, фельдмаршалу графу Шереметьеву Петром I был пожалован участок земли на котором впоследствии был построен деревянный, а потом и каменный дворец.
Шереметьевский дворец
Одним из самых знаменитых и естественно узнаваемых является Аничков мост.
Аничков мост
По его углам расположены скульптуры лошадей, которых усмиряют всадники. Вокруг этих скульптур всегда много туристов, особенно любят возле них фотографироваться гости с Востока и Юго-Востока. Этот мост является одним из основных мостов Невского проспекта – главной артерии Санкт-Петербурга. Наш корабль проплывал под этим мостом и вид его со стороны воды отличался от того, что мы видели, гуляя по нему.
История моста очень интересная. В 1716 году он имел протяженность 200 метров. Стоили его саперы инженер-подполковника Аничкова. С тех пор мост так и называется.
В 1716 годучерез Фонтанку был построен деревянный балочный многопролётный мост на свайных опорах, перекрывавший как сам проток, так и заболоченную пойму. Мост был достаточно большой длины, так как сама Фонтанка тогда представляла собой внушительную водную преграду и имела ширину около 200 метров. Строился мост силами инженерного батальона, которым командовал инженер-подполковник Михаил Аничков. Батальон Аничкова размещался на берегу Фонтанки в старой финской деревне, прозванной с тех пор «Аничковой слободой».
Аничков мост
Далее на нашем маршруте располагался Аничков дворец, Мемориальная библиотека князя Голицына.
Мемориальная библиотека князя Голицына
Первый мост был построен в 1788 году. Ранее он носил названия Екатерининский, Чернышев мост, а с 1948 года стал называться мост Ломоносова.
Мост Ломоносова
Мы проплывали мимо Большого драматического театра,
Большой драматический театр
клиники хирургии Куприянова.
Клиника хирургии Куприянова
Вдоль берегов Фонтанки расположено большое количество просто потрясающих зданий и если рассказывать про каждое из них, то это займет очень много времени, да и, попросту, утомит Вас.
Мы подплывали к Обуховскому мосту. Первый мост на этом месте возвели в 1717 году, а в 1785 году построили каменный.
Обуховский мост
В глубине квартала виднелись голубые купола Троицкого собора. Он отличался от других цветовой гаммой. Датой его образования принято считать 1733 год, когда лейб-гвардии Измайловский полк прибыл в Санкт-Петербург и заложил походный храм.
Троицкий собор
Наш маршрут проходил дальше через Крюков канал, в который, с реки Фонтанка, свернул наш прогулочный корабль.
Колокольня Богоявленского Морского собора, как огромный столб возникла справа по ходу нашего движения. Ее высота поразила нас. Мы любовались ее снизу-вверх, и она казалась нам высоченной.
Колокольня Богоявленского Морского собора
Выйдя на пересечение с рекой Мойка, мы увидели остров, поросший зеленью. Сквозь деревья зданий не было видно. Это была Новая Голландия.
Новая Голландия
В Петровские времена на острове, образованным Мойкой, Адмиралтейским и Крюковым каналами, жили голландские корабелы. Вся атмосфера там напоминала голландскую и те места стали называть Голландией.
Новая Голландия
Мы повернули направо и вошла в реку Мойка. Пройдя под Поцелуевым мостом вскоре по правому борту возникло здание Юсуповского дворца.
Юсуповский дворец
Корабль наш медленно проплывал мимо доходных домов разных купцов. Слева, чуть поодаль от нашего маршрута, виднелся купол Исаакиевского собора. В последнее время вокруг него много шумихи в связи с переводом из разряда музея в действующий храм.
Исаакиевский собор
Величаво восседал на коне царь НиколайI чей памятник расположен на Исаакиевской площади, мимо которой мы проплывали.
Исаакиевская площадь с памятником Николая 1
В 1971 г. гранитную набережную, недалеко от Синего моста, врезан Водомерный столб. Вид он имеет похожий четырехгранного обелиска. На нем нанесены отметки крупных наводнений 1824, 1903, 1924, 1955 и 1967 годов.
Водомерный столб
Далее мы проплыли под Синим мостом,
Синий мост - самый широкий мост города,
мимо дома Понджелиса,
Дом Понджелиса
под Красным мостом,
Красный мост
мимо ТЦ,
ТЦ У красного моста
Главного штаба музея Эрмитажаи
Главный штаб музея Эрмитажа
пройдя под эрмитажным мостом по Зимней канавке, вышли в реку Нева.
Эрмитажный мост
По левому борту раскинулись строения Дворцовой набережной, центральное место среди которых занял Зимний дворец. В нем с 1762 по 1904 года размещались резиденции русских царей.
С момента окончания строительства с 1762 году по 1904 год использовался в качестве официальной зимней резиденции российских императоров. В 1904 году Николай II перенёс постоянную резиденцию в Александровский дворец в Царском Селе. С октября 1915 года до ноября 1917 года во дворце работал госпиталь имени царевича Алексея Николаевича. С июля по ноябрь 1917 года во дворце размещалось Временное правительство. В январе 1920 года во дворце открыт Государственный музей революции, разделявший здание с Государственным Эрмитажем вплоть до 1941 года.
Зимний дворец
Мы проследовали по Неве и пришвартовались на пристани со львами, откуда и начинали свое путешествие. Рядом находилось Адмиралтейство.
Адмиралтейство
Так закончилась наша прогулка на корабле по рекам и каналам Санкт-Петербурга.
Адмиралтейство
ИТОГИ
Мы просто были восхищены от увиденного. С такой стороны Санкт-Петербург мы еще не видели, и он существенно отличался от того Питера, который мы видели гуляя пешком. Я просто влюбилась в этот город и при возможности снова побываю в этом городе.
Я путешествовала по многим местам и предлагаю посмотреть отзывы еще и о них. Поверьте, будет интересно.