О, с каким нетерпением я ждала выхода на экран этого фильма! И пусть для большинства людей он останется незамеченным и не соберет касс, но для меня это поистине долгожданное событие, ведь вышла экранизация моей любимой книги - "Щегол" [обладателя Пулитцера] Донны Тарт.
О книге
Я читала ее дважды, и до сих пор нахожусь под впечатлением от того, насколько много пластов в ней скрыто, как много проблем она поднимает и какие интересные герои в ней описаны. Поэтому, если вы
не читали, то обязательно рекомендую и прочесть, и посмотреть!
Теодор Деккер - мальчик 13-ти лет, вместе с мамой рассматривает картины в Метрополитен музее. Он замечает девочку с дедушкой, которые тоже пришли посмотреть на картины.
Раздается взрыв - это теракт. Оглушенному мальчику умирающий дедушка буквально всовывает в руки картину, шедевр работы голландца Карела Фабрициуса 1654 года.
В теракте погибает мать Тео и мальчику предстоят долгие времена скитаний между разными семьями и людьми.С отцом ему не повезло - тот алкоголик и азартный игрок. Прожив у него не очень долго, Тео успевает подружиться с необычным и неблагополучным подростком родом из Украины - Борисом. Эта дружба во многом определит будущее главного героя, а так же оставит отпечаток у него в душе.
Борис персонаж более чем колоритный. Он взрывной, притягательный, смелый и безбашенный. Вместе никому особо не нужные парни очень часто играют во взрослую жизнь, буквально ходя по краю. Наркотики позволяют Тео проще переносить утрату мамы и свой посттравматический синдром.
А тщательно спрятанная картина делает его и заложником тайны, и сближает с матерью, с которой они стояли у "Щегла" перед взрывом. Она - его мучитель.
- Я бы вернул ее, клянусь!
Книга не только о теракте. Тут будет детективная линия, связанная с картиной, будет экшен, будет любовь. В целом роман написан про проблемы нашей современности, про изломы судьбы, про вынужденное взросление, про борьбу с душевными травмами, про дружбу и про людскую доброту, и не последнее значение имеет здесь искусство и его сила влияния на людей.
О картине
Картина "Щегол" - это реально существующий шедевр голландской живописи. На небольшого формата полотне изображена птица, сидящая на привязи на шесте. Вы можете погуглить ее, чтобы лучше себе представлять, из-за чего сыр-бор.
О фильме
За экранизацию взялся режиссер Джон Краули ("Бруклин", "Настоящий детектив"). Его фильм на 100 процентов повторяет ход событий первоисточника. Проблема только в том, что объемный и большой роман невозможно уместить в ленту киноформата. И даже 2,5 часа на большом экране не позволили отобразить все сюжетные линии и персонажей, которых слишком много. Сюжет полностью описан выше.
Для нечитавших книгу события и диалоги, вероятно, будут скучноватыми и не всегда оправданными. Не знаю, для меня было очень все понятно и логично, но не оставляло чувство, что есть монотонность и картинность в речи героев. Так не говорят настоящие люди.
Повествование перемежается флэшбеками. Основное событие книги - взрыв, показывается не вначале, а чуть ли не в конце. Отсюда и не совсем понятно, почему так страдает ГГ. Но здесь однозначно видны приемчики, используемые для того, чтобы сделать типичный фильм-конфетку. Такие флэши мы видели уже сто раз. И- интрига.
Концовка вышла динамичной и понравится, наверное, всем. Хотя сценаристы взяли и обрезали сюжетную линию с личной жизнью Теодора. Просто почикали этот серьезный момент, оставив вопросы, а что, да а как...
Кастинг, актерская игра
Как диванный директор по подбору актеров, я считаю, что не все удачно вписались в свою роль. кто-то не дотягивает по внешности. Кто-то по игре. А еще была сложная задача - чтобы актеры-взрослые совпали по игре с актерами-детьми.
Это я про то, что трех главных персонажей сыграли по два актера. Теодора, Бориса и Пиппу.
Оакс Фигли ("Пит и его дракон") и Энсел Элгорт («Малыш на драйве», "Дивергент", "Виноваты звезды") играют маленького и взрослого Тео.
Тут важно уловить связь между двумя разными актерами. И я считаю, что они оказались похожи и внешне, и по манере игры. Другой вопрос в том, что повзрослевший Тео (красавчик Энсел Элгорт) чуть пресноват и кое-где недоигрывает. По книге Тео - это очень сильно травмированный ребенок, который всю жизнь винит себя в смерти матери и + несет тайну кражи известной картины. Помимо этого, он сильно любит ту рыжую девочку Пиппу, с которой вместе пережил взрыв. А девочка быть с ним не собирается. Тео - успешный делец в мире антиквариата, а еще он - тайный наркоман. Понимаете, насколько многогранный это персонаж? Да, хронометраж не позволил отобразить все страдания и рыдания Тео на экране, но даже сцена признания в любви вышла, на мой взгляд, сухой и неэмоциональной с его стороны.
Финн Вулфард («Очень странные дела», «Оно») и Анайрин Барнард («Дюнкерк», «Война и мир») в роли маленького и взрослого Бориса....ну...имеют место быть.
Особенно горячо сыграл Финн Вулфард, которого мы все помним по роли хорошего мальчика в "Очень странных делах". Тут он 100-процентный мальчиш-плохиш и предводитель. Хотя снова персонажу не дали раскрыться из-за нехватки времени. Господи, ну пусть бы это был лучше сериал! Нужно прочесть роман, чтобы понять, какой крутой чувак Борис и за что его можно очень сильно полюбить.
Взрослый Борис немного не совпал по внешности, но манеры и повадки переняты очень правдоподобно. Экранного места он занял не слишком много, но успел внести в образ страсть. Верилось в его искренность и в то, что Теодора он за все годы порознь не забыл.
Джефри Райт в роли Хобби (антиквара, приютившего Тео после скитаний и сделавшего его человеком) мне не понравился.
Единственный темнокожий актер во всем фильме при том, что по книге речи об этом не идет. У меня только один вопрос: Райту самому было по кайфу идти сниматься в фильм из-за кинотолерантности, а не потому, что он - хороший актер? Хобби я однозначно вижу не таким. Он должен быть добрее, участливее. Он должен быть как Дед Мороз и добрый фей в судьбе Теодора. А получился мимокрокодил.
Николь Кидман в роли богатенькой миссис Барбур, приютившей Тео сразу после трагедии, выглядит, на мой взгляд, неправдоподобно.
Николь Кидман не удалось вжиться в роль персонажа (или же ей не позволили это сделать), и в фильме я вижу саму Николь, которую сначала омолодили, а потом крайне неудачно состарили. Персонаж не вызывает эмпатии, и не совсем понятна привязанность Тео к ней.
Еще одна звезда в картине - Сара Полсон в роли Ксандры, почти что мачехи Тео.
Вы знаете, она мне не понравилась. Слишком звездная актриса, слишком ухоженная и красивая для роли заезженной официантки, торгующей таблетосом в Лас-Вегасе. Но это вкусовщина. Кто любит Сару Полсон - есть шанс увидеть ее здесь.
Подбор музыкального ряда я и моя спутница сочли неудачным. Он не соответствовал моментам, не дополнял картину и не раскрывал состояние персонажей. Мы переглядывались и спрашивали друг друга: а это тут к чему? Вообще по музыке был перебор, тревожное пианино звучало без перерыва. Видимо, старались компенсировать невозможность показать душевные переживания героя, которых в книге больше чем много и они очень глубоки.
"До" и "после". Все делится на "до" и "после". А в центре всего - картина.
Личное мнение
Идеальной ли получилась экранизация? Думаю, вопрос нужно ставить иначе: насколько экранизация вышла удачной. Она удачна, но не совсем. Мне понравилось, что все здесь следует духу и букве первоисточника. Ничего не перекручено, ничего не вырезано. Все основные сюжетные линии, мотивации и поступки персонажей сохранены и перенесены в фильм под копирку. Добротно. Дорого. Слегка уныло.
Тема силы искусства в жизни людей - раскрыта. Тема трагедии людей, переживших теракт, - раскрыта. Тема мужской дружбы - раскрыта более чем. Все хорошо, все полно, но чего-то не хватает.
Фильм "Щегол" однозначно не войдет в число лучших ильмов 2019 года и в число лучших экранизаций романов тоже не войдет. Это проходное кино, которое нужно раз посмотреть, дополнить визуальным рядом свои книжные впечатления и переключиться на что-то другое.
Поймет ли фильм не читавший книгу? Мой ответ: поймет. Но многие тайные движения души ГГ пройдут мимо него.
Сходите в кино на фильм, но не забудьте прочесть и роман, ведь "книга всегда лучше"