Опубликовано 28 Декабрь, 2023 - 09:04

  • Опыт использования:
    один раз

Я не являюсь каким-то особым знатоком истории. Я её знаю только в общих чертах, в рамках советской школьной программы. Основное я, конечно, понимаю и представляю, но уже с какими-то историческими деталями, вроде показанных в фильме «Сердце Пармы» 2022, я знакомлюсь впервые. Также я понимаю, что это далеко не документальный фильм. Но всё-таки это историческая драма, пусть и с элементами фэнтази. То, что в фильм добавлено фэнтази – это вообще прекрасно: это и разнообразие, и дополнительный интерес, и конкретная необычность.

По поводу исторической достоверности: конечно, многие персонажи в фильме являются вымышленными. Но ведь основные и значимые персонажи, они же и вправду существовали, были историческими личностями, вершителями истории. Например, государь всея Руси Ива́н III Васи́льевич. Это вообще фигура космического масштаба. Недаром же его прозвали Иваном Великим и собирателем земли русской. Князь Великопермский Ермолай и его сын – Михаил, епископ Питирим, епископ Иона, московский воевода Фёдор Давыдович Пёстрый, вогульский хакан Асыка и т.д. И т.д., потому что были, конечно, и ещё князья и священники, и другой народ, эти образы также отображены в фильме.

Я об исторических личностях, показанных в этом фильме, мало что знал. После же просмотра фильма я всё-таки кое-чем поинтересовался дополнительно. Вот так: век живи – век учись. И художественное кино в этом тоже помогает. Например, епископ Иона. Его в фильме блестяще сыграл Евгений Миронов. У Ионы действительно была непростая жизнь, которую можно назвать подвигом. Он обращал в православие язычников, а это было очень непросто. Святитель Иона претерпел множество страданий и лишений, когда жил среди обращаемых. Он строил православные церкви и училища, тем самым, неся язычникам свет и спасение. Всё отображено в исторических документах.

Евгений Миронов показал Иону как твёрдого, но милосердного. Например, сцена с водружением креста – проникнуться ей, это дорогого стоит. Также в фильме есть сцена, в которой Иона просит воеводу Фёдора Пёстрого не убивать язычников. Воевода, конечно, то таких слов приходит в недоумение. Иона же объясняет, что эти люди не виноваты, и он сможет привести язычников к истинной вере Святым Крестом.

 

Иона умел признавать свои ошибки. В фильме есть сцена, в которой показано крещение язычников. Иона допускает грубость в общении с Тиче – женой Михаила. После этого, Иона, осознав свою ошибку, истово молится и кается:

Виноват пред тобой, Господи, что силой, а не проповедью пытался чад твоих к тебе же привести. Прости их, Господи, детей неразумных, освободи княгиню от оков бесовских.

Само собой, мне хочется думать, что Иона и на самом деле был таким, каким его показал Евгений Миронов в этом фильме. Для артиста, это очень непростая задача – показывать таких людей, как Иона. Например, многие из таких как я, будут судить об образе святителя Ионы по этому фильму. Я увидел человека, жизнь и поступки которого хочется брать в пример. И, например, меня жизнь Ионы мотивирует на светлые мысли, и на светлые поступки. Евгений Миронов показал Иону обычным человеком, которому свойственны и ошибки, и раскаяние, и который ради веры готов терпеть лишения. Образ получился естественным, притягательным, располагающим к себе.

 

Посмотреть фильм «Сердце Пармы» 2022 я намеривался уже давненько. Был уверен, что фильм хороший, и был уверен, что фильм мне обязательно понравится. Я всё ждал от себя подходящего настроения. Сейчас я думаю, что конкретно дождался, и с соответствующим настроением было попадание в точку. Просто фильм превзошёл все мои ожидания. Я знал, что будет эффект, но не думал, что такой сильный. Как я выбираю фильм под своё настроение? Просто интуитивно чувствую: когда нужна, например, комедия, а когда что-то серьёзное.

Дело в том, что не так давно я посмотрел фильм «Скиф» 2018. В этом фильме я, можно сказать, познакомился с актёром Александром Кузнецовым. И я был очень впечатлён и самим фильмом, и игрой Кузнецова. Актёра я, конечно, заприметил.

 

И вот, очередной подарок – «Сердце Пармы» 2022. Признаться, я был уверен, что будет что-то очень похожее, с основой из фэнтези, и того же уровня. И ещё, я был просто уверен, что «обойти» «Скифа», по крайней мере, в моём киномире, у «Сердца Пармы» не получится. Теперь я могу сказать, что я ошибался. Я, конечно, вправе говорить только за себя, но: «Сердце Пармы» 2022 по глубине мысли, погружению, по вовлечённости, по ещё большему осознанию ВАЖНОГО, и даже по исторической верности, оказался неизмеримо выше.

Сейчас мне на ум приходят кое-какие мнения зрителей. Например, есть мнение, что в фильме показано слишком много жесточайших кровавых сражений, которые можно даже назвать братоубийственными. Да, действительно, такое в «Сердце Пармы» есть, кровавых сцен много, и смотреть на них очень горько.

Я, конечно, не с Луны свалился, и фильм мне глаза на историческую правду не открыл, я всё-таки более-менее понимал происходившее и осознаю происходящее. Но, чёрт возьми, я был настолько впечатлён увиденным в фильме, что сейчас ко мне пришло какое-то даже глобальнейшее осознание того, что по-другому было совершенно невозможно. Иван III (в исполнении Фёдора Бондарчука), ближе к финалу фильма, коротко, ёмко, и предельно доходчиво объяснил князю Михаилу то, для чего он объединяет русские земли и народы.

Господь наш избрал нашу землю и наш народ, отдав продажный Рим католикам, а спесивый город Константина – туркам. Во всём мире мы теперь главная твердыня праведной веры. И потому Русь должна быть великой державой. И я этого добьюсь. Для величия нужно ЕДИНСТВО. От княжьих усобиц я горя вволю натерпелся. Я хочу из единой Руси такую глыбу сделать, чтобы все – и ляхи, и турки, и татары ежели её разгрызть захотели, зубы сломали бы. Я хочу со всех князей шапки посшибать, все народы перемешать, чтобы по всем нашим землям: от Смоленска до Чердыни, не было бы чердынцев, тверяков, московитов, русинов, чудинов, а все были бы русские. Чтобы коли Москве стали враги грозить – у чердынцев сердце захолонуло. А, коли, на Чердынь бы напали – московит сна лишился бы.

Да, Ивану III приходилось иногда пользоваться жестокими методами, но ведь в глобальной исторической перспективе, все его действия пошли только на благо и нашему государству, и всей планете. Разве стали бы такими сильными все эти мелкие княжества поодиночке? Никогда! Потому что сила – только в единстве. А как по-другому объединять разрозненные княжества, когда каждый князь гребёт под себя, и сам хочет быть самым главным?

А объединяться было необходимо, просто крайне необходимо. Иначе, когда пришла бы другая сила, тёмная сила, пришло бы зло, то наступил бы конец. И другая сила постоянно приходила, вот только регулярно ломала себе зубы о наше единство, которое так трудно порой доставалось, доставалось так, как показано в фильме. И показано очень доходчиво, с продолжительными и кровавыми сражениями, чтобы, кажется, до всех дошло, какой дорогой ценой досталось нашему народу это единство. Под «нашим народом» я подразумеваю и Асыку (большой князь вогулов, ныне манси), и язычницу Тиче, и Исура (татарского война, соратника князя Михаила). Сейчас их потомки благополучно и свободно живут. А что бы произошло, если бы советский народ не переломил хребет фашисткой гадине? Что там было в планах у этой «другой», тёмной силы – зла планетарного масштаба? Об этом нужно всегда помнить и всегда говорить: в планах нацистов было уничтожение и порабощение народов. И лишь одна сила на планете оказалась способна уничтожить это безумие, это был советский народ. Единый народ, состоящий из многих объединённых народов. А начало этому единению было положено когда-то давно, в том числе и во времена, показанные в этом фильме.

Теперь о фэнтази в фильме. Очень интересны переплетения: любовная линия переплетается с фэнтазийным миром. Этот мир то уходит, то вновь напоминает о себе: постоянного присутствия потустороннего в фильме нет, и акцента на этом нет. Языческий божок Сорни-Най – это что-то вроде мелкого беса, который, вселившись в человека, само собой, кроме мучений ему ничего не доставляет.

В фильме Сорни-Най вселяется в Тиче, и терзает её: Тиче ведь явно страдает. Одержимые этим бесом становятся оборотнями. Кому-то может показаться: о, это же круто – бац, и ты можешь мгновенно превратиться в волчицу или рысь. Более того: не замёрзнешь в зимнем лесу, или можешь, например, жестоко расправиться со своими обидчиками. Только вот, это – тёмная бесовская сила, и всё это от лукавого, а место таким тварям – в аду. Эта сила существует с единственной целью – мучить людей, вести их к погибели и вечным мукам.

В фильме показаны ужасные сцены жертвоприношений этому языческому божеству. Ужас в том, что это человеческие жертвы. Такова суть этой бесовщины. И всё-таки святитель Иона жалеет заблудших во тьме своего невежества язычников, молится о них, и молится об одержимой бесом Тиче. И по-другому эту заразу никак не одолеть – только при помощи молитвы.

 

Да, фэнтази в фильме – это тёмное фэнтази. Но так и должно быть: одно дело – относиться к фэнтезийному миру как к интересной выдумке, а вот всерьёз «играться» в Сорни-Най – это уже путь к погибели и вечным мукам. Фэнтези в этом фильме просто обязано быть тёмным. Иначе, как ещё более ярко показать, что единственным лекарством против бесовщины и всяческих плохих мыслей является молитва.

 

Ещё кое-что. Приятно было смотреть на игру Сергея Пускепалиса: все-таки он мастер. Он сыграл Полюда. И кажется, что именно вот на таких людях: на смелых, сильных, умных и честных держится справедливость в этом мире.

Запомнился и неподражаемый Алексей Кравченко. Как всегда, в своём репертуаре: грозный воин.

Ещё запомнился боевой лось Асыки – это что-то вроде танка того времени. Следующая деталь, которая запомнилась – это организованность в воске, которым командовал московский воевода Фёдор Пёстрый (актёр Виталий Кищенко).

 

Там и военная хитрость, и порядок, и строй, и слаженность, и т.д. Я был удивлён. Настоящее военное искусство. Конечно, в фильме и ещё есть много удивительного, и удивительных персонажей в том числе.

 

***

В общем, у меня есть огромное желание выделить этот фильм по-особому. Он действительно произвёл на меня сильное впечатление.

Основным чувством, которое во мне буквально воспылало при просмотре – это был патриотизм – любовь к отечеству. Я был бесконечно горд за то, что когда-то моим далёким предкам всё-таки удалось объединиться.

Да, это было очень непросто: порой объединение проходило через кровь, большую боль и трудности. Но всё-таки объединение произошло. В конечном итоге это единство обернулось исключительным благом для всех, ведь оно уже спасало планету от зла. А это – предмет отдельной гордости.

Теперь это единство уже не разрушить, и я уверен, что оно и дальше будет спасать мир от бесовщины, бороться со злом, и побеждать его.

Достоинства
  • Глубокая идея
  • Динамичный сюжет
  • Зрелищность
  • Красивая операторская работа
  • Масштабные исторические сцены
  • Музыкальное сопровождение
  • Отличные костюмы
  • Хорошие сцены битв
Отшельник_74рекомендует
Читать все отзывы 56
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Фильм, наверное, снят по книге Иванова Сердце Пармы.
Другие отзывы
Читать все отзывы 56
Смотрите также