Бумажное моделирование — кропотливое и времязатратное дело, зато результат гарантирован: это уже готовая скульптура, которую остается только перенести на физический материал.
На картонной основе делают статуэтки, маски, настенные украшения, шлемы, доспехи, оружие.
Пока идет работа, ставим изделие туда, куда не дотянутся животные и маленькие дети.
Схемы для печати на картоне называются развертками. Места соединений деталек нужно смотреть в программе Пепакура. Нам нужен .pdo файл с разверткой, который открывается в Пепакуре. Для примера у меня бесплатная развертка "череп оленя".
Окно программы Пепакура
Бумага
должна быть плотной, очень плотной: 200 г/м2. Она держит форму.
Изделие из простой офисной бумаги деформируется и проседает.
Если вы распечатали развертку на обычной офисной бумаге 80 г/м2, ее нужно наклеить на тонкий картон, плотную бумагу от реклам и т.д.
Чем режем
Я режу просто ножницами. Некоторые моделисты, добиваясь высокой точности, вырезают детали канцелярским ножом, но в таком случае нужно подложить металлическую линейку и самовосстанавливающийся коврик для резки. Если нет металлической линейки и специального коврика, канцелярский нож будет не резать, а рвать бумагу.
Вырезаем детали и продавливаем шилом места сгибов. После этого сгибаем.
Клей
Набираем клей на зубочистку и смазываем клапаны.
Обычный канцелярский ПВА не держит. Силикатный клей тоже не держит.
Жидкие гвозди держат, но этот клей дает большую усадку, и модель немного деформируется.
Дисперсия ПВА пластифицированная от Ирком держит, когда клеишь, но при шпаклевании клапаны, склеенные этой дисперсией, расходятся, а склеенные жидкими гвоздями — держатся.
Сборка черепа — два дня.
Эпоксидка
пропитывает бумагу, делая ее жесткой и прозрачной. Если по ней постучать, раздается громкий звук.
Я пробовала смазывать сверху канцелярским ПВА, силикатным клеем, лаком для волос. Эти вещества не придают достаточной твердости бумаге.
Покупаем в строительном магазине эпоксидную смолу (ЭДП). Внутри два флакончика, со смолой и с загустителем.
ЭДП навсегда остается там, куда нанесена. Когда у меня закончилась одноразовая пластиковая посуда, я вырезала емкость из сигаретной пачки.
Вынимаем немного смолы шпателем на тарелку (или сигаретную пачку), наливаем загуститель, смешиваем. Наносим смолу на череп палочкой от мороженого.
Ставим смазанное эпоксидкой изделие на пластиковый пакет — эпоксидку несложно отделить от пластика, а натекшие капли срезаются ножницами.
На упаковке указан срок застывания — сутки, но на деле больше. В холодном помещении может застывать неделю.
Шпаклевка
Для сглаживания формы и маскировки швов. Если детали не сошлись стык в стык — можно класть заплаты из туалетной бумаги и бинтов, шпаклевка все скроет.
После нанесения каждого слоя надо просушивать, шкурить наждачкой и шпаклевать еще. Нужно зашкурить до идеально ровного состояния: грунтовка и краска не выравнивают поверхность.
Берем начальную (стартовую) шпаклевку.
Не нужно пользоваться финишной шпаклевкой! Я выяснила это опытным путем: взяла финишную шпаклевку, капнула чуть-чуть воды, и она стала жиже, чем тесто для блинов. После нее все неровности, швы остаются видны.
С финишной шпаклевкой
На ремонтном сайте пишут:
Наносится тонким слоем и не предназначена для маскировки трещин или впадин, все они должны быть заделаны стартовой шпаклевкой.
Мне пришлось искать начальную шпаклевку и переделывать. Показываю: тот же череп оленя со слоем начальной шпаклевки:
С начальной шпаклевкой
И покрашенный:
Грунтовка
Для приклеивания краски. Грунтовать обязательно.
Не надо красить сразу по шпаклевке, та смешается с краской и начнет отслаиваться белыми частицами.
Что будет, если покрасить поверх шпаклевки
Покраска
Я пользовалась краской, которая осталась от ремонта — эмалью с олифой цвета "слоновая кость". В холодное время эта краска сохнет очень долго: через три дня череп все еще липкий, при прикосновении краска сходит с изделия и остается на руках. Чтобы убрать блеск, я по советам из интернета пробовала добавлять в краску зубной порошок и раствор хозяйственного мыла. Бесполезные советы, блеск остается. Однако эта краска создает прочный слой и удерживает шпаклевку от осыпания, тогда как акриловая краска легко трескается и осыпается вместе со шпаклевкой. Поэтому я крашу сначала эмалью, а поверх акрилом.
Ограничения:
В Пепакуре нет функции "вычислить масштаб изделия", которая нужна, если моделист хочет заказать материал для покрытия.
В открытом доступе небольшое количество бесплатных разверток. Если доступные не подходят, придется заказывать развертку у человека, умеющего работать с 3D-программами, или учиться моделировать самостоятельно.
Нужно найти подходящие материалы: клей, шпаклевку, которые держатся на изделии.
Долговременность процесса: наносим слой отделочного материала на лицевую часть — сушим, переворачиваем, слой на заднюю часть — сушим. Нужно начинать работу как минимум за месяц до мероприятия.