Опубликовано 4 Март, 2017 - 21:11

Две загадки в мире есть: как родился — не помню, как умру — не знаю

Здравствуйте!

 

А вы возвращаетесь спустя время к школьной литературе? Конечно, Солженицына многие либо пробегают поверхностно, либо вообще минуют стороной в пользу Распутина, но нам предлагали его книги для внеклассного чтения. Несколько дней назад я искала что-нибудь в аудиоформате, чтобы слушать в дороге, и натолкнулась на "Матрёнин двор".

 

У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей.

 

10 лет прошло с тех пор, как я читала рассказ в прошлый раз. Стоит ли говорить, как много всего изменилось и в моей жизни, и в моём восприятии школьной программы? Для чтения литературы этого писателя нужен определённый жизненный опыт, чтобы не только понять прочитанное, но, что куда важнее, прочувствовать.

 

О СЮЖЕТЕ

 

"Игнатич", немолодой мужчина, летом 56-го года сходит с поезда близ села Тальново где-то по дороге на Казань. Устраивается он учителем в местную школу, и идёт в квартиранты к местной бабке Матрёне Васильне. Вот про непростую судьбу этой женщины, её нынешний быт, да и судьбу села и идёт повествование.

 

В газетах писали тогда "лампочки Ильича", а мужики, глаза тараща, говорили: "Царь Огонь!"

 

Рассказ написан от лица Игнатича. Он небольшой по объёму, но уж очень трогательный. Если у вас есть старики, если вы росли в деревне или хотя бы умеете тонко чувствовать писательские слова, то книга наверняка вызовет в вас целую бурю эмоций. Простая, но в то же время глубокая история найдёт отзыв в каждом сердце.

 

 

ОБЩЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

 

Книга в первую очередь написана про глубинку. Не про тех людей, кто смотрит на власть и ждёт подачки сверху, а про тех, кто привык рассчитывать только на себя. Матрёна - живёт по совести. Не берёт лишнего, помогает за бесплатно, других не судит и себя напоказ не выставляет. Кому-то может показаться, что история уже потеряла свою актуальность, но разве можно об этом говорить в век потреблятства?

 

Тогда люди тащили к себе домой всё, что могли унести. Порой даже не потому, что им было это нужно, а потому, что тогда всё было в дефиците. Сейчас же люди покупают ненужные вещи почти каждый день. Одежду, которую носят по 1-2 раза. Книги и журналы, которые так и пылятся на полках. Еду, которую не успевают съесть и выбрасывают испорченной. Кто-то образ жизни Матрёны осудит, но я считаю, что пусть будет так, чем как у её соседей.

 

Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни. Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев.

 

Хотя, конечно, Солженицына можно и обвинить в том, что образ Матрёны вышел уж слишком праведным. Такие люди, конечно, встречаются и по сей день, но на её фоне все остальные персонажи выглядят прямой противоположностью. Разве что тот самый Игнатич, "закадровый рассказчик", располагает к себе и поступками, и совестью в нём говорящей. Но по большей части рассказ вышел жизненным и тонким, но персонажи - выдуманными.

 

Хотя послевоенные годы чувствуются хорошо. Я, конечно, в ту пору не жила, но перечитала много книг про 50-е, пересмотрела массу советских фильмов. Истории Солженицына отличаются тем, что он показывает реальную картинку мира, а не то, что хотели видеть члены Партии. Именно за этого его и не любили - за правду. Во время чтения рассказа вы ни раз столкнёте с тем, как писатель ругает власть. Хотя даже не сколько ругает, сколько сетует на абсурдность некоторых решений и требований.

 

 

-- А что -- пенсия? -- возражали другие. -- Государство -- оно минутное. Сегодня, вишь, дало, а завтра отымет.

 

Повествование медленно течёт - как унылая деревенская зима. Но по чуть-чуть и урывками Александр Солженицын в лице Игнатича рассказывает нам кое-что о прошлом Матрёны Васильны. По кусочкам вы соберёте историю её жизни. Узнаете про нынешнее положение Матрёны, про её родственников, про отношения с односельчанами.

 

Умело передано и это деревенское наречие, на котором говорит Матрёна и некоторые из её окружения. В моих наушниках книгу читал Борис Плотников, и он блестяще справлялся и с говором, и с интонационными акцентами. Это всё позволяло нарисовать перед глазами собственную картинку происходящего: и старенькую избу, и горницу, и колченогую кошку. Даже тараканьи лапки в каше - и те представлялись.

 

 

Все работали, как безумные, в том ожесточении, какое бывает у людей, когда пахнет большими деньгами или ждут большого угощения.

 

И хоть многие говорят, что Нобелевскую премию по литературе Александр Солженицын получил исключительно за свои трудные отношения с СССР, писатель это был выдающийся. Он не боялся идти против системы, рассказывать правду. Он умеючи делился с читателем своим взглядом на то, каким должен быть мир. Коммунизм для него не был выходом, не был ключом к идеальному обществу.

 

Несмотря на плавное повествование рассказа, вы будете чувствовать, как перед кульминацией сгущаются тучи. И хоть я знала, чем дело закончится, т. к. уже читала рассказ в школе, всё равно переживала за происходящее. Можно долго обсуждать и развязку, и персонажей. Согласна ли я с таким финалом? Мне бы хотелось другого. Наверное, я мечтала об открытом финале, чтобы самой додумать конце истории. Но Солженицын решил по-другому. И я чувствую, что его выбор был оправдан.

 

Раньше мне, кстати, Солженицын очень тяжело давался. Не хватало того самого жизненного опыта, о котором я говорила в начале отзыва. А сейчас появилось желание прочитать все его работы, чем и займусь в ближайшее время. "Один день Ивана Денисовича" уже ждёт своей очереди.

 

Кстати, "Матрёнин двор" изначально носил название "Праведница", но редактор литературного журнала, куда Александр послал свой труд, не захотел ставить такое "поучительно-назидательное" название. А у самой Матрёны Васильны есть реальный прототип. Женщина жила в деревне во Владимирской области. И на месте Игнатича был сам Солженицын, который квартировался у неё, вернувшись из ссылки и устроившись учителем в местную школу.

 

Фото избы и Матрёны можно посмотреть на сайте Риа-новости.

 

Неприятно это очень, когда ночью приходят к тебе громко и в шинелях.

 

Потратьте часа полтора на "Матрёнин двор". Не пожалеете! А в особенности горячо я рекомендую моноспектакль, который слушала в качестве своеобразной аудиокниги. Текст читает актёр Борис Плотников с музыкальным сопровождением - и это действительно шедевр! Послушать можно в вк, запись идёт 1 час 49 минут.

 

Ещё про послевоенные годы и деревню:

Иван Шамякин - Криницы

Best Regardsрекомендует
Читать все отзывы 12
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
04.03.2017
Обязательно прочту!
04.03.2017
Читала это произведение в школьные годы, но уверена, что сейчас восприняла бы его совершенно по-другому.
Ek@ аватар
Ek@
04.03.2017
Согласна относительно названия, глубина и драматизм произведения поразили меня, когда читала.
04.03.2017
Матренин двор- самый мой любимый рассказ прочитанных в школьные годы. Я даже плакала 😢 Очень сильная вещь ❗
04.03.2017
Gold Scorpions, вот я тоже слезу пустила. В школе так прочувствовать не удалось, хотя я в те годы не такой сентиментальной была, как сейчас~
04.03.2017
Я сама чего только не читала в школьные годы, но и сейчас поражает, на сколько меня потрясла эта книга.
04.03.2017
Тоже перечитываю сейчас периодически школьную литературу, и традиционную программу, и внеклассное чтение, и тоже прочла Матренин двор. Сейчас понимаю, насколько рано было мне знакомиться с подобными произведениями в столь нежном возрасте: и половины не прочувствовала, и половины не поняла. Вот аудиокниги не могу слушать, я из тех людей, которым нужно взять в руки книгу и перелистывать страницы)))
04.03.2017
Altanna, я настоятельно советую хотя бы попробовать 5 минут послушать моноспектакль, про который я писала в отзыве. Мне раньше вообще казалось, что я ни разу не аудиал: в университете не могла воспринимать лекции на слух и монотонно записывала за преподавателями каждое слово, чтобы потом спокойно перечитать. Оказалось, что просто нужна некая харизма у рассказчика, чтобы воспринимать человека на слух. Попробовала впервые слушать Гарри Поттера в исполнении Клюквина - и понеслось. Теперь не выхожу из дома, не имея в плеере какой-нибудь аудиокниги. А "Матрёнин двор" в читке Плотникова - маленький шедевр.

И про школьную литературу: всё, что мы проходим с 8-го класса и до выпуска, читать рано. Моё мнение по этому поводу многие не разделяют, но по большей части мы в своих сочинениях говорим то, что от нас хочет получить учитель, а не то, что мы на самом деле чувствуем. Мало кто способен проникнуться внутренним миром героев русской классики и работами писателей 20-го века в том числе. Я читала абсолютно всё, что нам задавали, на пятёрки писала сочинения и всегда выступала на уроках. Но сейчас я не могу сказать, что действительно понимала всё то, о чём говорила.

Школьная программа редко предлагает действительно интересные тому возрасту книги, из-за чего многие с возрастом вообще ненавидят читать, считая это безумно скучным занятием. Всё-таки большая часть этой литературы была написана для взрослых, и для точного восприятия нужен некий жизненный опыт.
05.03.2017
ваша_Маша, ну после такого отзыва попробую послушать именно это исполнение Плотниковым. Тем более, даже с музыкальным сопровождением оно. Муж предпочитает аудиоформат по причине нехватки времени, какие только озвучки не встречал: от потрясающих, с музыкальным сопровождением, с правильными акцентами от таких профессионалов, как Плотников, до монотонного бубнения) Мне одно всегда интересно - когда отвлекли/кто-то позвонил/задумались, просто отматываете назад?)
А включение возрастных глубоких произведений в школьную программу - это все-таки вынужденная необходимость. Не все будут учиться в вузах и сузах после школы, т. е. школьные годы - это единственная возможность хотя бы прикоснуться к мировому литературному наследию, хотя бы на уровне знания содержания. А по прошествии времени, кому надо, сами перечитают и пересмотрят свое отношение, как мы с вами, например))
Спасибо за отзыв.
05.03.2017
Altanna, про аудиокниги: у меня зависит от ситуации. Если это что-то из классики, объёмное и основательное, то там даже на 10 минут иногда можно отвлечься и ничего не пропустить. А вот современная литература более скоротечна и богата до событий, потому перематываю обратно. Хотя в большинстве случаев я просто ставлю на паузу.

А к книгам у меня любовь не со школы, а из семьи. Не знаю, почему вы любите читать, но из моих знакомых-книголюбов тоже все из читающих семей) Русскую классику в школе никто не любил, за исключением единичных произведений, и сейчас к ней не возвращаются. Но у меня есть привычка перечитывать то, что я уже когда-то читала, хотя в случае со школьной программой это всё обычно в рамках деревенской прозы, провинциальной жизни и военной литературы, т. е. и без того мои любимые жанры.
05.03.2017
Очень интересный отзыв. Прочла с удовольствием. Аудиокниги люблю, они спасают в условиях постоянной нехватки времени, на чтение его просто не хватает. А без книг я не могу. Обязательно прослушаю Матренин двор.
05.03.2017
ваша_Маша, вы абсолютно правы. Я тоже из читающей семьи с хорошей домашней библиотекой, за что буду всегда благодарна родителям.
Уже поставила на закачку аудиокнигу. Солженицына очень люблю, про "Матренин двор" слышала, но не помню, чтобы в школе читали. У этого писателя почти каждую фразу можно выписывать в цитату.
Прослушала. Осталась в восторге. Не понимаю только, как можно в школе это давать, разве в столь юном возрасте оценишь такое глубокое произведение?..
10.02.2018
Моё имхо, что половина школьной программы вообще не по возрасту. Потому многие взрослые и не читают, что в школе их отпугнули слишком серьёзной литературой, и у них в подкорке откладывается, что книги - это скучно.

Что касается этой книги, то я училась в гимназии, где было нормально давать по литературе что-то не из основного списка программы. Хотя вот недавно от подруги узнала, что им в 239 (та самая "лучшая школа России") давали Шаламова читать. К слову, я в 26 лет читала его рассказы, но после некоторых в себя приходила ещё час или два. Там люди трупы сокамерников едят и супы из собак варят. А на обложке тоже значилось, что для старших классов подходит.

Все дети разные: кому-то Солженицын заходит, а кому-то только Донцову можно читать. Так-то если посмотреть - большинство произведений для средней и старшей школы писали для взрослых читателей, а не для детей. Булгаков и Достоевский вряд ли задумывались, что их книги пятнадцатилетние подростки будут в школах разбирать.
Другие отзывы
Читать все отзывы 12
Смотрите также