Опубликовано 4 Февраль, 2023 - 21:41

  • Опыт использования:
    несколько раз

Театр Ильхом известен театралам далеко за пределами Ташкента и Узбекистана. Я услышал о нем впервые, когда несколько лет назад был скандал с попыткой лишить театр своей площадки. Тогда весь российский театральный истеблишмент встал на защиту Ильхома. После этой шумихи мне и захотелось там побывать - уж очень много было комплиментарных отзывов о театре. Теперь не упускаю возможность при случае ходить в Ильхом. А пока я экспат таких возможностей стало больше.

Дворик театра Ильхом

Вообще, особая известность Ильхому пришла в середине нулевых, когда убили его основателя - режиссера Марка Вайля. Мнения ученых о мотивах убийствах расходятся, но связаны в любом случае с нетерпимостью. То ли причиной послужила сексуальная ориентация режиссера, то ли спектакль "Подражая Корану", который сильно не понравился верующим зрителям.

В самом Ташкенте театр горячо любим местной богемой и собирает аншлаги. В принципе, это флагманский негостеатр Узбекистана. Хотя, например, по петербургским меркам, где сейчас изобилие неплохих частных театров, Ильхом - довольно средний по творческому уровню, но с высокой самоценкой о самом себе, чем немного забавляет насмотренную публику. Но в координатах Центральной Азии Ильхом - действительно, лучший театр в этих широтах.

Афиша Ильхома

Сам театр расположен в флигеле советской гостиницы, построенной в стиле модерн (модерновому театру - модерновое здание). Не всегда можно заметить Ильхом с улицы, так как вход - из небольшого внутреннего дворика, где висят афиши спектаклей. Внутри, в главном вестибюле, часто проходят те или иные тематические выставки, иногда даже с медиацией. Например, последний раз была выставка, посвященная шелку, и висели вот такие красочные ткани с орнаментами. Также доступен небольшой буфет, но без шампанского... Зато есть пирожные, чай, кофе. Цены доступные, не как у Богомолова. У входа продают программки и всякий мерч с логотипом театра.

Выставка в Ильхом

Удивительно, что на сцену нужно спускаться вниз, на цокольный этаж. Привык, что в театрах зрительный зал наверху (вспоминаю, что малая сцена театра им. Маяковского тоже расположена внизу). Важно, что после начала спектакля в зрительный зал уже не пустят. Это обусловлено тем, что нет никаких балконов и ярусов, а к своим местам нужно проходить через сцену.

сцена

Я был в Ильхоме на трех спектаклях: на "Федре" по Цветаевой, на "Свободном романе" по мотивам Онегина и на документальном спектакле "I love you but". Далеко не всему этому я дам восторженные реляции, но импонирует, что театр собирает в репертуар спектакли совершенно разных стилей и направлений. Расскажу немного об увиденных мною постановках.

"Свободный роман" - можно сказать, архивный спектакль. Он поставлен самим Марком Вайлем еще в 1999 году. Редкая возможность увидеть творческое наследие отца-основателя. Это Онегин с вкраплениями из других произведений Пушкина: Пир во время чумы, Гаврилиада и т.д. Причем хронометраж вкраплений такой длительный, что уже перестает быть оправданным с композиционной точки зрения. Думаю, для своего времени, такой спектакль выглядил свежо и новаторски. Но за эти 20 с лишним лет было уже очень много попыток разными режиссерами стряхнуть пыль и нафталин с заезженных строк Онегина. Самая удачная из них - нашумевший "Евгений Онегин" в театре Вахтангова, постановка опального нынче Римаса Туминаса. Здесь же, несмоторя на яркую театральность и хлесткую манеру игры, видно, что спектакль уже расходится по швам и требует режиссерского надзора. Заметно, что актеры недоотрабатывают некоторые задачи и где-то вовсе уходят в клише, а то и вообще откровенную пошлость. Но тем, кто никогда не видел Онегина, постановка может понравится и даже показаться нестандартной.

Свободный роман

"I love you but" - это уже недавняя постановка, попытка модного сейчас документального театра. Нельзя сказать, что я видел много документальных представлений, но ильхомовский спектакль натолкнул меня на мысли, что это не вполне органичный жанр для сцены. Материалом спектакля стали как личные истории актеров, так и задокументированные интервью горожан на тему травмирующей любви. По замыслу, все это должно было открыть какую-то новую искренность, но получились, конечно же, театральные маски, плохо прилаженные и в которых не всем актерам комфортно. С другой сторон, спектакль довольно смелый и актуальный. По крайней мере, нигде больше в Узбекистане со сцены не услышишь о сексуальном насилии. Но постановке не хватило выразительных эстетических приемов и яркого театрального языка для этого содержания.

I kove you but

"Федра"- вот тут у меня полный восторг. Пронзительная и разрывная саунд-драма. Единственное, что сложно следить за сюжетом, если не знаешь поэму Цветаевой или хотя бы сам греческий миф. А тут еще вкручены дополнительные сюжетные линии, в том числе самой Цветаевой. Сейчас спектакль смотрится особенно остро, в нем есть мотив бессмысленности кровопролитий. А вся сцена обернута цинком. Вот в этом спектакле как раз встретились форма и содержание

Федра - сценография

Но некоторым зрителям будет сложно: цветаевский стих неровный, рванный, ну и плюс надрывная тональность самой постановки. Но мне эта разрывность и пронзительность очень понравились. В общем, Федра отражает творческий потенциал и постановочный уровень Ильхома.

Федра - сцена из спектакля

 

Итого, Ильхом я уверенно рекомендую всем театральным зрителям, оказавшимся в Ташкенте. И очень рад, что пока в Узбекистане такое искусство не прибивают и не глушат. Театр мощный и живой, пусть не все постановки можно отнести к шедеврам, но это нормально для творческого процесса. Он - своего рода местный Гоголь-центр, который собирает думающих и понимающих зрителей. В отличие от Гоголь-центра, мне, возможно, не хватило некоторой многожанровости - хочется, чтобы у Ильхома был еще лекторий для паблик-токов, бук-кроссинг и прочие атрибуты современного арт-пространства. Надеюсь, это все впереди!

Laennecрекомендует
Читать все отзывы 4
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
05.02.2023
Интересно, хочется сходить)
05.02.2023
Mama17, рекомендую побывать, место знаковое на культурной карте города)
06.02.2023
Спасибо, обязательно посетим при случае) может даже напишу отзыв)
06.02.2023
Не все у них нравится, но ходим время от времени)
06.02.2023
sempreshatto3, спасибо за отклик)
Почему то думала что в средней азии нет театров 😜
Здорово, что искусство есть везде 😊
08.02.2023
Нежная девочка, при СССР же в каждом областном центре старались театр делать.. Но сейчас многие зарубежные русские театры в удручающем состоянии находятся, конечно.
29.09.2024
Класс!!!
Тоже беру на заметку!
21.10.2024
Спасибо!
Надеюсь, удалось посетить во время Вашей поездки)
Другие отзывы
Читать все отзывы 4
Смотрите также