18+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) (ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН) ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ЧХАРТИШВИЛИ ГРИГОРИЕМ ШАЛВОВИЧЕМ, СОДЕРЖАЩИМСЯ В РЕЕСТРЕ ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ЧХАРТИШВИЛИ ГРИГОРИЯ ШАЛВОВИЧА, СОДЕРЖАЩЕГОСЯ В РЕЕСТРЕ ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ.
Опубликовано 30 Ноябрь, 2018 - 14:01

Небольшая повесть «Нефритовые чётки» четвёртая в одноимённом сборнике, по внешней хронологии это семнадцатое произведение об Эрасте Фандорине, по внутренней хронологии пусть это произведение будет одиннадцатым. Пьеса «Инь и Ян», хочешь, не хочешь, но заставляет пойти на условность. Действие повести происходит в 1884 г. И это, наверное, самое таинственное произведение во всей фандориане, и его скрытый смысл куда важнее интриги данной небольшой повести, хотя и она, как всегда, выше всех похвал.

 

Должен так же отметить, что я не знаком с творчеством Роберта Ханса ван Гулика под творчество которого стилизована повесть, но, понятно, почитал об этом человеке. Это, безусловно, очень интересная личность, нидерландский востоковед, дипломат, музыкант и писатель. Он долго жил в Японии и Китае и хорошо изучил эти страны, поэтому выбор Б. Акунина вполне понятен.

 

Что в этой повести главное?

 

Эти самые нефритовые чётки, невероятно могущественный магический артефакт, дарующий их обладателю бессмертие и неуязвимость, и, кроме того, усиливающий интеллект их владельца, если взять их в руки. Эти три момента не поддаются произвольному толкованию, поскольку в ходе повести полностью подтверждаются. Хотя, нужно отметить, что закоренелый скептик Эраст в это так и не поверил. Вернее, не поверил в то, что чётки дают бессмертие и неуязвимость, в то, что они усиливают интеллект, поверил даже он.

 

Пожалуй, самый интересный вопрос повести: Что такое эти чётки, или, если можно так выразиться, кто они такое?

 

Данная повесть, безусловно, конспирологическая но, похоже, в ней Акунин отдал дань не только теории Роберта Бартини, но и традиционной японской религии – синтоизму, или, точнее, новой японской религии, формирование которой идёт в Японии в последние века, на базе синтоизма и буддизма.

 

В Японии несколько последних веков, включая настоящее время, сложилась очень интересная религиозная ситуация. Дело в том, что синтоизм исповедуют 79,2 %, а 66,8 % исповедуют буддизм.

 

Как такое возможно?

 

Очень просто, большинство японцев исповедуют синтоизм и буддизм одновременно. Для страны характерен религиозный синкретизм – верующие исповедуют несколько религий одновременно, и на этой базе идёт синтез новой религии.

 

И черты этой религии просматриваются в «Нефритовых чётках». Начать нужно с того, что император Японии официально не человек, он воплощённый бог – ками, более того, прямой потомок самого могущественного божества – богини Солнца Аматэрасу Омиками. В синтоизме самое могущественное божество не мужское, а женское. Но это касается не только императора, согласно синто, все японцы не люди, а боги, воплощённые ками, это раса богов живущих на Земле, ни больше и ни меньше.

 

Ещё одна интересная черта синтоизма в том, что разумом могут обладать не только люди. Ками могут воплощаться во что угодно, в том числе и в предметы, которые традиционные религии считают неодушевлёнными. Разумным может быть дерево, камень, целая местность и т.д.

 

И на этом фоне очень интересно смотрятся собственно нефритовые чётки, Согласно синтоизма, их удивительные свойства способно объяснить только одно – они воплощение или, что, думаю, ближе к истине, частичное воплощение какого-то невероятно могущественного ками. Во всяком случае, это вытекает из всей внутренней логики данного произведения, и всего творчества Акунина. И есть вопрос: Какого божества? На этот вопрос я ответа, пока, не нашёл, но попробую высказать предположения.

 

Есть ещё интересная деталь, в ходе повести, первый и последний раз в фандориане, появляется их прежний владелец, великий китайский мудрец Те Гуанцзы. Появляется в ходе медитации Эраста, и он кое-что ему объяснил. В частности, объяснил, что жизнь строится на реинкарнации, вот это цитата:

«Слушай же, но только не умом, а духом, потому что ум подобен листку, который распускается весной и облетает осенью, а дух – это могучее дерево, живущее тысячу лет».

 

Положение о том, что жизнь строится на реинкарнации характерно, что для теории Роберта Бартини, что для буддизма, что для синтоизма, что для новой формирующейся японской религии, и, думаю, оно приведено далеко не случайно. Не менее интересно то, что Те Гуанцзы не может быть галлюцинацией Эраста. Хотя в фандориане он появляется первый и последний раз, он присутствует в других произведениях Акунина. Он один из Белых Судий, и, наряду с Чёрными Судьями, хранит равновесие в нашем мире. И, кстати, у Акунина подчёркнуто, что он действительно достиг бессмертия.

 

Если говорить об интриге повести, то она, как всегда, более, чем впечатляет. Это очередной детектив. В Москве зверски убит владелец лавки восточных редкостей, до того лавку, воде бы, ограбили, но не украли ничего ценного. В общем, преступления совершенно безмотивные, что, понятно, заинтересовало Эраста, а дальше ему, как всегда, приходится идти по лезвию бритвы, и чудом оставаться в живых.

 

Многое нефритовые чётки проявляют и в фандориане в целом. Повторяю, их обладатель бессмертен и неуязвим, а значит, Эраст не может погибнуть или умереть, что особо интересно на фоне последнего романа об Эрасте «Не прощаюсь».

 

Ну, и попытаюсь предположить: Какое божество частично воплотилось в чётках?

 

Если смотреть, опираясь на известны религии, то бессмертие, как это не дико звучит, это не так уж и сложно, его могут обеспечить многие боги. А вот с неуязвимостью сложнее. Мой анализ произведений писателей членов тайного общества «Диск», прежде всего, произведений Ивана Ефремова, однозначно привёл меня к выводу, что концепция Бартини исходит из принципа – над Кармой не властны не люди, не боги. То есть, воздаяние за его дела ждёт не только человека, но и любого бога, христианский Господь Бог, исходя из этой теории, кстати, тоже не исключение.

 

То есть, неуязвимых богов нет! Можно сказать и так, они даже себе не могут обеспечить неуязвимость, не то, что кому-то другому.

 

Но это богов, с богинями вопрос сложнее.

 

Есть одна богиня являющаяся исключением из правил – над ней не властны законы Кармы.

 

Об этой богине есть великолепное исследование у Роберта Грейвза «Белая богиня», из которого Иван Ефремов вставил целые фрагменты в роман «Таис Афинская». И вообще очень похоже, что к этой богине у писателей членов тайного общества «Диск» особое отношение.

 

Ей поклоняются, по сей день в Индии, там она известна под именем Лакшми, и там она богиня счастья. Ей поклонялись древние греки, под именем Тихе, и древние римляне, под именем Фортуна. И Иван Ефремов давал понять, что она была Великой Тройственной Богиней Атлантиды (Древнего Крита). И то, что именно эта богиня помогает Эрасту, вне всякого сомнения. Поскольку его феноменальную удачливость во всём, включая азартные игры, может обеспечить только божество, над которым не властны законы Кармы.

 

То, что в формирующейся новой японской религии самое могущественное божество женское, безусловно, очень интересно. Равно как и ясно, что не может быть могущественнее божества, чем божество, над которым не властны законы Кармы. Но можно ли отождествить Великую Тройственную Богиню и Аматэрасу Омиками это вопрос, на который, думаю, сегодня не ответит ни один религиовед. Во всяком случае, мне не попадалось сведений о том, что над Аматэрасу Омиками не властны законы Кармы.

 

Ясно так же, что, то, что именно частица души Великой Тройственной Богини воплотилась в нефритовые чётки самое вероятное. Ясно так же, что Великая Тройственная Богиня очень хочет вывести Эраста на алмазный путь, или путь Серых Ангелов – Азазеля, и пыталась это сделать с его ранней юности. Это очень хорошо видно по романам

 

"Азазель"

и

второму тому "Алмазной колесницы".

Но Эраст, как говорится, упёрся, и выбрал вместо этого конфуцианский путь благородного мужа, который и завёл его в тупик.

 

Нефритовые чётки же, являющиеся частичным её воплощением, могут помочь ей в этом.

 

Надеюсь, что дальнейшее изучение творчества Акунина и работа над отзывами на его книги помогут мне найти ответы на данные вопросы.

 

Безусловно, рекомендую повесть к прочтению.

Достоинства
  • Ключевое произведение ко всему творчеству Акунина
Недостатки
  • Нет.
Оринрекомендует
Читать все отзывы 19
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Другие отзывы
Читать все отзывы 19
Смотрите также