Трасса М-10 "Россия" - по сути одна из самых главных междугородних дорог в России. Она связывает две столицы и до постройки и открытия в 2018 году трассы М-11 была единственной (самой короткой) дорогой из Петербурга в Москву.
На данный момент трасса фактически стала бесплатным дублером М-11. Но в районе Твери - М-11 до сих пор не построена и все движение, как и прежде, идет по старой трассе.
Сейчас есть выбор или трасса М-11 (платная, скоростная) или М-10 (старая и бесплатная). Можно чередовать и проехать только некоторые участки по М-10. Трассы идут практически параллельно друг другу -
(приношу извинения за качество фото - я был за рулем и это скриншоты с регистратора).
Впервые я проехал по этой дороге в качестве пассажира еще в 2009. Честно говоря дорога меня тогда просто вымотала! Сплошные фуры, пробки. Весь путь в одну сторону занял около 9 часов, а обратно все 12! И это при том, что не такая уж и длинная эта трасса - почти 700 км.
В чем же недостатки трассы?
1. Трасса узкая. Не хватает 1 ряда. Почему она такая - мне непонятно. Очевидно, что такая дорога в случае какого-нибудь затора, аварии обречена на пробки. Выглядит все так -
Два ряда в одну сторону, один в другую. Периодически разметка меняется, чтобы все было равномерно и можно было опередить другие машины. Думаю, не так сложно было бы чуть расширить дорогу и сделать по 2 ряда в каждую сторону. Ведь сразу бы ехать стало проще.
Единственное нормальное "широкое" место на трассе участок около съезда на Новгород -
Здесь можно ехать спокойнее. Встречка отделена.
2. Множество населенных пунктов. Как следствие ограничение скорости. Из-за этого можно ехать ооочень долго! Если скорость превышать - то прилетит штраф - почти в каждом населенном пункте камеры. Особенно, я обратил внимание их любят ставить на выезде, когда кажется, что можно разгоняться, но населенный пункт еще не кончился. Вот как здесь. Камера фиксирует проезд знака -
Также в населенных пунктах добавляются пешеходные переходы и нужно быть очень внимательным -
3. Нет разделителей между полосами
На мой взгляд трасса очень опасна. Не дай бог вовремя не среагировал и не повернул - вылетишь на встречку. Смотрите, заканчивается полоса для опережения - и нужно примать решение - рисковать и обогнать машину справа или пропустить её и ехать с той скоростью с которой едет она -
Заканчивается ряд и дальше на его месте будет ряд для встречного движения. И все это на одном уровне!
Кроме этих, других особых недостатков я не увидел. По качеству полотна трасса ничуть не уступает М-11. Ям, колдобин нет. Даже скажу больше - трасса имеет множество достоинств по сравнению с новой М-11:
Достоинства:
1. Трасса бесплатная! Собственно тут и комментировать нечего. Поездка по платной трассе Москва-Питер обойдется почти в 2500 рублей (в 2021 году). Тут же можно эти деньги сэкономить. Но правда и ехать придется дольше. Не зря говорят - "Время - деньги".
2. На трассе множество заправок.
В отличии от М-11 инфраструктура вдоль этой дороги здесь уже давно создана. Без проблем можно найти заправку как "Лукойл", например, или "Роснефть" (в отличии от М-11, где так до сих пор заправок не хватает). Кстати и бензин здесь дешевле чем на М-11.
Заправки на трассе
3. На трассе множество кафе, магазинов
Это связано, наверно, еще и с тем, что трасса проходит по оживленным местам - на пути множество населенных пунктов. Хотя из городов только один - Валдай. Да и то немного в стороне.
Тем не менее вывески с рекламами обедов можно увидеть достаточно часто -
Питание на трассе
А в случае если хотите в магазине что-нибудь купить - так они вообще рядом с дорогой есть. Вот "Магнит" например. Даже съезжать не надо. Удобно же -
Магазин у дороги
4. На трассе можно купить лесных ягод, грибов и варенья!
А вот это то ради чего мы часть пути поехали по М-10. Нам очень хотелось варенья из сосновых шишек и черники. На трассе в районе Ямской Слободы и Едрово есть вот такие частные торговые точки -
Торговля ягодами и вареньем
Варенье мы покупаем так не первый раз. Реально все натуральное и вкусное! В магазине такого не купишь. Также варенье покупаем не только себе, но и в качестве подарка родным и друзьям.
Насколько красива природа вдоль трассы и что можно увидеть?
В плане природы вот реально никаких ярких пейзажей (как например вдоль трассы "Сортавала") здесь нет. Разве только достаточно живописно в районе Валдая. Трасса идет по лесам и болотам.
В плане населенных пунктов бросается в глаза огромное количество брошенных старых домов. Видно, что домам наверно лет по сто (если не больше) и хоть они и стоят, но никому уже не нужны и медленно разрушатся. Интересен момент с архитектурой - наверно 90% деревенских домой построены по какому-то одному проекту. Со стороны улицы у них по 3 окна, а дверь где-то в глубине. Нет крылечек. Если ехать от Москвы на юг там строят более разнообразно и хаотично. На севере почему-то все по-другому. Как-будто все сговорились. И кстати это правило работает и с заброшенными столетними домами. Видимо это какая-то особенность северных домов и идет она откуда-то из глубины веков.
Заброшки вдоль дороги
Практически в каждом поселке есть "заброшки". А где-то даже едешь вдоль улицы заброшенных домов и справа и слева -
Заброшки и справа и слева
В районе деревни Хотилово прямую дорогу перекрывает... церковь! Храм стоит четко посередине и трасса его огибает -
Храм в Хотилово
Удивительно зачем его так построили? Хотя возможно сначала был храм, а потом прокладывали дорогу... Но храм оказался прямо на пути.
Кстати, когда я ездил в 2009 помню на месте храма были руины. Сейчас видно, что его восстановили.
Как нас не убил кусок железа прилетевший в стекло?
Теперь о печальном.
Каким бы не был опытным водитель, и как бы он аккуратно не ездил за рулем, что-то может зависеть совершенно от посторонних сил. Вот едешь такой, едешь. Думаешь о чем-то приятном, строишь планы на жизнь как вдруг -
... жизнь может просто оборваться в одну секунду. Такой железяки при неудачном попадании вполне хватило чтобы пробить стекло и перерезать горло. Нам же, видимо, суждено жить дальше - железка ударилась об капот и отлетела через крышу, не задев лобового стекла. Во как!
Все произошло в считанные секунды! Сначала показалось, что это деталь от фуры слева. Но дома, просматривая запись регистратора, я все же увидел, что этот кусок просто лежал на асфальте. А фура случайно зацепила его правым колесом и он полетел в нас.
Обратите внимание - 2 секунды!!!! то есть сориентироваться быстро практически невозможно. Да и резко вывернуть руль влево опасно - вдруг там машина? (а времени убедиться нет).
Так что вроде нам не повезло, а вроде и повезло... Капот и покрасить можно, а жизнь она одна....
Так, что радуйтесь жизни и цените то, что имеете!
Подводя итог
Все же при наличии перечисленных мной достоинств - лучше ехать по новой трассе М-11. На М-11 скорость выше и доедешь быстрее. По этой трассе времени уйдет больше. Но если хочется купить ягод или варенья (как мы когда ехали) - можно свернуть и на М-10.
Согласна, на дороге не все зависит от тебя самого! И эта железяка летающая - яркий пример! Хорошо, что все у вас хорошо! А у нас в Карелии много дорог, как эта. И на них, я считаю, обгонять не надо. Даже если знаки это позволяют и разметка соответствующая есть. А на Сортавала и подавно. Там то подъем, то спуск, то поворот. Не надо торопиться на тот свет.
На Сортавала на мой взгляд хоть и живописная, но опасная дорога. Там часто настолько крутые подъемы спуски, что и до последнего не понимаешь, что там дальше. Согласен - лучше ехать аккуратно.
Узкие дороги в две-три полосы - это боль. В Краснодарском крае вообще в сезон полный коллапс на трассе М4. Видимо денег нет совсем на нормальные дороги у нас в стране 😅
Мне кажется,что 700 км за 8 часов - это вообще замечательно по времени. У нас вот на юге все дороги в основном из серпантинов состоят и чтобы с Черноморья мне приехать к маме на Кавказ, нужно потратить часов 12-14 примерно на 500 км пути + очень небезопасно ехать и пробки. По этой причине предпочитаю путешествовать на поезде)