Опубликовано 19 Март, 2019 - 22:06

Очень люблю книги Пратчетта, но не всегда читаю по циклам. То есть, мне может попасться книга третья из цикла, потом десятая и я прочитываю. Особенно люблю его книгу "Ведьмы за границей".

 

Подумав, что неплохо бы систематизировать прочитанные мною книги Пратчетта, я решила читать в правильном порядке. Нашла карту, где подробно расписаны все циклы произведений данного автора. Начать решила с цикла "Ведьмы". Из него я уже прочла весь подцикл о Тиффани Болен и многие книги (почти все) о Маграт Чесногк. Но те, что в самом начале цикла, еще не прочитаны мной, а потому, желая исправиться, начала читать все по порядку.

 

Первая книга в цикле "Ведьмы" - "Творцы заклинаний". О ней я сегодня и расскажу.

 

Немного истории Плоского мира.

Книга начинается с описания устройства Плоского мира...

...эта книга про мир. Вот он приближается. Смотрите внимательно, спецэффекты обошлись недешево.
Слышится звук контрабаса. Глубокая, вибрирующая нота, намекающая на то, что в любую секунду может вступить духовая секция, насыщая космос фанфарами. Сцена представляет собой черноту космического пространства, в которой мерцает несколько звезд, похожих на перхоть на плечах Создателя.
Потом откуда-то сверху появля-ется она (или он), огромнее, чем самый огромный, самый мерзко ощетинившийся пушками звездный крейсер, рожденный воображением режиссера-космотолога. Это черепаха, черепаха в десять тысяч миль длиной. Это Великий А'Туин, одна из редких космических рептилий, обитающих во Вселенной, где вещи меньше всего похожи на то, как-ими они должны быть, а скорее выглядят такими, какими люди их себе представляют. Великий А'Туин несет на своем изрытом метеоритными кратерами панцире четырех гигантских слонов, которые держат на исполинских плечах громадный круг Плоского мира.

 

Для тех, кто столкнулся с творчеством Пратчетта впервые, дам краткие пояснения о Плоском мире.

 

Плоский мир - особый мир, представляющий собой планету - Диск, которая, как уже понятно из названия этого мира, является плоской. Также помимо Диска в Плоском мире есть еще несколько миров (или планет, даже не знаю, как это сказать корректнее), например, владения Смерти.

 

Смерть - особый персонаж у Пратчетта. Персонаж, которому посвящен свой цикл. Я из него прочла пока только первую книгу, но планирую прочитать все, ибо персонаж оказался занимательным и колоритным. Смерть, кстати, персонаж мужского пола.

 

Ну да ладно, об этом персонаже в другой раз. Вернемся к Диску. Как и на нашей планете (кстати, о нашем мире Пратчетт тоже писал, называя его Круглым миром) на Диске существуют разные государства со своими городами и селами.

 

Обитатели Диска - не только люди, но и троли, вампиры, гоблины, гномы и многие другие существа. Разумеется, люди Диска обладают магией.

 

Но магией обладают не все люди, а лишь избранные. Так избранные женщины с магической силой - это ведьмы, а мужчины - волшебники. Магия ведьм - магия природы, а волшебники все делают по книгам, предварительно проводя какие-то рассчеты и занимаясь, как презрительно выражается одна ведьма "всякой гимметрией".

 

Волшебники могут материализовать мысль и делать всякие фокусы вроде появления огня из воздуха и так далее. Ведьмам это не дано, но они умеют предсказывать, знают всякие травы и настойки, могут летать на метле и так далее. Неписанное правило Диска (да что там Диска, всего Плоского мира), гласит, что ведьмы - только женщины, а волшебники - только мужчины.

 

Однако из любого правила есть исключения. Так произошло и в этот раз...

Сюжет.

Старый волшебник Драм Биллет брел в деревню. Вернее, даже не брел, а его заставлял брести в деревню посох.

 

Посох, кстати, неотъемлимый атрибут волшебника Плоского мира - вещь, где сосредоточена сила обладателя. Он также необходим волшебнику, как необходима ведьме метла, или остроконечная шляпа.

 

Итак, мистер Билет пришел в деревню с нелепым названием Дурной З...В общем, вы поняли. Зачем ему понадобилось идти в такую глушь? Все дело в том, что старый волшебник чувствовал - силы покидают его, а потому посоху нужен новый собственник. А собственник этот должен вот-вот родится в Дурном...В этой деревне, в общем.

 

Посох, согласно традиции, надлежало передать в руки новорожденному. Но не любому, а именно восьмому сыну восьмого сына. Кузнец повел волшебника к своему ребенку и тот вложил в руку младенца посох...

Волшебник поднял свой посох. Посох достигал в высоту челов-еческого роста и был толщиной с Биллетово запястье. А еще его покрывала резьба, которая (кузнец аж моргнул) менялась прямо на глазах, будто не хотела, чтобы посторонние видели, что именно она изображает.
– Ребенок должен взять его в руку, – сказал Драм Биллет.
Кузнец кивнул, покопался в складках одеяла и, отыскав там маленький розовый кулачок, осторожно направил его к посоху. Крошечные пальчики крепко обхватили отполированное дерево.
– Но… – вмешалась повитуха.
– Все в порядке, матушка, я знаю что делаю. Она ведьма, господин, не обращай на нее внимания. Так, что теперь?
Волшебник не ответил.
– Что нам делать те…
Кузнец, осекшись, наклонился и вгляделся в лицо старого волш-ебника. Биллет улыбался, но одним богам было ведомо, что показалось ему таким забавным.
Кузнец сунул ребенка лихорадочно мечущейся женщине, как можно более уважительно разогнул тонкие бледные пальчики и высвободил посох.

 

Все бы хорошо, но кузнец не знал пол своего ребенка. Волшебник предсказывал рождение сына, ибо у восьмого сына обязательно должен восьмым ребенком быть сын. Именно сын, никаких дочерей. Однако повитуха, которая была еще и ведьмой, немало удивила кузнеца. Сам волшебник, кстати, к тому времени умер, а потому исправить ничего не мог.

Она откинула складку одеяла. Кузнец взглянул вниз и сглотнул.
– Нет. Он же сказал…
– А что ОН мог об этом знать? – презрительно хмыкнула матушка.
– Но он же сказал, что родится сын!
– По мне так это не похоже на сына, приятель.
Кузнец тяжело хлопнулся на свой табурет и обхватил голову руками.
– Что же я натворил?! – простонал он.
– Ты подарил миру первую женщину-волшебника, – отозвалась повитуха.

 

Повитуху звали, кстати, Матушка Ветровоск. И Матушке не нравилось, что женщине передали в дар неправильную, "не женскую" магию. На Диске прежде не было женщин-волшебников, а потому ведьма боялась за судьбу малышки, ведь быть первопроходцем всегда трудно.

 

Матушка решила уничтожить посох, чтобы он не смог привить Эскарине Смит (да, девочку назвали Эскариной, это не было как-то связано с магией, просто матери нравилось имя) "мужскую" магию. Ведьма подумала, что если магия в девочке останется даже после уничтожения посоха, то Матушка обучит ее ремеслу "женской" магии (ведовству), а если магия не приживется, то нужно будет просто позабыть об этом случае.

 

Она приказала кузнецу сжечь посох...

...Но посох не сгорал, его нельзя было разрубить топором, или еще как-то уничтожить. Никак. Он просто не поддавался уничтожению.

 

В итоге Матушка сказала, что посох нужно оставить, но спрятать. Посох в итоге спрятали на чердаке, а Эскарине (или Эск, как ее звали ласково) ничего решили не говорить.

 

Так и росла Эскарина, не ведая, что обладает таинственной силой. Но порой в ее голове всплывало какое-то понимание о магии, однако выразить и четко систематизировать знания она не могла.

 

Узнав, что магия, все же, не оставила Эскарину, Матушка взяла ее в ученицы, чтобы привить ей именно "правильную" магию. Однако это было непросто. Эск мыслила, как волшебник. Она, к примеру, хотела зажигать огонь силой мысли. Матушка сразу же поспешила ее заверить, что так колдовством пользоваться нельзя.

 

Время шло, а зачатки волшебника все чаще проступали в Эскарине. Матушка долго думала, почему же нельзя и женщинам быть волшебниками. Понимала, что нельзя, но почему - понять не могла.

 

Позже, поняв, что попытать счастье девочке стоит, она решила направить Эск в город Анк-Морпорк, где находилось учебное заведение для волшебников - Незримый Университет. Надо ли говорить, что волшебники, привыкшие к тому, что их ремесло - дело мужское, рады Матушкиному решению не были. Но они плохо знают Матушку Ветровоск, если думают, что она оставит свою задумку.

 

Мнение.

Кратко обрисовав сюжет, позволю себе высказать свое мнение о книге. Честно сказать - разочарована. Да, тут, как и в остальных книгах автора, красивый слог, некий фирменный стиль, только ему характерный. Да, есть юморные и забавные моменты, но...

 

Однако, к сожалению, в книге нет ничего интригующего. Если в других, прочитанных мною книгах цикла "Ведьмы", есть некая интрига, там интересно следить за судьбой героев, то тут...Увы...Все крайне предсказуемо и это расстроило.

 

Нет чего-то, что держит твое внимание на протяжении всей книги, нет чего-то захватывающего. Эскарина в свои девять лет уже более сильная, чем остальные волшебники, ей все легко дается, у нее все получается. Эдакая умницакрасавица, знающая все обо всем и обо всех.

 

В книге нет суперзлодеев никаких. Только если в конце. То есть 70% книги ничего не происходит, нам просто рассказывают о магии Матушки Ветровоск, о том, чем отличается магия ведьм и волшебников и т.д. Лишь к концу книги появляется какая-то динамика.

 

Словом, это - единственная из всех прочитанных мною книг Пратчетта, которая не зацепила и которую я не буду перечитывать.

 

Ставлю книге три. И то чисто за красоту слога, забавные моменты и головологию (особую магию, чем-то похожую на психологию) Матушки Ветровоск. Прочесть, все же, рекомендую, поскольку книга нас знакомит с Матушкой Ветровоск и ее магией более подробно, а также потому, что эта книга - первая из ведьминского цикла. Книга из разряда "как все начиналось".

 

Однако, советую прочесть электронный вариант, а то вдруг вы окажетесь столь же придирчивы, как я и будете потом жалеть, что тратили деньги на бумажную версию.

 

Всем спасибо за внимание. С вами была Снежана Алмазова. Всех люблю-обнимаю. Пока-пока.

Достоинства
  • Красивый слог
  • Матушка Ветровоск
  • Много интересных цитат
  • Фирменный, юморной стиль автора
Недостатки
  • Затянутый сюжет
  • Матушка Ветровоск затмевает главную героиню
  • Очень все легко дается главной героине
  • Слишком предсказуемая
Снежана_Алмазоварекомендует
Читать все отзывы 11
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
20.03.2019
Интересный отзыв, а у меня вот с Пратчеттом как то не ладится пока. никак не могу понять к какому все таки возрасту относятся его книги. Местами кажутся мне слишком детскими.
Олвен, рада, что отзыв понравился. У меня с этой книгой тоже такое. Она с детской сказкой ассоциируется у меня. Про Тиффани Болен тоже, наверное, больше подростковое (хотя мне зашло, но все же), а вот про Смерть уже более серьезный цикл. Тут, видно, раз на раз не приходится.
Другие отзывы
Читать все отзывы 11
Смотрите также