Смотрела его в кинотеатре в 2012 году. Вышла из зала под глубочайшим впечатлением. Да, я большой поклонник фантастики, которой, к сожалению, снимается очень мало.
Фильм настолько заинтересовал, что сразу же, как лента появилась в торрентах, я сказала режиссёрскую версию, чтобы пересматривать и разгадывать. И если вы заглянули в этот отзыв, чтобы решить смотреть ли вам этот фильм или нет, то ищите режиссёрскую версию.
Чем меня покорила картина?
Атмосферность. Фильм очень атмосферный, как и все «Чужие» Ридли Скотта. Он переносит тебя в будущее, где люди во всю ивановкую бороздят далёкие миры. Компьютерная графика, спецэффекты, актёрская игра – всё выполнено шикарно.
Жестокость. Не ужас, не страх, не хорор. Наверное, это самый жестокий фильм из всей серии кинолент. «Прометей» безжалостно бьёт по вере. Обратите внимание: не по религии или конфессиям, а по вере человека в высший смысл своего существования. И тут мы вплотную подходим к тем идеям, которые поднимает лента.
Идея №1: кто наш творец и для чего он нас создал?
Мы привыкли считать, что некое космическое начало (назовём его богом), создал нас из великой любви. Он заботится о нас, как о собственных детях, ради высшей цели, уготованной нам. Он присматривает за нами и направляет, оставляет подсказки… Ну или что-то около того….
- А что, если создатель нас не любит?
- Или они нас произвёл случайно и не подозревает о нашем существовании?
- Или он сконструировал нас с одной целью – опасный эксперимент? Тогда он заботится о нас не больше, чем о лабораторной крысе, которая важна для него как источник научных знаний.
Ужасно. Значит мы здесь не ради высшего смысла? Значит мы, возможно, случайность… и всё идёт, как идёт, а не по чьему-то сценарию. И так далее в корень философского.
И ты (главная героиня) всю свою жизнь потратила на то, чтобы узнать, что нет бога, который тебя любит, а есть создатель, который является твоим конкурентом за выживание. Если ты хочешь выжить, тебе придётся его уничтожить. Или он уничтожит тебя, ради безопасности своей расы.
Ска́жете, о какой безопасности идёт речь?
Идея №2: человек – одна из самых опасных генетических разработок инженеров.
Главный нераскрытый вопрос фильма: почему инженеры хотят убить население Земли. За что они нас ненавидят, за что они нам мстят?
Ни за что.
Инженеры разрабатывали биологическое оружие: людей и чужих. Когда один из наездников воочию увидел перед собой человека, развившего технологии, чтобы выбраться с родной планеты и добраться до своего создателя… он осознал… что видит опаснейшего конкурента за выживание, который несёт смерть ему и его расе.
Борьба за ресурсы, борьба за выживание – основной инстинкт, ради которого человек может и будет убивать. Инстинкт, заставляющий нас захватывать территории, колонизировать миры, добывать ресурсы, размножаться, убивать другие разумные формы жизни или убивать друг друга.
Вот так человек смотрит на чужого и видит опасного монстра.
Инженер, глядя на человека, видит чужого.
Человек взирает на инженера и видит создателя. НО… до тех пор, пока создатель не разочаровал человека. И тогда решение само приходит Элизабет Шоу и становиться её приоритетной целью – уничтожить место обитания создателей, включая самих создателей. Кстати, андройд Дэвид тоже своим создателем не впечатлён, скорее оскорбён его несовершенством.
Интересно, а что видит чужой глядя на человека? Не считает ли он его своим создателем и не обижается ли за нелюбовь к себе? 😊
Обратите внимание насколько опасен человек: Рипли в одиночку перебила всех чужих, причём дважды. Одна человеческая единица против целого выводка генетически совершенных ксеноморфов! Однако инженер увидел монстра, намного более опасного, чем чужой. Увидел прямо перед собой, в своём логове. Осознание этого ужаснуло его, и он немедленно вынес приговор – ликвидировать соперника с помощью биологического оружия прямо сейчас!
Нет никакой ненависти. Просто инстинкт. Просто выживание, о котором мы со временем стали забывать, полагая, что стали цивилизованными 😊
Философские пасхалки. Многие фанаты уважают «Прометей» за отсылки к Ницше и Библии. Отдаю должное и автору, и зрителям, которые их находят. Я же уважаю вселенную Р. Скотта за аллегоричность, метафоричность и образность: монстр, который скрывается в груди человека. «Прометей» своими идеями достойно продолжает династию фильмов.
Пару слов о критике «Прометея»
Удивляет недовольство зрителей поведением учёных в «Прометее», мол, почему они ведут себя, как идиоты? Однако на мой взгляд ничего удивительного в их поведении нет. От слова вообще! Мне кажется, это своеобразное зеркало, отражающее нас, мы смотрим и нам не нравится, мы хотели бы видеть что-то более совершенное. Учёные ведут себя типично в стрессовых условиях. Они не роботы, а люди, ищущие бога на задворках галактики, куда они попали благодаря своему таланту и нескольким годам анабиоза в киокапсулах.
Учёные призваны исследовать мир, а значит ими движет любопытство. Ибо только увлечённый человек, искренне влюблённый с своё дело, чтобы получить ответ, может порой вести себя откровенно глупо, рискованно, не по инструкции, зато быстро и эффективно. Порой нет времени на длительный исследования и в обход правил учёные ставят эксперименты на себе, чтобы получить точный и скорый результат. Поэтому вместо пробирок и анализов, снимаем шлем и пробуем вздохнуть. Может быть в жизни такого нет, но как часто мы такое наблюдаем в картинах?
Даже в старых «Чужих», вспомните. Скотт никогда особо не уповал на адекватность человеческую, а потому в самом первом фильме 1979 года у команды «Ностромо» был очень похожий конфликт. Когда Эллен Рипли не хотела пускать на борт заражённого сотрудника, но остальные её продавили, и инструкция была нарушена, а дальше началось…
Странно слушать о том, что в «Прометее» нет чужих. Мол, слишком мало их, надо больше! Больше чужих! Неужели недостаточно 4 фильмов про них? Одни и те же монстры, пардон, тоже утомляют. В конце концов, желание реанимировать их из фильма в фильм, чтобы к концу снова героически умножить на ноль, может превратится в надоедливую привычку. Что может быть хуже заезженной пластинки? Лично я против этого. На дворе будущее пора бы уже пугать нас новыми монстрами. Лично я за неоморфов.
И тем не менее картина захватывающа!
Я не назову себя фанатом, скорее ценителем кинотворчества из вселенной о чужих. И, конечно же, я рекомендую вам смотреть «Прометея»! 👍
Шведская экранизация романа Стига Ларссона - интересная смесь красивой природы, запутанного дела и героев с непростым характером