Пока всевозможные поборники чистоты русского языка борются с различными заимствованиями, мало кто обращает внимание на то, что в годы Перестройки у глагола «подняться» появилось совершенно чужеродное для русской ментальности понятие. Мол, человек, добившийся успеха на своем поприще, начинает жить какой-то другой жизнью и переходит в некое иное состояние, когда он уже «поднялся».
В этом смысле блестящая картина ирландского режиссера Эшлин Уолш, которую язык в страшном сне не повернется назвать мелодрамой, является настоящей антитезой упомянутой выше мыслительной конструкции. Нет, давшая свое имя картине канадская художница Мод Льюис, вне всяких сомнений, добилась в своей профессиональной деятельности грандиозного успеха, но жизнь её это никак не изменило.
Картина начинается с рассказа об откровенно неприглядной жизни будущей художницы, которая страдает от тяжелого артрита и живет в одном доме со своей ворчливой теткой. Несмотря на трудности, которые девушка испытывает с выполнением самых базовых задач, Мод надоедает мириться с бесконечными упреками.
Девушка устраивается экономкой в дом одинокого торговца рыбой, где ей предстоит познать не только все испытания ведения хозяйства, но и крутой нрав нового «босса», который вырос в тяжелых условиях в детдоме, а потому на любую неясную ситуацию отвечает агрессией. Однако ни физические увечья Мод, ни моральные увечья её избранника не могут помешать совместному счастью, хотя девушке и понадобилось беспрецедентное терпение, чтобы хоть немного смягчить грубого спутника жизни.
Именно здесь, на краю света, в небольшом домике у дороги посреди невероятно сурового климата и прошла жизнь известной художницы. И изменилась она благодаря готовности пораженной артритом женщины радоваться жизни, а также глубокой взаимной признательности двух людей, а не из-за того, что Мод занималась написанием картин.
Искусство здесь — это неотъемлемая часть жизни, но никак не её смысл, и уж совсем точно не средство к достижению каких-то целей. Сыгравшая главную роль Салли Хокинс смогла передать не только те трудности, которые испытывают люди с тяжелыми формами артрита, но и красоту своей героини, как внутреннюю, так и внешнюю. Что касается Итана Хоука, то в его агрессивном деревенщине все-таки проскальзывали интеллигентские ноты, хотя, может быть, такова и была задумка режиссера. Так или иначе, фильм обязателен к просмотру, поскольку он по-новому смотрит на неуемное желание человека что-то постоянно менять в своей жизни.