Я хотела бы вам рассказать об одном замечательном музее Санкт-Петербурга, о существовании которого многие жители и гости города и не догадываются.
Это Музей прикладного искусства в художественной Академии им. А.Л. Штиглица.
Вход в музей
Располагается он в здании, построенном по проекту архитектора М. Е. Месмахера в конце 19 в.
С 1953 по 2006 гг. заведение носило имя известного советского скульптора В. И. Мухиной (хотя, к слову, данный скульптор не имела никакого прямого отношения к академии).
В итоге, академии вернули имя его главного основателя - барона А. Л. Штиглица.
Именно благодаря огромным средствам, пожертвованным бароном и было построено это величественное здание.
Музей территориально расположен в Соляном переулке, дом 13 (ближайшая станция - м. Чернышевская).
Работает он только для экскурсионного обслуживания. Чтобы его посетить с экскурсией, необходимо предварительно записаться на определенный день и на конкретное время (я записывалась через группу во Вконтакте). Экскурсии проводятся со вторника по субботу, с 11:00 до 17:00. Расписание нужно узнавать заранее, в интернете. Билет стоит 700 рублей (недешево, но он того стоит). Оплата производится в кассе музея наличными.
Итак, придя в назначенное время в музей, встречаемся с экскурсоводом. Первый зал, в котором мы оказываемся - это Аванзал, оформленный в стиле итальянского Возрождения. Нарядные своды Аванзала покрыты яркой росписью.
Потолок Аванзала
Помещение Аванзала
Коридор Аваназала, копии античных скульптур
В центре Аванзала расположен вход, ведущий в Большой выставочный зал. Проходим мимо ворот и подымаемся на второй этаж. И вот перед нами открывается великолепное зрелище: это просторный зал, выполненный в стиле дворов итальянского палаццо. Рядом с лестницей установлена мраморная статуя сидящего барона. В советское время этот памятник был убран, и возвращен на прежнее место только в 2011 году.
Большой выставочный зал
Большой выставочный зал
Памятник барону
В годы ВОВ здание серьёзно пострадало, двойной купол зала был разрушен. Здесь царили холод, сырость - из-за этого многие фрески не сохранились. Экскурсовод рассказала, что после войны, студентам приходилось во дворике заниматься физкультурой - они ходили здесь на лыжах.
Проходим Большой зал и видим на стенах гипсовые копии большого фриза Пергамского алтаря (180-160 годы до н.э.). Тематика рельефных изображений – битва богов-олимпийцев с гигантами.
Гипсовые копии большого фриза Пергамского алтаря
Гипсовые копии большого фриза Пергамского алтаря
У этих фризов интересная история - изначально эти фрагменты скульптур были найдены немецкими археологами в Малой Азии и отправлены в Германию для восстановления. В конце Второй мировой войны советские войска вывезли алтарь вместе с прочими ценностями из Берлина и с 1945 года они хранились в Эрмитаже. В 1958 году Германии были возвращены фрагменты, но с условием, что с древнего памятника будет снята гипсовая копия. Та самая, которой мы сейчас можем любоваться.
Большой выставочный зал формально не относится к музею, так как здесь учатся студенты, но сюда можно попасть в ходе Большой экскурсии.
Обойдя Зал по периметру, проходим в Папскую Галерею, декор которой навеян мотивами итальянского Ренессанса и оказываемся у богато украшенной Римской лестницы.
Потолок Папской галереи
Римская лестница
Римская лестница
Далее, спустившись на первый этаж, оказываемся в Коптской галерее — здесь видим остатки росписей на стенах. В советское время стены галереи закрасили в белый цвет, но в наше время, силами студентов оригинальная роспись постепенно (к сожалению медленными темпами, т к это очень кропотливая работа) очищается от побелки.
Следующий зал - Теремок, он очень нарядный. Cводы зала после войны были также закрашены белой краской, декор был восстановлен только в 80-е годы.
Здесь же можно посмотреть коллекцию кукол разных губерний Российской Империи. Тщательно воссозданы элементы одежды, при их изготовлении использовались человеческие волосы.
Проходим еще залы - Медичи, Византийскую комнату, зал Изразцовых печей.
В каждом из залов хочется задержаться и рассмотреть роспись потолков
Одна из Изразцовых печей, представленных в зале
В музеи представлены образцы работ студентов, обучавшихся в разные годы в Академии. Один из примеров таких работ.
Хочется остановится и рассмотреть каждую деталь, но к сожалению, время экскурсии не позволяет задержаться. Экскурсия ограничена по времени и длится около 1,5-2 часов, что очень мало. Но, даже пройдя эти залы, можно оценить масштабы и красоту интерьеров, экспонатов, хранящихся в этом музее. Однозначно рекомендую посещение музея всем тем, кто интересуется искусством, дизайном, историей.